Глава АРАТ рассказала о бесстрашии россиян и перспективах туризма в России

август 2, 2016

Елена Чупина этой весной во второй раз возглавила Алтайскую региональную ассоциацию туризма (АРАТ). В этом же году у нее сменился и другой статус: ее тур­агентство "Скайвэй" перестало работать самостоятельно, объединившись с фирмой "Пятница". К такому шагу привели не лучшие времена на туристическом рынке. В пик сезона Елена Чупина рассказала корреспонденту "Свободного курса" о том, как работается турагентствам сейчас, к чему привели "турецкие перипетии" и почему сама она поедет в сентябре на отдых в Крым.

Елена Чупина.
Олег Богданов

— Елена Николаевна, последние события, связанные с Турцией, внесли сумятицу в продуманный турсезон. Как вы оцениваете возвращение направления в ассортимент туроператоров, учитывая обстановку в этой стране?

— Конечно, многие туристы ждали, что Турцию вот-вот откроют. Для них новость об этом была бы радостью, ведь у многих россиян направление было любимым. Однако бум, который поднялся, был, на мой взгляд, преждевременным. Получилось, что официального открытия не случилось, а шумиха была и подняла волну вопросов. На сегодняшний день снова разрешили регулярную авиаперевозку, чартеры — пока нет.

— Что для турагентства значит работать в постоянно меняющихся условиях, когда сегодня указания сверху одни, а уже завтра — прямо противоположные?

— На практике после начала конфликта с Турцией Ростуризм запретил нам любые упоминания об этой стране. После недавнего потепления отношений мы обрадовались, потому что смогли хотя бы снова достать и поставить на полки турецкие сувениры, карты Турции, вспомнить и начать говорить вслух названия турецких отелей. Все это полгода было под запретом.

Потом туроператор "Анекс Тур" внес путаницу, вдруг поставив чартерные рейсы до их разрешения. Затем остальные туроператоры удивили всех, за неделю создав турпакеты на основе регулярных рейсов (для каждого из них это всегда было одно из приоритетных направлений). И тут последовала попытка госпереворота — туроператорам снова дали по рукам. После каждого такого события у туристов возникали вопросы, на которые им долгое время не могли ответить ни Ростуризм, ни Росавиация. А туристы адресуют вопросы турагентам.

В общем и целом это все выглядит абсурдно. Турагенты в таких ситуациях могут просто сидеть и ждать, что будет дальше. Когда речь идет о политике, от них не зависит ничего. И сейчас мы ничего не можем гарантировать туристам. Но и запретить тоже не можем. Мы в силах лишь предложить помощь, однако ответственность за свое решение туристам придется взять на себя.

— В чем причина нашего туристического бесстрашия, назовем это так? Почему люди сразу изъявили такую готовность лететь в Турцию несмотря ни на что?

— В основном это надежда на русский авось. Клиенты так и говорят: молния же не бьет дважды в одно место! Такой тип клиента есть во всех странах, но у нас процент этих людей больше. А некоторые понадеялись на беспрецедентно низкие цены на это направление в связи со сложившейся ситуацией, хотя мы сразу попытались донести, что туров по 15 тыс. рублей на человека в этом году не будет. Во-первых, регулярные рейсы сами по себе дороже чартерных и при этом никогда не "горят" — просто летают по расписанию. Во-вторых, Турцию пытаются вернуть в пик сезона.

— После потепления в русско-турецких отношениях многие россияне обвинили желающих лететь в Турцию в отсутствии патриотизма. С вашей точки зрения, патриотизм и поездки за рубеж как-то связаны?

— Я думаю, нет. Просто всегда есть люди, которые пытаются навязать другим свое видение ситуации. Если ваше понимание патриотизма исключает Турцию — летите в Сочи. А у другого человека может быть иное мнение. В конце концов, права и свободы гражданина никто не отменил.

Экономия — только в "не сезон"

— Турция впервые исчезла из списка прямых вылетов из Барнаула этим летом. Можно ли сказать, что поэтому в нынешнем сезоне за границу улетит в два раза меньше барнаульцев?

