Борьба с забвением. Александр Деринг и другие волонтеры рассказали, зачем им нужна "спичка"

июль 8, 2016

Скоро будет год, как на этом месте в Барнауле, не пропуская ни субботы, собираются добровольцы. Они орудуют пилами и лопатами, руками перетаскивают кирпичи и на носилках выносят мусор. В общем, делают все, что от них зависит, чтобы привести в божий вид территорию, с которой начинался Барнаул.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Сами они свое движение называют "Субботники на “спичке”". И, кажется, какой бы ни была личная мотивация у каждого из волонтеров, их объединяет одна мысль: "За то, что тебе важно и дорого, надо бороться". Спрашиваю одного из добровольцев: "Если бы не Деринг, это ваше движение состоялось бы?" — "Вряд ли", — отвечает он.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Тайны профессии

Чтобы попасть на центральную площадь заводской территории, я иду от проходной предприятия-банкрота "Алтай-град" мимо запущенных зданий, входы в которые заросли деревьями и травой. Мне видно издалека, как архитектор и руководитель мастерской "Классика" Александр Деринг, стоя в центре площади и размахивая руками, что-то объясняет волонтерам.

Вскоре они расходятся по делам субботника, а сам он отправляется по территории во главе небольшой "стайки" третьекурсников из Алтайского института культуры в сопровождении завкафедрой дизайна и архитектуры Надежды Колесник.

К тому, что Деринг — давний куратор студенческих практик, Надежда Колесник, наверное, привыкла — он уже не первый год раскрывает им тайны профессии и своими рассказами "вдыхает" в них бережное отношение к истории и ее памятникам. Да и экскурсовод он с опытом — территорию он облазил вдоль и поперек и знает о ней, по-моему, все.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Живые камни

Мы идем по земле, на которой кипела жизнь уже тогда, когда в Барнауле и архитектуры-то никакой не было. Не знаю, как у вас, читатели, но у меня промышленные развалины чаще вызывают уныние. Но развалины сереброплавильного завода — не тот случай: их можно изучать бесконечно без уныния и скуки.

Вот остатки старой плотины. "На кирпичах можно увидеть клейма заводов — кирпичных сараев, как они тогда назывались, они обозначали каждую партию", — объясняет Деринг-экскурсовод. Вот здание плавильной фабрики — немного таких старинных промышленных сооружений в стране сохранилось.

Сегодня этот заповедник барнаульской старины — уже готовый музей, пусть и неофициальный и далеко еще не обустроенный. Но когда осенью прошлого года добровольцы впервые собрались здесь на субботник, тут стояли кленовые джунгли, сквозь которые трудно было углядеть все обаяние исторических построек, этих "живых свидетелей рождения города" (так называет их Деринг). Похоже, для волонтеров движения эти камни и вправду живые: они ведь рассказывают о себе. Только надо услышать.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Взялись за пилы

О восстановлении сереброплавильного завода, где с 1942 года до конца XX века работала спичечная фабрика (в обиходе — "спичка"), Александр Деринг писал и говорил давно. Это же не просто развалины — наша история. Казалось, с ним соглашались. В 2000-х годах комплекс выкупил Григорий Гаврилов, учредитель и гендиректор компании "Алтай-град". Помнится, он даже презентовал барнаульской публике проект восстановления. "Хороший был проект", — вспоминает один из банкиров того времени, который и сам тогда вдохновился идеей.

Увы, в турбулентных условиях планы быстро изменились. Предприниматель к восстановлению не приступил, а предприятие продал "Изумрудной стране". После ее крушения и банкротства "Алтай-града" над территорией нависла угроза — банк настаивал на продаже имущества. По словам Деринга, новые разговоры о возрождении территории шли начиная с 2014 года...

Что-то мне подсказало, что снос знаменитой лестницы на ВДНХ в 2015 году, против которого возражала группа любителей барнаульской старины (включая Деринга), заставил нескольких людей объединиться и, взяв пилы, лопаты и тачки, начать делом доказывать, что для них важно и дорого в городе. "Да, лестница была катализатором", — соглашается Деринг.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Бесконечные завалы

В начале октября прошлого года директор Музея камня Сергей Бергер, тоже большой любитель истории, на свой страх и риск пригласил сюда ребят из "Школы наследников Ползунова" — есть такой факультет довузовской подготовки в техническом университете. Так, собственно, и прошел здесь первый субботник, совмещенный с экскурсией.

