июль 22, 2016
Президиум Алтайского краевого суда признал незаконными выводы судов предыдущих инстанций, согласно которым жительнице Барнаула, имевшей вклад в "Зернобанке", надо выплатить страховое возмещение. Он признал обоснованным утверждение "Агентства по страхованию вкладов", что фактически деньги в кассу не вносились, а имело место дробление вкладов. В решении речь идет о 16 вкладчиках, которые участвовали в схеме дробления.
"Зернобанк".
Анна Зайкова
О том, что некоторые вкладчики "Зернобанка" прибегают к дроблению своих вкладов, чтобы получить страховое возмещение от "Агентства по страхованию вкладов", мы сразу после того, как в этом банке начались серьезные проблемы. Эту операцию проводили те, у кого размер вклада превышал 1,4 млн рублей. Ведь по закону при наступлении страхового случая (отзыве лицензии у банка) пострадавшим вкладчикам выплачивают не более этой суммы.
Лицензия у "Зернобанка" была отозвана 24 сентября 2015 года. После того, как в ЦБ был назначен банк-агент по выплате страхового возмещения (это был филиал "Россельхозбанка"), жительница Барнаула, имевшая, по ее словам, вклад в этом "Зернобанке", обратилась "Россельхозбанк", так сказать, за своими деньгами. Но оказалось, что женщины нет в реестре обязательств "Зернобанка" перед вкладчиками. И страховое возмещение она не получила.
Тогда она попробовала вернуть возмещение через суд и подала заявление в Центральный райсуд. Решения первых двух инстанций были в ее пользу. И Центральный райсуд, и Алтайский краевой суд сочли ее доводы обоснованными и потребовали от "Агентства по страхованию" выплатить ей деньги в размере вклада, проценты же должен был выплатить "Зернобанк".
Но уже в июле 2016 года президиум краевого суда рассмотрел жалобу "Агентства по страхованию" и отменил решения двух инстанций, признав их незаконными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права. Вот как выглядела история с позиции госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Рихард Фаллер имел на вкладе в "Зернобанке" 20 млн рублей. Но 3 сентября 2015 года имело место дробление его вклада.
В этот день он снял деньги с вклада, но, как полагают в госкорпорации, фактического снятия не было, так как "Зернобанк" в тот момент уже не мог выдавать деньги. Затем эта сумма была разделена на 16 человек, каждый из которых в течение трех минут (с 16 часов 23 минут до 16 часов 26 минут) положил деньги на свой вклад.
Размер каждого нового вклада был не более 1,4 млн. В госкорпорации были уверены, что фактически деньги на вклад через кассу банка никто из 16 человек не вносил, а банковские проводки имели фиктивный характер, "единовременное совершение приходных и расходных записей и многочисленные признаки необъяснимо единообразного поведения множества лиц указывают на взаимосвязанность".
Как указано в решении президиума Алтайского краевого суда, "цифровые значения остатков по счетам Тоноян И.Н. (истец по делу) и других сформировались за счет средств Фаллера Р.Л. в результате формального осуществления технических записей", а "оформление банковского вклада 16 вкладчикам и выдача вклада на сумму более 20 миллионов вкладчику Фаллеру Р.Л. в течение трех минут физически невозможны".
Президиум краевого суда счел выводы госкорпорации обоснованными, дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.