Сколько тратят кандидаты и партии на Алтае, чтобы победить

август 8, 2016

Московские политтехнологи определили: реальная стоимость предвыборной кампании для кандидата-одномандатника в Госдуму составит от 50 млн до 100 млн рублей. Однако предельный размер избирательного фонда для таких кандидатов — 40 млн. Но в Алтайском крае, говорят местные специалисты, разрешенных фондов хватит с лихвой, да и не у всех претендентов есть такие деньги. Технологи, работающие в крае, утверждают: у партий и кандидатов — большие проблемы с финансированием. А по сравнению с выборами даже годичной давности в других регионах расценки на все услуги значительно упали.

Выборы.
Олег Богданов

"Избирательная кампания стоит ровно столько, сколько готов заплатить за нее кандидат". Это общее правило политтехнологов. Нередко, говорят они, избыточное финансирование вредит результату, а порой кандидаты с минимальными бюджетами выигрывают у местных бонз, найдя нужную "фишку". Однако те же технологи соглашаются, что есть несколько статей расходов, без финансирования которых кампанию выиграть крайне сложно.

Правда, специалисты по-разному оценивают стоимость затрат. Одни уверены, что 40 млн для думского кандидата, что называется, за глаза. Другие — что это минимум, если речь идет о победе. Технологи считают, что для победы в округе в краевое Заксобрание (АКЗС) нужно от 3 до 5 млн рублей. Кандидаты говорят, что можно обойтись и меньшими суммами. Все зависит от известности в округе, состава конкурентов, внутренних договоренностей и т. д. Но, судя по их словам, разрешенные 1,2 млн — узковатый бюджет для победы.

Дефицит денег

Участники процесса говорят: в этой кампании остро ощущается дефицит денег. Но парадокс в том, что в конечном итоге на эти выборы партии и кандидаты потратят как минимум не меньше средств, чем на прошлые. Потому что в прошлую кампанию депутатов в Госдуму избирали только по партспискам, а в эту — еще и по округам, а это мероприятие более затратное.

Константин Лукин,
политтехнолог:

В этой кампании ни у кого нет денег. И нет интересантов с других территорий. Экономить пытаются все и на всем. К тому же все забыли, что такое траты на округ. Раньше были только партсписки, все складывались по чуть-чуть в общий котел. Партия закрывала все потребности. А сейчас если одномандатник не поработает сам, партия ему не поможет.

Слова коллеги подтверждает Андрей Некрасов и приводит пример: "Скажем, очень упала стоимость агитаторов. В прошлом году я работал на выборах в Новосибирске, ценник был в разы выше. Цена упала на все: гонорары, распространение, печать".

Тем не менее все имеющиеся ресурсы кампания поглотит. Кандидаты, у кого есть какие-то заначки, пустят их на выборы, даже если не планировали этого, уверены технологи: "Кампания “разойдется”, все друг друга будут подхлестывать".

Партийные кассы

Партии формируют фонды из нескольких источников. Это собственно партийный кошелек: членские взносы, средства, которые выплачивает государство парламентским объединениям. Но в ходе выборов главная задача — привлечь дополнительные спонсорские деньги. И здесь практикуется несколько способов.

Во-первых, сбор средств от кандидатов, выдвинутых партией по округам. Но это, как правило, целевые деньги. Скажем, на услуги юристов, дизайнеров, райтеров (пишут тексты для агитационной продукции). Кандидат, внесший свою долю таким образом, может рассчитывать на эти услуги, не нанимая людей лично для себя.

Во-вторых, казну партии пополняют кандидаты, которые стоят в партсписках во главе территорильных групп. "Они напрямую заинтересованы в результате голосования именно за партию", — объясняет Лукин.

В-третьих, это средства компаний, принадлежащих членам партии. "Больше всех так собирает “ЕР”. У нее это стандартная практика на всей территории России. У других партий — зависит от местонахождения богатого спонсора", — говорит Лукин.

Он же называет еще один источник: "Есть такая вещь, как продажа мест в списках". По оценке местных экспертов, такое место в АКЗС может стоить около 2 млн рублей. В тройке общекраевого списка — дороже.

Вообще, появление коммерческих кандидатов в списках не изобретение последнего времени, а давно отработанная практика. В Алтайском крае ею, например, не раз пользовались коммунисты. Так, в 2007 году не скрывал своего финансового участия в судьбе краевой организации Алексей Багаряков, избиравшийся в Госдуму от КПРФ. Да и бизнесмены Артак Махсудян и Александр Мастинин тоже не слишком "монтировались" с коммунистической идеологией, однако же прошли от КПРФ в АКЗС. На этот раз в списке коммунистов — предприниматель Владимир Попов.

