Временный руководитель института Лисавенко рассказал о плачевном финансовом состоянии НИИ

август 8, 2016

Один из брендов Алтайского края — НИИ садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко — находится в трудном финансовом положении. Сегодня учреждение имеет многомиллионные долги, из-за чего не может полноценно развивать производство и научную деятельность. Временно исполняющий обязанности директора Юрий Зубарев рассказал altapres.ru, что привело к таким проблемам и как институт намерен с ними справиться.

Институт имени Лисавенко.
Олег Богданов, altapress.ru

Долги и сокращения

— Юрий Анатольевич, как сложилось, что сегодня институт имеет большую кредиторскую задолженность?

— Это многолетняя история. Следует начать с того, что работать бюджетному научному учреждению в производственной сфере очень сложно — большая налогооблагаемая база, а федеральных дотаций на эти цели не предусмотрено. В последние несколько лет ситуация с производством и реализацией посадочного материала ухудшилась, не проводились обновления плодоносящих насаждений, что привело к снижению производства плодов и ягод — основного источника дохода института. В итоге затраты превысили доходы, и задолженность института составила порядка 20 млн рублей.

И.о. директора института М.А. Лисавенко Юрий Зубарев
Олег Богданов

— Какую долю бюджета института составляют государственные средства?

— Нас финансирует Федеральное агентство научных организаций, которому мы теперь подчиняемся. Бюджетные средства покрывают затраты на зарплату научным сотрудникам, частично — коммунальные услуги, ремонт и командировочные расходы. В итоге около 70% средств, необходимых для деятельности научного подразделения, обеспечивает федеральный бюджет. Вообще, специфика НИИ аграрного профиля заключается в том, что нам нужно зарабатывать достаточно много собственных средств с помощью внедрения разработок в производство.

— Изменилась ли сумма предоставляемых средств по сравнению с прошлыми годами?

— Безусловно, и не в лучшую сторону. За последние два года бюджетные средства сократились примерно на 20%. Это достаточно большая сумма. В условиях, когда денег и так не хватает, уменьшение их объема приводит к неблагоприятным последствиям. Приходится прибегать к сокращениям, кого-то переводить на полставки или нагружать дополнительной работой.

— Сколько нужно зарабатывать институту, чтобы полноценно работать?

— Чем больше, тем лучше. Понимаете, здесь нужно уметь балансировать. Если мы сократим в 10 раз производственные объемы и, соответственно, сотрудников, то и расходы, и доходы станут низкими. Мы можем обходиться 30 млн внебюджетных средств, можем — 20 млн. Все зависит от того объема, который хотим получить.

— Каким образом вам удается оптимизировать расходы?

— Мы изменили управленческую структуру института, на 40–50% сократили обслуживающий персонал и рабочих. Тем самым снизили почти в два раза затраты на зарплату в производственном подразделении. При этом мы даже увеличили объем по производству. Выполняем все регламенты, которые прописаны технологическим режимом: производство посадочного материала, подготовка полей, обработка плодоносящих насаждений. В этом году мы провели своевременное зеленое черенкование ягодных культур и посадили более 1,2 млн саженцев.

Сейчас мы находимся в середине сезона, и подводить итоги пока рано. Но прогноз лично у меня оптимистичный. Если в прошлые годы мы работали с убытком, то сегодня у нас планы сработать если не с большой прибылью, то хотя бы без убытков.

— Оказывают ли финансовую поддержку местные власти?

— Пока нет, но надеемся, что обратят на нас внимание.

В НИИ садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко.
Олег Богданов

Инвесторам не интересны долги

— Удалось ли вам хотя бы частично решить проблему с долгами?

— Существует три блока долгов. Первый — перед нашими поставщиками (за тепло, электроэнергию и т. д.). Это порядка 10–15% от общей суммы. Второй — по налоговым и пенсионным отчислениям. Это примерно 50% долга. И третий блок — перед покупателями в виде авансовых платежей. Они составляют порядка 35%. Последний блок — легко погашаемый. Это деньги, которые люди заплатили нам за будущий урожай. В течение двух месяцев он у нас будет. В этом году за счет реализации плодов облепихи и посадочного материала нам удастся получить выручку в пределах 10–15 млн рублей, что позволит значительно снизить задолженность.

Понятно, что все долги за год погасить невозможно. Наработать 20 млн рублей прибыли в государственном научном учреждении представляется непосильной задачей. Работать постоянно с грузом долгов очень сложно. Возникают еще и сложности с выплатой зарплаты. К весне этого года задолженность составляла пять месяцев, однако нам удалось ее погасить.

— Возможно ли привлечение инвесторов?

— Если бы нашлись инвесторы с интересными проектами для института, которые бы позволили частично погасить долги, было бы замечательно. Но, проработав пять месяцев на этом посту, я понял, что невозможно найти людей, которые бы просто пришли и дали денег, не имея внятных перспектив. К тому же инвесторы вкладывают не в долги, а в развитие. Поэтому единственный выход в данной ситуации — это создание на базе института малых инновационных предприятий с привлечением инвестиционных денег.

В НИИ садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко.
Олег Богданов

Будет ли город-сад?

— Какие меры предпримет институт уже в этом году, чтобы повысить производительность в дальнейшем?

— Мы запланировали впервые за много лет возобновить закладку плантаций ягодных культур, несмотря на то что дотаций на эти цели и на уход за многолетними насаждениями госучреждениям не дают. Сегодня мы пытаемся выжать последние соки из плантаций. Если мы не обновим сады сейчас, то через два-три года мы потеряем урожай.