— Если говорить о вылетевших за границу в целом, думаю, все же не в два раза. В этом сезоне у нас есть достойные альтернативы с вылетом из Новосибирска. Среди них главные — Греция, Кипр, Вьетнам, Тунис. Субсидирование перевозки в Крым частично оттянуло на себя турпоток. Но в основном те, кто раньше выбирал Турцию, не меняют ее на Крым, они же понимают разницу. А на снижение цифр пассажиропотоков в аэропорту влияет не столько Турция, сколько общее падение платежеспособности граждан. Кризис сильнее всего ударил по среднему классу, самой "летабельной" прослойке. А у многих представителей бизнеса, особенно закредитованных, буквально земля вышла из-под ног. А в продаже сегодня либо крайне экономичный, либо крайне дорогой продукт.

— Могут ли в нынешних условиях появиться горящие туры?

— Таких, как были пару лет назад, уже не будет. На Грецию были хорошие цены, но чтобы по ним улететь, нужна открытая виза. Были неплохие цены на летний Таиланд (25 тыс. рублей на человека). Но тут надо помнить, что лето не лучшее время для этой страны, плюс речь не о пакете "все включено". В прошлом году за эти деньги попадались горящие туры в Турцию.

— А на российских черноморских курортах, по информации федеральных СМИ, все лучшие места разобрали уже в мае – июне.

— Сейчас тоже можно что-то найти. Конечно, авиаперевозка в пик сезона стоит достаточно дорого. Долететь на прямом рейсе до Крыма и обратно для барнаульца сейчас с­тоит 40–50 тыс. рублей на человека. До Сочи — 30–40 тыс. рублей. А турпакет на двоих с ребенком до пяти лет и проживанием в санатории условной категории 3 * в Анапе сейчас с­тоит около 130 тыс. рублей.

— Недавно глава Ростуризма заявил, что отдых в России в этом году стал востребованнее как раз потому, что подешевел на 20–30%. Вы хоть в какой-то сфере российского отдыха наблюдаете снижение цен?

— Нет. В высокий сезон на черноморских и других российских курортах все стоит дорого. Некоторый турпродукт на нашем рынке вообще стали продавать по необъяснимой цене, вроде крымской виллы "Елена" стоимостью до 1 млн рублей в сутки. Отдых в России стал более востребован не из-за дешевизны. Во-первых, не менее 30% отдыхающих у нас — это сотрудники различных ведомств, которым запрещен выезд за рубеж, и они просто вынуждены ехать на российские курорты. 30% — это очень много. Во-вторых, для кого-то сыграло свою роль возвращение Крыма России. Я, кстати, отношусь к этой категории: воспринимаю Крым как часть российской истории со множеством памятников культуры, которая к нам вернулась, и я хочу показать ее своим детям. Некоторые возвращаются оттуда разочарованными, но надо просто знать, куда там ехать. В сентябре я полечу туда на месяц всей семьей.

— Но проблемы с инфраструктурой в Крыму действительно есть. Как и с ценами.

— Да, многие по старой памяти срываются туда "посмотреть" и в итоге говорят: фу-фу-фу, совдепия. Да, она там тоже есть. Но также есть и прекрасные альтернативы турецким отелям "5 звезд", и потрясающие экскурсионные объекты, места и для влюбленных пар, и для семейного отдыха. Цены в пик сезона, конечно, высоки. Однако есть июнь и сентябрь, когда цены намного приятнее.

Эшелоны на Алтай не нужны

— Как предварительно оцениваете спрос на Алтай в этом году?

— Спрос, конечно, растет. Наш регион постепенно приобретает имидж популярного места с хорошей экологией. Алтай стал общеизвестным брендом, хотя пока и не общедоступным из-за своей дороговизны. Нашим продуктом стали интересоваться люди, которые уже пресытились зарубежными направлениями. Таким нужен не дикий отдых, а максимум комфорта.

— Пока есть ощущение, что объектов размещения высокого уровня у нас дефицит.

— Скорее, дефицит, да. Но тем не менее у нас есть туристические комплексы, готовые предоставить максимально комфортный отдых для требовательных клиентов.

— Но они годами одни и те же. Речь ведь идет всего о нескольких благоустроенных туркомплексах, которые наиболее популярны и заполняются всегда в первую очередь.