"Я поруководил ими", — вспоминает Деринг, договорившийся тогда с начальником охраны предприятия. А потом он бросил клич в соцсетях, и через неделю сюда пришли энтузиасты — краеведы, диггеры, горожане самого разного возраста.

Они выпиливали клены, а потом, ближе к лету, приступили к обработке гербицидами того, что от них осталось, — избавиться от упрямой растительности оказалось не так-то просто. Они выносили хлам из помещений, разгребали бесконечные завалы, эти свидетельства вселенского процесса распада вещей, потерявших хозяина.

"На запущенной территории “спички” наконец-то началась “оттепель”", — вскоре написал на своей страничке в соцсети один из участников движения, краевед и вольный фотограф Евгений Кучинев. К слову, немалая часть нынешних активистов субботников — люди, которых краевед заразил своим интересом к старине.

По законам жанра

Постепенно, шаг за шагом, волонтеры открывали красоту места — будто стирали пыль с музейных витрин. Вот стали видны остатки плотины, когда-то являвшейся частью заводского комплекса. Вот открылась на всеобщее обозрение аркада продольной стены второй плавильной фабрики. По закону жанра в этом заповеднике старины просто обязан был найтись клад. И он нашелся!

"Видите, во-он на той стороне, сразу за деревьями, красное здание? Мы обнаружили там карту 1947 года, — рассказывает Кучинев. — На карте показана узкоколейная железная дорога, которая шла от фабрики до нынешнего речного вокзала. Ее разобрали в 1950-е годы, а ведь по ней когда-то бревна возили. Сплавляли их по реке — и сюда. А еще мы нашли там разные спичечные этикетки".

Но это было еще не все: однажды "клад" сам нашел волонтеров.

"Совершенно неожиданно нашелся родственник одного из первых директоров — он еще работал на лесопильном заводе Казанцева (до переезда сюда спичечной фабрики здесь была лесопилка. — Прим. “СК”). Они жили какое-то время в Барнауле, и у этого родственника сохранилось много вещей директора — предметы мебели, посуда, вплоть до костюма, в котором тот ходил. Он прислал мне кое-какие документы и фотографии", — рассказывает Александр Деринг. Надо бы, чтобы кто-то эти исторические вещи перевез в музей, продолжает архитектор.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Волонтеры с энерджайзером

Первые недели эти субботники, если помните, у некоторых людей вызывали... скажем так, скепсис. Дерингу в первый же месяц пришлось публично растолковывать, что на руках у него все права на проведение здесь восстановительных работ.

"Есть реставрационное задание, выданное управлением культуры, есть договор на авторский надзор с нынешними собственниками в лице конкурсного управляющего и охранные обязательства с актами осмотра территории с перечнем устранений, в том числе уборкой кленов", — объяснялся он в прессе.

На вопрос, состоялись бы субботники на "спичке", если бы не Деринг, Евгений Кучинев отвечает: "Если бы кто-то пришел с улицы и сказал, что хочет здесь работать, ему бы ответили: “Ты кто такой?”. А тут через него вся организация шла, все договоренности с управляющим. Ну, и было доверие — мы с ним давно познакомились на почве интереса к истории".

Сам Деринг, конечно, говорит, что значение собственной персоны в появлении движения не хотел бы преувеличивать. "Ну, может, я и являюсь драйвером, таким, знаете, энерджайзером — как кролик в рекламе", — отшучивается он. Но, в самом деле, какое волонтерское движение без тех, кто его организует и вдохновляет?

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Слово "содействие"

В здании бывшей плавильной фабрики есть доска автографов — на ней расписываются все, кто сюда приходит. Есть на ней и ненормативный автограф местных вандалов — они давно облюбовали в одном из зданий каморку и регулярно наводят в ней беспорядок, заодно пытаясь разрушать и то, что делают участники субботников.

