август 9, 2016
В подвале бывшего барнаульского Дворца пионеров — кладезь интересного для любителей самоходной техники: от велосипедов, педальных машинок до мопедов, багги и "Москвича-412", проехавшего от Пекина до Парижа. Все это собрал для детей в одном месте известный в алтайском автодвижении человек — Сергей Поспелов. Уже второй год он вкладывает свое время, силы и деньги в то, чтобы научить подрастающее поколение правильно обращаться с техникой и людьми.
Как Серегй Поспелов создал уникальный технический клуб для детей
Олег Богданов
"Когда-то я сам ребенком ходил в этот же самый подвал заниматься в аналогичный кружок", — говорит Сергей Александрович, открывая дверь в свой автоклуб. В его детстве, в 1960-е годы, у детей с тягой к технике был большой выбор секций: можно было заниматься автоспортом, авиа- или судомоделированием, фотографией и т. д. Сейчас технические кружки — большая редкость. А уж такого, что организовал Поспелов, и вовсе не найти.
В его подвале — школьный класс и автомастерская. Здесь есть учебная аудитория с доской, учебными плакатами и столами, на которых закреплены рули — как в автошколах. В других помещениях — станки (токарный, сверлильный и прочие), стеллажи с деталями и заготовками, инструменты, агрегаты и главное — разного рода техника. Часть в процессе сборки, но немало и готовых, выставочных образцов.
Например, копия армейского внедорожника ГАЗ-67. Этот самодельный автомобиль полностью повторяет оригинальный за исключением двух вещей: размера (машинка в два-три раза меньше прототипа) и двигателя (он от мотоцикла). Главное — на нем можно ездить! И подобный автомобиль здесь не единственный.
В автоклуб ходят дети разных возрастов — от 7 до 16 лет. Поспелов обучает их правилам дорожного движения, принципам вождения, рассказывает об устройстве автомобиля, дает много практических заданий. Малыши восстанавливают самокаты, велосипеды, педальные машинки. Ребята постарше разбирают и чистят моторы, осваивают кросс и картинг, пробуют себя в автогонках. Совсем взрослые парни конструируют автомобили для гонок, восстанавливают ретроавтомобили.
Гоняют здесь же, на территории краевого Дворца творчества детей и молодежи (ул. Пионеров, 2). За зданием — асфальтированная площадка, на которой покрышками намечена трасса для картинга. Рядом — заросший травой пустырь, его штурмуют на багги. Но и это не все хозяйство автоклуба: есть еще гараж, в котором стоят несколько "Москвичей" (407 и 412), подготовленная для автокросса "восьмерка" и "Запорожец" с двигателем от BMW, который воспитанники собирают для "гонок на выживание".
Все это Поспелов собрал, конечно, не за год и не за два. С молодежью он плотно занимается уже шестой год. Прежде несколько лет вел занятия для автомехаников в профессиональном училище № 16. В "Дедушкином гараже", как назывался тогда клуб, ребята осваивали профессию на практике, восстанавливая ретроавтомобили. Но потом финансирование этих занятий прекратилось, и Поспелова из училища "попросили". Однако спустя время новый директор краевого дворца творчества Светлана Савкина позволила "Дедушкиному гаражу" разместиться у себя в учреждении. Так у клуба появилась крыша над головой, а у Поспелова — ставка на обучение двух групп по восемь ребятишек. Желающих — вдвое больше.
Правда, не все задерживаются надолго. "Работать руками дети не привыкли, да это и немодно — это же не в гаджеты играть. Разобрать что-нибудь им еще интересно, а вот собрать — не всегда. Мало кого устраивает, что результат работы они увидят через несколько месяцев, а поучаствовать в автосоревнованиях смогут через год-два. Им все нужно здесь и сейчас. Они этого не получают и уходят", — сетует Сергей Поспелов.
Тех, кто остается, он приучает к труду: показывает, как правильно паять, сверлить, точить, варить, шкурить и т. д. Прививает и дисциплину — заставляет, например, всегда класть инструменты на место.
