июль 15, 2016
Последние поправки в №214-ФЗ заставляют застройщиков, работающих по договорам долевого участия в строительстве (ДДУ), иметь большие уставные капиталы. Им также придется страховать свою ответственность или пользоваться услугами банков, которые проконтролируют расход денег дольщиков. По мнению экспертов, это существенно сократит количество компаний, продающих долевки, и в целом изменит рынок новостроек. А вот вопрос безопасности дольщиков остается открытым.
Недвижимость. Строительство.
Анна Зайкова, altapress.ru
Застройщикам, которые планируют работать по ДДУ, придется выполнить ряд условий. Например, если до сих пор многие строительные компании обходились 10 тысячами рублей уставного капитала, то теперь его размер зависит от количества строящихся квадратных метров жилья. Минимальная сумма — 2,5 миллиона рублей (1,5 тысячи "квадратов"), максимальная — 1,5 миллиарда рублей (500 тысяч "квадратов"). Предусмотрено 9 категорий.
Собрать уставной капитал смогут крупные компании Алтайского края с большим оборотом средств, уверены эксперты altapress.ru. Так по словам Александра Мишустина, замгенерального директора ИСК "Союз", им потребуется уставной капитал в размере примерно 150 млн. рублей и эти деньги есть: "Другое дело, что они лежат в иных статьях расхода и придется потратить время, чтобы собрать их в уставной капитал".
Для менее крупных компаний задача аккумулировать большие средства может оказаться не по силам, равно как и выполнять другие новых условия №214-ФЗ. Например, отчислять в специальный компенсационный фонд до 1% от оценочной стоимости строительства, чтобы в случае чего дольщикам могли возместить ущерб. Поэтому часть застройщиков уйдет с рынка, считает Евгений Востриков, руководитель компании "Домстрой Барнаул".
Андрей Геттих, начальник управления строительства и территориального планирования Главстроя Алтайского края считает, что "цель закона - убрать строительные компании, которые ничего не имеют, но берутся за строительство. Это такая отсекающая мера, а в целом, если в финансовую неприятность попадает крупная организация, то этот уставной капитал не решает проблему". Об этом чиновник рассказал на состоявшейся накануне пресс-конференции, посвященной изменениям в законах, регулирующих строительную отрасль.
Евгений Востриков полагает, что последние поправки заточили закон "О долевом участии в строительстве..." на крупных застройщиков, вроде тех, кто строит в Москве и Питере. Большая же часть региональных компаний перестанут работать с ДДУ. Останутся 10 из 50, подтверждает Сергей Санников, генеральный директор Ассоциации СРО "Алтайские строители". Но это не значит, что долевое строительство полностью исчезнет с рынка, говорит Ольга Дерявская: "Ведь это реальная возможность купить жилье дешевле". Но эксперт предполагает, что компании Алтайского края начнут осваивать работу в формате жилищно-строительных кооперативов (ЖСК).
Мы введем три строящиеся дома, последний в 2018 году. Больше по ДДУ мы не планируем работать. У компании есть земельные участки, но главное есть желание и возможность строить. Мы уже изучаем принципы работы в формате ЖСК, а также ведем переговоры с банками о финансировании наших проектов. Предварительные договоренности достигнуты, а это значит, что мы сможет предложить покупателям не долевку, а уже готовую квартиру.
На стадии подготовки поправок в закон, эксперты говорили о том, что сокращение объемов именно долевого строительства приведет к повышению цен на новостройки - готовые квартиры дороже тех, что только начали строить. Но эта логика была актуальна четыре года назад.
Тогда долевка "на котловане" стоила 36 тысяч рублей за "квадрат", а в готовом доме - 60. Сейчас выгода от покупки квартиры на стадии котлована нивелирована высокой инфляцией и из-за того, что себестоимость строительства повысилась. Готовые квартиры, построенные из материалов по старым ценам, стоят примерно столько же, как и долевки на стадии котлована. Потом это готовое жилье будет дороже.
Впрочем, эксперты altapress.ru не раз говорили, что цена жилья в первую очередь зависит от спроса, поэтому пока рано делать выводы, как законодательные инициативы отразятся на стоимости новых квадратных метров.
Кроме того, остаются вопросы к защищенности дольщиков. Александр Мишустин приводит в пример историю СУ-155 - крупного федерального застройщика, который из-за финансовых проблем приостановил строительство 130 жилых домов в РФ, в том числе, и в Москве. В результате пострадали около 30 тысяч дольщиков. "Компания была застрахована, но решить проблемы дольщиков СУ-155 страховщики не смогли, - говорит эксперт. - Пришлось вмешиваться государству. Придет ли оно на помощь небольшим региональным компаниям? Сомневаюсь".
А еще эксперты сомневаются, что сработает поправка в закон, которая вступит в силу с 1 июня 2017 года - возможность организовать расчет с дольщиком через специальный эскроу-счет в банке. Михаил Фокин, президент СРО "Алтайские строители" не раз подчеркивал, что из-за проблем в отрасли, банки неохотно разговаривают со строителями, предъявляют им высокие требования и дают кредиты под высокий процент.
Поправки в №214-ФЗ вступают в силу поэтапно. Окончательно закон начнет работать только 1 июня 2017 года. У строительных компаний есть год на то, чтобы перестроиться, выбрать стратегию. Пока многие застройщики не готовы озвучивать свои планы, прося хотя бы пару месяцев, чтобы досконально изучить нововведения. И потом, закон считают слишком "зеленым". "Я не готов комментировать, как именно изменится рынок, что из себя будут представлять уставные капиталы компании, как на самом деле это отразится на работе застройщиков, - говорит Юрий Гатилов, руководитель "Жилищной инициативы". - Понятно одно, закон будет обрастать поправками и подзаконными актами. Ну а мы продолжим строить".
Эскроу-счета - это банковские депозиты, на которых граждане предложат размещать средства для долевого строительства. Застройщик сможет открыть кредитную линию в том же банке и использовать заемные ресурсы для строительства объекта. При этом банк контролирует целевое использование средств. Эскроу-счета - это альтернатива страхованию застройщиком своей гражданской ответственности перед дольщиком или получению банковских гарантий.