июль 26, 2016
Ростелеком" трансформируется в провайдера цифровых услуг, нетрадиционных для классического рынка телекома. Об этом и о том, почему люди стали смотреть телевизор по-другому, сохранится ли стационарная телефония, будет ли "Ростелеком" инвестировать в сериалы и компьютерные игры и что он может предложить бизнесу, на встрече с региональными журналистами рассказал президент компании Сергей Калугин.
Сергей Калугин.
— Важнейший момент — организационная трансформация. Мы хотим стать современной рыночной компанией. И мы понимаем, что в современном мире конкуренция идет не за продукты, услуги и сервис, а за модель управления. Она должна позволить предоставлять услуги как можно быстрее. ZTE, Huawei — отличный тому пример. Еще 20 лет назад никто о них не знал, а теперь они мировые лидеры. А все потому, что они создали такую модель управления, которая позволяет всегда быть на шаг впереди других.
Некоторое время назад наш добрый коллега Герман Греф (председатель правления Сбербанка. — Прим. ред.), у которого мы очень многому учимся, был в корпорации Google. По его словам, там о важности системы управления говорят примерно следующее: если мы сегодня с утра не обсудим и не примем решение, то к вечеру китайцы уже сделают это. Мы это понимаем. Например, когда мы стали плотно заниматься закупками, стоимость строительства километра оптоволокна снизилась в два раза.
Нам важно найти адекватную модель управления, которая базируется на глубинных культурных кодах. Ведь главные вызовы сегодняшнего дня — это не технологии, не сети, а изменение нашей культуры. Надо, чтобы монтажник приходил на вызов вовремя и внешним видом не пугал клиента.
— Мы воплощаем в жизнь большой проект по ликвидации цифрового неравенства, проводим оптоволокно до населенных пунктов с населением 250–500 человек. Это позволяет автоматизировать системы управления, предоставлять госуслуги в электронном виде. Очень удобно. Я первый охотничий билет получал, стоя в очередях, а во второй раз просто отправил фото по почте и получил потом документ без проблем. Нам никуда от этого не деться: мир будет цифровым, и государство, оказывающее услуги населению, — тоже.
— Такая корпорация, как "Ростелеком", не может иметь главным принципом желание заработать денег. Главное — инвестировать в своих потребителей. Решая проблему цифрового неравенства, мы поднимаем технологический уровень развития страны, уж простите за патетику. Мы даем возможность многим людям включиться в процесс современной жизни, найти себя там и толкнуть вверх экономику и, следовательно, нас тоже.
— Мы внимательно анализируем трафик, который оттуда идет. Он сумасшедший. Для многих — это окно в мир. В структуре трафика много приложений типа Skype. Пожилые люди таким образом общаются с родственниками. Не поверите, это колоссальное число. Пожилые совсем не далеки от интернета, и его аудитория растет именно за счет них.
— Базовый тренд понятен: просмотр ТВ становится все более индивидуальным и нелинейным. То есть раньше люди смотрели то, что им показывали, а теперь имеют широкие возможности выбора. Но смотрят по-прежнему много. Особенно на кухнях. И у нас, и в США. Региональные особенности есть, но не очень выраженные. Например, в Санкт-Петербурге смотрят больше документального кино, а за Уралом преобладает патриотическое.
— Мы телепроизводством занимаемся. У нас есть доля в совместном производстве с ВГТРК. Мы делаем 13 кабельных каналов, самый популярный из них — "Моя планета". Мы понимаем, что интернет — это видео: до 60–70% трафика приходится именно на него. Мы много инвестируем в производство контента и технологии его потребления. И здесь задействуем разработки в сфере искусственного интеллекта — понимая, что абоненты смотрят, мы даем им рекомендации. Порядка 80% продаж видеоконтента в нашем интерактивном телевидении происходит именно по рекомендациям.
Не исключаю, что мы эту историю повернем в сторону производства контента. Netflix именно так сделал сериалы, которые вошли в топы. Они анализировали предпочтения абонентов и узнали, что один герой непременно должен быть белым мужчиной, второй — черным гомосексуалистом, а еще должна быть блондинка с определенным характером. Мы тоже анализируем интерес наших пользователей, и не исключаю, что мы будем участвовать в продакшне.
— Раньше пытались все делать сами, но поняли, что это невозможно. Если говорить об играх, то здесь есть два аспекта. Во-первых, нам очень важно давать такие тарифы, чтобы на нас подписывались. Это чисто телекомовская история, но она глубокая. Геймеры играют ночами. Мы строим сети так, чтобы они выдерживали пиковые нагрузки, которые бывают, как правило, днем. Если мы делаем так, что нашими сетями пользуются ночью, нам не нужно строить дополнительные мощности.
Мы стараемся быть гибкими, вступать в большое количество партнерств. Пока не все получается, но мы стараемся. В некоторые проекты мы инвестируем через наш венчурный фонд. Не в игры как таковые, а в программный продукт, который позволяет хорошо их делать.
— Про последнее мне ничего не известно. "Спутник" для нас не столько поисковик, сколько компания, которая несет для нас два важных преимущества. Во-первых, это горизонтальный портал (рассчитан на максимально широкую аудиторию и предлагает разноплановый контент и набор сервисов. — Прим. ред.). Для любой телекомкомпании это очень выгодно. Мы должны продавать все, что готовы купить. Во-вторых, компания занимается большими данными и искусственным интеллектом. Именно на основе поисковика мы такие компетенции для себя и нарастили. Поиск — хорошая сфера для этого. И мы не рассматриваем его как конкурента "Яндексу" и Google.