Институт также столкнулся с проблемой нехватки маточных полей, предназначенных для разведения черенкового материала. Это наш базис, и поэтому мы будем расширять маточные насаждения. Мы активно работаем на перспективу, заключаем контракты с региональными и зарубежными партнерами. В этом году возобновляем сотрудничество с китайцами, которые раньше делали крупные заказы на саженцы. Мы также начинаем реализовывать посадочный материал в регионы страны, используя услуги транспортных компаний. Это обеспечит дополнительный доход.

— Какая сумма необходима для восстановления садов?

— По нашим приблизительным подсчетам, в институте находится несколько десятков гектаров, которые необходимо реанимировать. Для того, чтобы восстановить землю на одном гектаре, с учетом рекультивации и стоимости посадочного материала, понадобится около 100–120 тыс. рублей. Институт позволить себе такие траты пока не может. Однако у нас есть такие участки, которые мы способны подготовить к посадке в ближайшее время с минимальными затратами. Есть собственный посадочный материал, что вдвое снижает необходимые расходы. В основном заложим культуры, на которые есть повышенный спрос у наших клиентов: облепиху и жимолость. Также планируем заложить немного черной смородины, малины и вишни, потому что у горожан есть большая потребность в этих культурах.

В НИИ садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко.
Олег Богданов

Ставка на ягоду

— Над какими научными разработками сегодня работает институт?

— Все научные тематики у нас ведутся в трех центрах. Первый — селекционный центр — он занимается селекцией 12 плодовых и ягодных культур. Он весьма консервативный, так как на выведение сорта разных культур требуется от 10 до 20 лет. Селекционеры следят за потребностями рынка как садоводов-любителей, так и промышленного садоводства, внося корректировки в селекционный процесс.

Работы во втором центре — индустриальных технологий — более динамичные, с постановочными опытами, выполняются в течение двух-трех лет. Здесь мы также следим за тенденциями. С увеличением площадей потребность в рабочей силе возрастает в разы, поэтому убрать урожай вручную не представляется возможным. Сегодня мы разрабатываем технологии механической уборки методом срезки нашей основной садовой культуры — облепихи, в том числе и срезки ветвей с дальнейшим их обмолотом на стационарных агрегатах.

Также продолжаем работать над технологиями размножения культур, находимся в поисках новых стимуляторов роста и повышения приживаемости и качества посадочного материала. Заметный пласт работы связан с переработкой ягод, в том числе при производстве различных типов вин: десертных, купажных, ароматизированных, игристых. В основном их производят из винограда, мы это делаем из ягод.

В НИИ садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко.
Олег Богданов

Третий большой отдел — центр декоративного садоводства. Наш дендрарий — один из самых больших и известных за Уралом, насчитывает более 1 тыс. культур из многих частей земного шара. Естественно, необходима большая работа для поддержания его, научной деятельности, что также требует значительных финансовых вложений.

— Как влияют финансовые проблемы на развитие научного отдела?

— Напрямую. Во-первых, сам по себе низкий уровень оплаты труда не способствует привлечению перспективных сотрудников в научное подразделение. Во-вторых, мы же ведем работу не в маленьких горшочках на подоконнике, наши плантации занимают гектары. Их необходимо обрабатывать, охранять, что ведет к большим затратам. Сейчас приходится ужимать средства, совершенствуя как селекционный процесс, так и агротехнические эксперименты. Если раньше мы закладывали научные плантации экстенсивным путем по несколько гектаров в год, то сегодня приходится ограничиваться в площадях, ведя более эффективный отбор.

В НИИ садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко.
Олег Богданов

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— В моем случае это значит выстоять в непростых условиях. Защищать интересы института, хоть это и не моя частная лавочка. Надо работать, даже если препятствия кажутся непреодолимыми, выходить в поле, несмотря на жару и комаров, — такую гражданскую позицию я поддерживаю. А с моей стороны — это не сдаться и не отпустить производство и финансовые трудности на произвол судьбы. Вот опустить руки и сказать "разбирайтесь со всем сами" — это как раз не гражданский поступок. Думаю, если ты взялся за такое важное дело, то надо идти до последнего, так как за тобой стоит коллектив.

О чем еще рассказал собеседник

О преобразовании института

— В настоящее время решается вопрос о создании Федерального научного центра, в который должны войти все научно-исследовательские институты аграрного профиля Барнаула. В этой связи институт, вероятно, потеряет свой статус. В каком режиме будет работать институт дальше, покажет время.

О малых предприятиях

— Сегодня в институте им. М. А. Лисавенко существуют два малых инновационных предприятия. Первое — "Сады Сибири", доля института в уставном капитале которого составляет 100%. С помощью него сотрудники организуют производство посадочного материала. Второе малое инновационное предприятие — "Сибагросад". В состав его учредителей, помимо института, входят компании с высоким инвестиционным потенциалом. В настоящее время в институте рассматривается третий проект малого предприятия, связанный с переработкой веток облепихи.

Досье

И.о. директора института М.А. Лисавенко Юрий Зубарев
Олег Богданов

Юрий Зубарев родился в 1975 году в Барнауле. В 1997 году окончил агрономический факультет Алтайского государственного аграрного университета. В 2000 году завершил аспирантуру в НИИСС им. М. А. Лисавенко и защитил кандидатскую диссертацию. С февраля 2016 года занимает должность временно исполняющего обязанности директора института. Является членом Международной ассоциации по облепихе.

Справка

В текущем году урожай жимолости составил 11,7 тонны, что на 30% выше, чем в среднем за последние три года. К осени ожидается хороший урожай облепихи — по прогнозам, 100–120 тонн, что находится на уровне прошлогодних показателей. Урожай яблок сотрудники института прогнозируют в объеме до 25 тонн, а черноплодной рябины — до 20 тонн.

Цифра

За всю историю института алтайские ученые создали более 400 сортов плодово-ягодных и более 60 цветочно-декоративных культур.