Но волонтеры относятся к ним философски, если могут — вылавливают и разговаривают. И все равно приходят каждую субботу. "Пытаемся хоть какую-то лепту внести", — говорит Елена Казаринова. Она в момент разговора занимается устройством клумбы на площади. "Я здесь бывал и раньше, но нелегально. А сейчас появилась возможность попасть легально, внести свой вклад в восстановление. Хотелось в этом поучаствовать, а не просто быть наблюдателем, статистом", — объясняет Евгений Кучинев.

"Почему прихожу? Не знаю. Мне здесь нравится", — говорит Иван, совсем молодой человек. "Я прихожу ради новых впечатлений. И городу хочу помочь", — объясняет его приятель.

С молодыми людьми я говорила, когда они возили на старой тачке кирпичи для строительства башни — сооружения в две трети человеческого роста в центре площади из кирпичей, бывших в употреблении. "Эта башня — она нас всех объединяет. Это такой символ. Каждый свой кирпичик внес", — объясняет Деринг. Признаюсь, и я в их объединительную башню тоже вложила кирпич.

К слову, символика "Субботников на “спичке”" — само по себе явление. Недавно здесь появилась эмблема движения — ее разработал сам Деринг. Магнитики, стикеры — все эти сувениры они начали делать не потому, что кто-то их об этом просил. "Наша задача — популяризация и содействие сохранению памятников культурного наследия. “Содействие” — вот это ключевое слово", — говорит архитектор.

Факт

9 октября 1739 года в километре от устья Барнаулки началось сооружение плотины для пруда, который был частью проекта медеплавильного завода. В 1744 году строительство пруда и завода завершилось.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Всегда в движении

Волонтерское движение "Субботники на “спичке”" стало явлением, о нем снимают репортажи, пишут статьи. Тех, кто почти не пропускает субботники, не так много — всего 10–15. Но в общей сложности за эти месяцы здесь поработали человек 300 — от школьников (под присмотром взрослых) до пенсионеров. "Да как бы не больше", — предполагает Евгений Кучинев.

У этого движения нет грантодателей. Есть только частные спонсоры, которые вносят свои небольшие деньги на покупку инвентаря и оборудования — кто 100 рублей, кто тысячу или чуть больше. Впрочем, по большей части спонсоры субботников — сами же волонтеры, которые приносят сюда свои инструменты и тратят время.

На первый взгляд, такие движения без регулярной финансовой поддержки редко существуют долго. К тому же здесь уже появился инвестор, и у него наверняка свои идеи развития территории. Но у наших волонтеров — новые планы. "Ближайшая задача — открыть виртуальный музей спичечной фабрики на сайте spichka.org. Будем сканировать фотографии — они постепенно находятся", — рассказывает Деринг.

А недавно они заявили, что намерены зарегистрировать некоммерческую организацию по содействию сохранению памятников культурного наследия края. "Деятельность нашей организации будет направлена в первую очередь на защиту нашей “спички”, территории бывшего Барнаульского сереброплавильного завода и не только", — написал Деринг на своей страничке в соцсетях.

"Очень много памятников промышленной архитектуры, и не только промышленной, до которых просто не доходят руки, — сказал архитектор. — Будем добровольными помощниками нашему госоргану, который обязан за всем этим следить. А еще хотим популяризировать их путем издания каких-то редких открыток, может быть, даже альбома. И, наверное, будем на краудфандинговой платформе собирать на его издание средства".

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Досье

Александр Федорович Деринг родился 26 ноября 1958 года в Томске. Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт, в 1980 году приехал в Барнаул по распределению. Руководит собственной архитектурной мастерской "Классика". За это время было выполнено более пятисот авторских проектов, среди них — восстановленная Никольская церковь, храм Александра Невского, торговые комплексы "Европа", "Омега", "Поместье", "Пассаж", "Орион", бизнес-центр "Идеал", "Квадро-интерьер", реконструкция "Родины" и многие другие.

Субботник на Спичечной фабрике в Барнауле.
vk.com/fabrika_spichka

Цифра

Более 300 человек приняли участие в субботниках на "спичке".