— Наша компания в силу своей специфики (у нас большое число спецпользователей) много инвестирует в то, что называлось раньше "биг дата", а теперь зовется искусственным интеллектом. Мы стараемся не только анализировать данные, но и строить прогнозы и на их основе принимать решения. В дальнейшем "Ростелеком" будет наращивать долю цифрового сегмента в своей выручке (в 2015 году она достигла 40%), продвигая дополнительные сервисы с добавленной стоимостью. Так, мы много внимания уделяем созданию геоинформационных сервисов, развиваем промышленный интернет (комплекс систем, позволяющий предприятиям повышать эффективность. — См. справку). Компания считает, что это один из главных рынков, где мы должны присутствовать. Нам важно сделать рывок в те сегменты, которые будут определять наше будущее завтра.
— Мы рассчитываем к 2020 году зарабатывать в этом сегменте 126 млрд рублей. Пока мы в самом начале. В развитых странах, например в Германии, приняли соответствующую концепцию развития "Интернет 4.0" еще 15 лет назад. И большие компании, такие как Siemens, давно в эту сферу сделали крупные инвестиции.
Понятно, что интернет вещей — рынок с самым большим потенциалом роста. Наш анализ показал, что в разных отраслях предприятия благодаря ему могут быть эффективнее на 15–40%. "Ростелеком" реализует несколько таких проектов — с энергетиками, производителями оборудования и "Роскосмосом". Но, к сожалению, их пока немного.
— С вузами мы работаем. У нас 11 кафедр. Довольны ли мы этой работой? Нет. И ответственность тут взаимная. Во-первых, мир меняется так быстро, что на некоторые вещи нам уже просто не хватает времени. Проблему понимаем. Но и наша наука гибкость свою потеряла. Да, она готовит инженеров, способных работать в ZTE и Huawei, но это узкие специалисты, ориентированные на решение прикладных задач, не способные генерировать новые смыслы, идеи. Но не все так плохо.
— В области энергетики мы, например, взаимодействуем с "Сибинтеком", в области геоинформационных сервисов — с "Роскосмосом". Партнеров много, и европейских, и американских, в том числе Siemens. Вопрос: копируем или создаем сами? Мы считаем, что должны заниматься вторым, хотя все создать самим невозможно. Вообще, стоимость каждой компании — это размер ее интеллекта. Нам важно, чтобы он был больше — это капитализируется.
— Сейчас она обеспечивает менее 40% выручки. Ежегодно мы теряем 7–8% абонентов проводной телефонии. Это общемировая тенденция. В этой сфере мы движемся в двух направлениях. С одной стороны, хотим сделать эту услугу как можно более дешевой. С другой — на основе этого продукта, в некотором роде зацементировав аудиторию, уйти в новые сегменты. Например, мы запускаем приложение "Але", которое будет переводить звонки с мобильного на стационарный телефон. То есть фиксированный номер больше не будет привязан к конкретному домохозяйству.
— Сейчас государству принадлежит 51% акций, остальные — в руках частного капитала, состоящего из первоклассных инвесторов. Влияние их очень высоко. Думаю, государство не потеряет контроль над компанией, потому что на нашей базе построено очень много опорных систем. Так или иначе государство провайдеров контролирует. Но наши акции торгуются на бирже. Их могут купить все, кто в этом заинтересован.
— Мы сейчас много инвестируем в ЦОДы (центры обработки данных. – Прим. ред.). Сейчас строим один возле Калининской АЭС, ведь в этом деле главное — цена электроэнергии. Вообще, это важнейший вопрос, который отражает уровень развития страны и общества. Мощность этого ЦОДа будет вчетверо меньше, чем у ЦОД Пентагона, и в 10 раз меньше, чем у генштаба КНР. Это хорошо говорит об уровне технологического развития страны.
Сергей Борисович Калугин родился 2 ноября 1966 года в Москве. В 1991 году окончил экономический факультет МГУ. После окончания университета работал в должности экономиста в "Инкомбанке", затем был управляющим директором по инвестициям этого предприятия и президентом инвестиционно-финансовой компании "Инком Кэпитал". С 2000 года — генеральный директор "РТР-Сигнал". С 2001 по 2007 год — руководитель компании "Национальные кабельные сети". С 2007 по 2008 год — гендиректор компании "Национальные телекоммуникации". С 2009 года — управляющий партнер WebMediaGroup. В 2009–2012 годах Калугин вновь был гендиректором "Национальных телекоммуникаций". В марте 2013 года назначен президентом "Ростелекома".
Промышленный интернет — адаптация интернета вещей для рынка В2В. В самом общем виде это набор датчиков и микросхем, которые устанавливаются на сложное оборудование и в реальном времени собирают и передают информацию о параметрах работы механизмов. С помощью полученной информации можно предсказать поломки и снизить риски аварий и простоев оборудования. Также с помощью полученных данных можно оптимизировать работу, повысить эффективность предприятия.
3 млрд рублей составила чистая прибыль "Ростелекома" за I квартал 2016 года.