Воспитанники не все время проводят в гараже или на автодроме — они участвуют в ретровыставках, автомобильных соревнованиях. Пятеро парней уже имеют категории судей-стажеров. Некоторых школьников берут на практику в автосервисы.
Почти все те, кто остается заниматься в автоклубе, как правило, связывают свою жизнь с этим направлением: одни выпускники "Дедушкиного гаража" окончили автотранспортный факультет "политеха", другие работают на СТО или открыли свои мастерские.
Нередко родители, которые приводят в автоклуб своих детей, сами остаются на занятия и вместе со своими чадами ремонтируют или конструируют что-нибудь. Один из таких отцов — предприниматель Виктор Липа. В автоклуб он водит своего восьмилетнего сына Сашу. "Дети от занятий Сергея Александровича просто в восторге, — рассказывает он. — Вначале он рассказывает им теорию, потом дает возможность применить знания на практике — достает им мотор, они разбирают его, чистят, собирают, ставят на мопед, заводят. Лица чумазые, но довольные. Для ребенка это сильные впечатления, когда он своими руками собирает технику, которая его везет".
По мнению Липы, важнейшее качество Поспелова-педагога — терпеливость. "Он им по 10 раз все повторит, если надо. Я бы не смог так, — усмехается он. — И это приносит результат. Например, он учит их правильно парковаться. Так, они с прицепом “в гараж” (условный, отмеченный фишками. — Прим. ред.) заезжают так, как смогут не все профессиональные водители фур".
Прогресс воспитанников видит и сам педагог. Как он говорит — по нервам. Чем меньше их тратит, тем менее "бестолковыми" становятся его подопечные. Однако невозмутимым Поспелова назвать нельзя — может и голос повысить, и эмоционально отреагировать на глупую оплошность.
"Но это никогда не выглядит грубо, никто на это не обижается, — говорит другой родитель, Виктор Волков, у которого в клубе Поспелова занимаются два сына 15 и 17 лет. — Я так скажу: Саныч — классный мужик! Это понимают даже те, кто не очень хорошо с ним знаком. Помню, на одной ретровыставке к нам после осмотра всей техники подошла бабушка и сказала: “Я думала, таких людей уже не осталось!” Он сохраняет и восстанавливает вещи, которые возвращают людей в детство, заставляют вспомнить приятные моменты своей жизни — и это здорово".
Знакомые с автоклубом Поспелова всегда подчеркивают: он не просто учит детей ПДД и слесарному делу. "Он воспитывает мужчин, способных мыслить, изобретать, быть находчивым, — говорит Николай Потешкин, тележурналист. — Этому в автошколах не учат. Не учат там и этикету, культуре вождения. Много чему не учат, чего на наших дорогах не хватает. Сергей Александрович для меня во многом человек из “Дедушкиного гаража” не в силу возраста, а в силу той мудрости, которую он накопил и которой делится абсолютно бескорыстно".
Это правда. Всю зарплату, что Сергей Поспелов получает за занятия с детьми (которая, к слову, не превышает МРОТ), он чаще всего оставляет здесь же — покупает расходные материалы, запчасти, инструменты и прочее. На жизнь же зарабатывает в другом месте — председательствует в одном городском ТСЖ. Родители за занятия не платят ничего, лишь иногда детям приходится скидываться на бензин.
Зачем он тратит свои деньги, силы, нервы и время? "В одной песне поется: “Сделан я в СССР”. Вот Сергей как раз такой, сделанный в то время, — говорит Евгений Смирнов, давний друг и соратник Поспелова по автомобильному движению на Алтае. — В свое время государство и преподаватели много в него вложили, многое ему дали. Он убежден: сейчас пришло время передавать свой опыт и знания следующему поколению".
Сам Сергей Поспелов отвечает на этот вопрос так: "А зачем еще жить-то? Можно заниматься другим, зарабатывать деньги, но их в могилу с собой не возьмешь. Как и все эти машины. Куда я это все дену? — показывает он на свои “Москвичи”. — Я на металлолом уже два КамАЗа всяких железяк сдал — и где эти деньги? Давно кончились, улетели".
