август 9, 2016
Из 11 человек, которые собирались баллотироваться в Алтайское краевое Законодательное собрание в порядке самовыдвижения, только шесть смогли собрать подписи избирателей, сообщил крайизбирком. Но и их наличие не гарантирует соискателям регистрации и дальнейшего участия в выборах: проверка данных проводится крайне придирчиво, требования очень жесткие. Политтехнологи, с которыми удалось пообщаться altapress.ru, подчеркивают: этап сбора и проверки подписей — самый сложный в правовом плане.
Сбор подписей.
tv2.tomsk.ru
Кандидаты в депутаты АКЗС могли предоставлять документы для регистрации в избирком до 6 августа включительно. Самовыдвиженцам и кандидатам, выдвинутым от некоторых малых партий, требовалось собрать подписи избирателей в поддержку. "Цена" регистрации на округе составляла не менее 3% от общего числа проживающих на нем избирателей — в среднем около 1,8 тыс. - 1,9 тыс. человек. Но собирать приходилось на 300-500 подписей больше — с запасом на случай выбраковки неправильно оформленных листов.
Из тех, кто решил идти на выборы самостоятельно, собрать подписи удалось Владимиру Багрову (округ №31 в Бийске), Николаю Брауну (округ № 22 в Барнауле), Анатолию Вытоптову (округ №8 — Новичихинский, Поспелихинский, Мамонтовский и Романовский районы), Марку Козловскому (округ №24 в Барнауле), Евгению Корчагину (округ №30 в Бийске) и Александру Локтеву (округ №20 в Барнауле). Четверо из них сдали подписи в заключительный день приема документов — 6 августа.
Еще один самовыдвиженец Владимир Алексеев (округ №30 в Бийске) известил избирком о нежелании участвовать в выборах дальше.
Кандидаты, которым удалось собрать подписи, утверждают, что этот процесс не зря демонизируют.
Это действительно чрезвычайно сложная процедура. Здесь накладывается сразу несколько факторов. Во-первых, летом многие люди просто отсутствуют дома. Они или в отпуске, или на даче — отдыхают. Во-вторых, люди очень боятся давать свои паспортные данные. Тем более по телевизору регулярно рассказывают, что нельзя нигде ставить свои подписи и предоставлять сведения. В-третьих, очень жесткие требования к заполнению листов. Например, все слова, включая улицу, дом и квартиру, должны быть написаны полностью. И ведь люди не пускают сборщиков подписей домой, заполнять приходится в подъезде, люди начинают обводить буквы. Это мелочи, но они могут стать основанием для выбраковки.
По словам Козловского, процент брака был достаточно большим. Да и эксцессы случались. Так, у одной из девушек, работавших на него, пьяные мужчины просто отобрали листы. Их не удалось вызволить даже с помощью полиции.
Другой самовыдвиженец Анатолий Вытоптов, баллотирующийся по сельскому округу, говорит, что сбор подписей в деревнях имеет свои особенности. Лето — горячая пора для селян, и застать их дома или отвлечь от дел даже вечером непросто.
Порой мы сталкивались с тем, что один член семьи заполнял все графы за остальных, работавших в огороде, в том числе проставлял даты. А это по правилам не допустимо. Дата и подпись должны быть написаны рукой самого избирателя. И таких мелочей было немало, что приводило к выбраковке части подписных листов.
При этом никаких гарантий, что кандидаты, собравшие подписи, будут зарегистрированы, нет. Подписные листы проверит избирком, и в случае обнаружения более 10% брака претенденту откажут в регистрации.
По данным крайизбиркома на 9 августа, из 191 человека, заявившего о желании баллотироваться (в том числе выдвинутых партиями), зарегистрированы 134 кандидата. Претендентов на депутатские кресла выдвинули восемь партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Родина", "Яблоко", "Коммунистическая партия Коммунисты России" и "Партия Великое Отечество".