От "Справедливой России" ("СР") в терсписке в Госдуму вслед за лидером Александром Терентьевым стоит ресурсный предприниматель из Питера Роман Василенко. Он заинтересован в победе Терентьева в Славгородском округе и максимальном результате партии.

Выборы на Алтае.
Анна Зайкова

Кому — партия, кому — округ

Способ расходования средств партиями тоже разный и зависит от конечной цели. Те из них, что делают ставку на голоса за партийный бренд (а значит, на списки, а не на округа), аккумулируют средства в региональной организации. Они раскручивают партию и лишь немного помогают одномандатникам, "подкидывая денег на АПМ", как сказал один из участников процесса.

Другие разделяют кампании. Одну ведет партия, и это один бюджет. Другую — сильнейший кандидат от партии, и это другой "карман". Формально кошельки разделены, хотя основной источник средств, как правило, один. Это, скажем, относится к "СР" и ее кандидату Терентьеву. Или к "Яблоку" и к выдвинутому им по Барнаульскому округу Владимиру Рыжкову.

"Единая Россия" больше, чем кто бы то ни было, делает ставку на окружных кандидатов — и в Госдуму, и в АКЗС. Основные бюджеты здесь сконцентрированы именно в округах. "ЕР" вообще традиционно является лидером среди партий по числу кандидатов — крупных бизнесменов. Так, по Бийскому округу баллотируется Александр Прокопьев, самый богатый из действующих депутатов Госдумы от края, судя по данным о доходах. Он связан с компанией "Эвалар", соучредителем которой является его мать.

Достаточным финансовым резервом обладает и Виктор Зобнев, идущий по Рубцовскому думскому округу. На фоне импортозамещения и кризиса конъюнктура рынка для продукции его "Рубцовского завода запчастей" оказалась более чем благоприятная.

Неофициально участники избирательного процесса говорят, что Прокопьев и Зобнев — наиболее состоятельные кандидаты от "ЕР" на думских округах. Вице-губернатор Даниил Бессарабов, избирающийся по Барнаульскому округу, и спикер АКЗС Иван Лоор, идущий по Славгородскому, имеют бюджеты значительно скромнее.

Но принцип работы у всех, говорят технологи, примерно одинаков. "Работа начинается с крупных городов и райцентров за месяц-два до начала избирательных кампаний. Закрывая крупные населенные пункты округа, кандидаты охватывают процентов 80 избирателей: один-два района Барнаула, какой-то город и несколько районных центров. Все. Логистика понятна", — объясняют технологи.

Предельные размеры избирательных фондов

Согласно законодательству формирование происходит за счет собственных средств кандидата или партии (не более 50%), добровольных пожертвований юрлиц и граждан.

Вместе — дешевле

Выборы в АКЗС осложняются перенарезкой округов, из-за чего даже действующие опытные депутаты оказываются в равных условиях с соперниками. У тех, кто меньше пострадал от изменения схемы, затраты на узнаваемость будут ниже. Однако и им придется тратиться на сеть агитаторов, производство агитационно-пропагандистских материалов (АПМ).

Константин Лукин,
политтехнолог:

У новичка и действующего депутата — разные направления работы. Один работает на узнаваемость. Другой имеет антирейтинг. Это заблуждение, что действующим депутатам надо вкладывать меньше.

Реготделение "ЕР" будет пользоваться ресурсами кандидатов по округам. Тем более что, по оценкам наблюдателей, бюджет кампании парторганизации на этот раз более чем скромный.

"Параллелить" кампании — тренд этих выборов, относящийся в равной степени ко всем партиям. "Они минимизируют затраты, экономят, нанимая общих юристов, создавая единую сеть распространения", — говорит Некрасов. Один агитатор разносит АПМ и партии, и кандидатов в Госдуму и в АКЗС.

Еще один способ экономии, который кандидаты обсуждают менее охотно, — внутриэлитные договоренности. А вместе с тем это заметный резерв. И речь идет не только о пресловутом административном ресурсе, но и о межпартийных консенсусах, о налаживании связей внутри округа с местными элитами, причем не только с властями.

"Результат даст правильная построенная кампания, а не деньги или административный ресурс. И то, и другое имеет смысл при грамотном подходе", — резюмирует Андрей Некрасов.