— Появляются и новые. И среди них такие, которые не ориентированы на клиентов с Алтая вообще. В районе Аската выкуплена огромная территория под новый туркомплекс "Тэнери" в стороне от основной турзоны. Может, он будет попроще, чем Altai Resort, но тоже с размахом: с большими площадями, электрокарами, рестораном и т. д. Также в этом сезоне открылся новый комфортабельный комплекс "Алтай Village" на Телецком озере.

Таких объектов появляется немного потому, что у нас сложно предсказывать итоги летних турсезонов (и рассчитать риски инвесторов). В этом году все более-менее нормально, прошлый год был прекрасный, но вспомните, что было два года назад. При этом не уверена, что так уж надо, чтобы сюда возили эшелоны туристов. Алтай может потерять свое лицо, если его весь застроить турбазами.

— Крупные федеральные туроператоры, которые последние два года начали продавать туры на Алтай, как раз и хотели бы возить сюда массовых туристов.

— Да, Coral Travel хотел бы, чтобы мы принимали туристов самолетами. Но не думаю, что мы к этому готовы. В том числе в плане размещения. Выкупать блоки мест заранее в условиях непредсказуемого спроса такие туроператоры не хотят, а мы не можем предоставить такие блоки по первому требованию в сезон.

— Какова доля продаж Алтая у федеральных операторов на сегодня?

— Пока это единичные продажи. Мы для них интересны, но есть нюансы. Например, наша погода, которая у нас меняется по пять раз в день, и цена поездки. Получается, что гость из Центральной России может заплатить около 60 тыс. рублей за турпакет в сезон — но не быть готовым к определенным условиям. Объяснить, за что турист отдает такие деньги, — задача туроператора.

— Вопрос по субсидированию авиаперевозки в Алтайский край так и не решен?

— Пока нет. Есть только рекомендация со стороны федеральной экспертной комиссии, что его надо решить.

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— Уже почти 10 лет я являюсь членом барнаульского "Ротари-клуба". Наш клуб — малая часть огромного благотворительного движения. Среди ротарианцев есть негласное правило: если ты можешь помочь, ты не должен отказать. Суть гражданского поступка я понимаю именно так.

О чем еще рассказала собеседница

Об объединении с "Пятницей"

— Мы с директором турагентства "Пятница" Людмилой Ивановой с этого года приняли решение объединить свои компании. Так мы перенесли клиентские потоки на одну фирму, сократив расходы. При этом переехали в офис "Пятницы", поскольку это помещение больше. Сегодня в компании работает семь человек, моя должность — исполнительный директор. Вопрос объединения обсуждался давно, так как мы давно дружим с Людмилой и вне работы. В текущей экономической ситуации, когда работать в туризме по-настоящему тяжело, это был хороший актикризисный ход.

О целях на посту в АРАТ

— Если раньше мы хотели расширяться, то сегодня цель — выстоять. Сегодня особенно важно подбадривать турфирмы, оказывать им юридическую и информационную поддержку. Небольшую компанию могут проигнорировать, ассоциацию — нет. Например, в прошлом году АРАТ удалось создать важный судебный прецедент. Тогда налоговая служба пыталась причислить турфирмы к платежным агентам — структурам, которые занимаются только получением и отправкой денег. Они должны иметь специальные счета, на которые поступают средства клиентов. Потом агент перечисляет эти деньги на счет конечного получателя (в нашем случае — туроператора). В итоге ряд алтайских фирм, включая "Скайвэй", оштрафовали за отсутствие такого счета. Мы, как члены АРАТ, пошли в суд и выиграли. После к нам обращались с аналогичными проблемами компании из Ростовской области, Санкт-Петербурга и других регионов.

Елена Чупина.
Олег Богданов

Справка

Елена Николаевна Чупина родилась 2 декабря 1975 года в Бийске. Окончила Бийский педагогический институт в 1997 году, специальность "рисование, черчение и мировая художественная культура". В 2001 году окончила Новосибирскую академию экономики и управления по специальности "санаторно-курортное управление". Несколько лет назад окончила губернаторскую программу по юрис­пруденции. Замужем, воспитывает троих детей.

Цифра

Около 10% составил рост числа туристов, посетивших Алтайский край, по итогам первых двух месяцев сезона, сообщал Ростуризм.