Далее Сергей Александрович добавляет, что старается наполнить занятия с детьми философским смыслом. "Я хочу не просто научить их работать руками и думать головой. Я стремлюсь показать им, что в жизни есть более важные ценности, чем иметь хороший телефон, где-то потусоваться, вкусно поесть. Что такие вещи, как семья, Родина, друзья, — не пустой звук. Именно это самое важное в жизни. Важнее всяких железок".
Подтверждением его слов становится помощь многих товарищей и друзей Поспелова, без которых автоклуб не смог бы существовать. Одни приносят и отдают старые моторы, детали, технику. Вторые поставляют обрезки металла с производств, третьи помогают с оборудованием и сложными работами.
"Главное, чему меня научил Сергей Александрович, — работать не в одиночку, а в команде, грамотно распределяя работу между собой", — говорит Никита Шмаков, 15-летний воспитанник Сергея Поспелова.
Однажды в Новоалтайске преподаватель станции юных техников подошел к мальчику, который сидел на куче металлолома и разбирал какой-то механизм. "Чего тут сидишь, пошли к нам!" — сказал преподаватель. И мальчик пошел. Им был Сергей Поспелов. И это был первый шаг на пути к статусу одного из самых уважаемых автомобилистов региона.
Школьником он собрал мотоцикл, потом — карт, но этого ему было мало. Поспелов хотел сконструировать спортивный мотор и поступил в "политех" на автотранспортный факультет, стал инженером-конструктором двигателей внутреннего сгорания и устроился работать в центральное КБ завода "Трансмаш", выступал за сборную Алтайского края по ралли.
В начале нулевых он был одним из тех, кто восстановил автоспорт на Алтае: в 2003 году с товарищами создал Алтайскую федерацию автоспорта (АФАС), и с 2005 по 2015 год ее возглавлял.
Также имя Поспелова широко известно в связи с международным трансконтинентальным ралли ретромобилей Пекин – Париж. Именно он прокладывал маршрут гонок по территории России и Белоруссии в 2013 и 2016 годах. По словам Смирнова, организаторы ралли принимают 90% всех предложений барнаульца и ценят его помощь. Благодаря ему иностранцы знакомятся с красотами Алтая и широтой русской души, а жители региона имеют возможность увидеть уникальнейшие автомобили. "Мы произвели на них (иностранцев. — Прим. ред.) очень хорошее впечатление. И этот контакт особенно значим сейчас. Важно, что иностранцы видят, что мы не такие, как рисует нас их пропаганда", — говорит Поспелов.
Отметим, что в 2013 году алтайский экипаж был единственным представителем России за всю более чем столетнюю историю проведения этих гонок. В Барнаул он привез кубок за третье место в подклассе автомобилей с объемом двигателя до двух литров. В 2016 году славный "Москвич-412", к сожалению, не смог повторить свой путь — команде не удалось найти спонсоров.
Зато в этом году ралли смогли увидеть изнутри несколько воспитанников автоклуба: парни оказывали техническую помощь участникам соревнований на алтайских этапах. "Когда еще доведется привернуть крыло раритетному "Бентли", стоимость которого несколько сотен тысяч евро? Для мальчишек это уникальный опыт, который стал возможен благодаря Сергею", — говорит Евгений Смирнов.
"Мне кажется, это ралли — хороший пример того, что все возможно. Сама его суть, только вдумайтесь: пожилые люди едут через весь белый свет чуть ли не на “табуретках”. И наша история тоже показательна: когда мы с товарищами в 2010 году писали письмо организаторам в Английский королевский автомобильный клуб с предложением помочь, мы были готовы к тому, что с нами даже общаться не станут. Но нет, мы им оказались нужны. И мы смогли заработать в этом сообществе авторитет. А еще я своим парням говорю: в экипаже, который в этом году победил на ралли, штурману было всего 19 лет. Так что все в ваших руках, начинайте к чему-то стремиться, ставьте цели и добивайтесь их, а не ловите покемонов по улицам. И тогда все получится".
Во время работы на "Трансмаше" Сергей Поспелов получил свидетельство на товарный образец на изобретенное им транспортное средство — гибрид детского велосипеда и скейтборда.
Сергей Поспелов награжден медалью Алтайского края "За заслуги перед обществом".