Цитата

Андрей Некрасов,
политтехнолог:

В каких-то ситуациях чрезмерное финансирование даже препятствует результату. Это как в мультфильме "Летучий корабль": "Построишь корабль, Полкан? — Куплю". Так и здесь.

Финансовые отчеты партий за 2015 год

"Единая Россия"

Среди компаний, помогавших партии, значатся, в частности, "Мария-Ра" (500 тыс. рублей) и "Эвалар" (300 тыс. рублей), в числе физлиц — Дмитрий Аганов, экс-депутат Барнаульской гордумы (75 тыс.). На проведение конференций реготделение "ЕР" потратило 197,7 тыс. рублей, на годовое содержание — почти 21,9 млн рублей.

КПРФ

В 2015 году партия приобрела у жителя края Владимира Снигирева недвижимое имущество стоимостью 5,8 млн рублей. На пленумы и съезды парторганизация израсходовала более 125 тыс. рублей, на содержание — почти 7 млн. В собственности партии — три нежилых помещения в Барнауле и Бийске (15,8 млн рублей), гаражный бокс с погребом (670 тыс. рублей).

"Справедливая Россия"

Лидер реготделения Александр Терентьев передал партии права на инвестиционный объект недвижимости на сумму 2,3 млн рублей. На содержание реготделение потратило 2,5 млн.

ЛДПР

На съезды и конференции реготделение потратило 245,9 тыс. рублей, на содержание — 175,6 тыс. Партии принадлежит помещение в Барнауле (1 млн).

Источник: Центральная избирательная комиссия РФ.

Сколько строит кампания

1 Политтехнолог

От 200 тыс. до 500 тыс. рублей

Местные специалисты стоят дешевле, приглашенные, постоянно работающие на выборах, — дороже. По данным altapress.ru, самый дорогой технолог, работающий сегодня в крае, "стоит" 500 тыс. рублей в месяц — на кандидата, идущего по округу в АКЗС. Специалисты говорят, это вполне рыночная цена. В то же время, по нашим сведениям, в штабе одного из думских кандидатов работают технологи и за 200 тыс. рублей, но местные. Уровень выборов на цену технолога не влияет.

Юрист

Oт 100 до 500 тыс. рублей

"Цена" хорошего юриста начинается от 200 тыс. рублей. "Оплата хорошего электорального юриста — от 400 тыс. в месяц", — говорит Лукин. Андрей Некрасов подтверждает: в стране есть несколько юридических фирм, которые занимаются только выборами. О своих намерениях потенциальные кандидаты или их технологи заявляют им за полгода. Есть и местные квалифицированные юристы, но они работают от выборов до выборов, а коварное законодательство меняется ежегодно. Число нанятых юристов зависит от организации работы и финансовых возможностей. Большинству партий достаточно одного юриста.

Агитационные материалы

От 2,5 до 6 рублей стоит один экземпляр газеты, включая работу райтеров, дизайнеров, печать.

Цена АПМ зависит от стоимости услуг тех, кто пишет и верстает газеты, от качества бумаги, цветности печати, стоимости типографских услуг, вида продукции (газета, буклет или простая листовка). Необходимый тираж на округ АКЗС составляет 15–25 тыс., на думский — 150–200 тыс., на край — 400–600 тыс.

Агитаторы

2–4 тыс. рублей за один проход на одного агитатора.

Норма одного прохода — около 100 квартир/домов на одного агитатора. Однако на практике число квартир доходит до 120, а то и 150. Таких проходов для получения результата должно быть хотя бы два — итого 4–8 тыс. рублей на одного агитатора. Чтобы "закрыть" округ, АКЗС в идеале нужно хотя бы 140–150 агитаторов. То есть минимум 600 тыс. рублей. Думский округ, конечно, дороже. На нем должны работать не менее 1,5 тыс. агитаторов. А это не менее 6 млн рублей на округ. Технологи обычно рекомендуют проводить еще и третий проход — перед самыми выборами. Но это стоит еще дороже. Работу агитаторов координируют бригадиры: как правило, около пяти человек на думском округе и один — на АКЗС. Их цена — не меньше 20 тыс. рублей в месяц.

Другое

Разумеется, у кандидатов возникают и другие, дополнительные траты — у каждого свои. Этот бюджет уникален по статьям расходов и суммам.

Факт

18 сентября пройдут выборы депутатов в Госдуму, краевое Законодательное собрание, Алейский и Белокурихинский городские парламенты.