июнь 26, 2016
С начала июня 2016 года все сделки по отчуждению долей недвижимости проходят через нотариусов. Таков закон №172-ФЗ, который, по мнению экспертов, должен максимально защитить право на собственность. Однако не все согласны с этим утверждением.
Геннадий Малков, директор агентства недвижимости "Дом".
Павел Водопьянов
Чтобы продать, подарить или обменять долю в квартире, теперь нужно нанести визит нотариусу и заплатить за его визу и длительное хранение документов. За это надо заплатить 0,5% от стоимости доли плюс оплатить правовую и техническую работы. В Алтайском крае это обойдется в 2,4 тысячи рублей. В итоге сумма выходит не маленькая. Например, за продажу 1/3 доли стоимостью 800 тысяч рублей (полная стоимость объекта – 2,4 млн рублей) нужно отдать 6,4 тысячи рублей. Если продается вся квартира, разделенная на доли, то нотариальная виза обойдется в 14,4 тысячи рублей.
Впрочем, закон установил потолок – не более 20 тысяч рублей за оформление одной сделки. "У вас за эти деньги будет документ, который невозможно оспорить", - говорит Наталья Дрожжина, президент Алтайской краевой нотариальной палаты. Эксперт уверен в том, что нотариусы будут добросовестно выполнять свои обязанности: "Мы отвечаем своим имуществом. Никто не хочет потерять работу".
Однако Геннадий Малков, руководитель АН "Дом" говорит о том, что едва ли нотариусы обеспечат 100% чистоту сделок. Это просто невозможно, считает эксперт и приводит в пример приватизацию, которая в течение первых семи лет оформлялась неправильно и теперь мы пожинаем плоды. Другой пример, когда земельные участки непорядочная власть выделяет незаконно. На них кто-то строит, потом продает объект, а уже потом чиновника ловят за руку. Что произойдет с законопослушным покупателем, остается только догадываться.
Нотариусы пользуются теми же инструментами, что и риэлторы. Например, у нас есть ключи доступа к базе Росреестра и мы видим, . Но вот в прошлом году был случай: база показала, что квартира "чистая", а когда пришли на сделку в Росреестр, выяснилось, что объект обременен. Был скандал. Кто виноват? Да никто. Это программа и она может "ломаться". Нотариусы говорят, что отвечают за чистоту сделки своим имуществом. Агентству "Дом" 25 лет и я не знаю ни об одном таком случае. Даже по теории вероятности такие истории должны были произойти. И, наконец, пакет документов в итоге отправляется в Росреестр, где вновь все проверяется.
С одной стороны Геннадий Малков доволен, что закон обязал нотариусов проверять чистоту сделки: "Риэлтор не должен оказывать таких услуг. Наша задача – подобрать максимально подходящий вариант для клиента или помочь продать объект. Если сотрудник в АН "Дом" оказывает юридические консультации, мы пресекаем такие попытки. Для этого в штате есть юрист. С ним отдельно заключается договор на сопровождение сделки". С другой – эксперт сомневается в положительном эффекте от законодательного нововведения, но уверен, что оно принесет рынку неудобства.
Во-первых, нотариус регистрирует объект по месту его адреса. Если он один, то проблем не будет, а если речь идет о цепочке, то все становится гораздо сложнее. Во-вторых, нотариус по природе своей бюрократ. Таким его хочет видеть система и это правильно, но долгое вычитывание договоров также усложнит сделки. И, наконец, работа нотариуса начинается в 9.00, заканчивается в 18.00 плюс перерыв на обед. На рынке это недопустимая роскошь. В совокупности все это приведет к "пробкам" при регистрации объекта. Хотелось бы, чтобы нотариусы как можно скорее адаптировались к своим новым обязанностям.
По данным Росреестра в первом квартале 2016 года в Алтайском крае зарегистрировано 14 тысяч сделок на вторичном рынке жилья. Безусловно, не все они были поделены на доли и подлежали бы нотариальному заверению. Например, к нотариусу не идут супруги, если продают совместную собственность и в ней не выделены доли на детей. Однако эксперты говорят, что добрая половина квартир все же поделена на доли. То есть, около 7 тысяч объектов недвижимости в крае ежеквартально в обязательном порядке будут проходить через нотариусов.