август 10, 2016
Восемь из десяти депутатов Тулатинского сельского Совета, что в Чарышском районе, написали заявления об отставке. Об этом altapress.ru сообщили двое из них, пояснив, что причина подачи заявлений — серьезные разногласия с главой администрации сельсовета, которая, впрочем, в разговоре с altapress.ru отрицала факт массовой подачи заявлений. Пока неясно, как разрешится конфликт. Одно понятно: несмотря ни на что, депутатами они остаются.
Тулата.
ok.ru
Село Тулата - оно от краевого центра совсем далеко: 336 километров. Юг Алтая, предгорье. В "Одноклассниках" на страничке "Тулата — наша Родина" фотографии — одна живописнее другой. Речка, домики в долине, покрытые зеленью горы. Такая красота, казалось бы, не располагает к конфликтам.
Вот и глава администрации сельсовета Татьяна Неценко тот факт, что восемь из десяти депутатов сельсовета написали заявления о сложении с себя полномочий, категорически отрицает. Не было такого. Руководитель управления делами Чарышского района Сергей Лопаков сначала говорит, что об этом ничего не знает, а потом меня убеждает: информацию распространяют неверную. Никто там ничего не писал.
Тулата — административный центр поселения, в него входит несколько сел. Тулатинский сельсовет расположен на юге Алтайского края, юго-западная часть Чарышского района. На юге граничит с Казахстаном.
И все же недавно уволившаяся из администрации сельсовета Оксана Чиркова (она работала замглавы) подтверждает: заявления были, и она сама зарегистрировала их, как положено. Случилось это, правда, не сегодня — еще в июле. Может быть, предполагает она, страничку с регистрацией вырвали или с тех пор что-то изменилось?
Насчет странички не знаем. А вот свои заявления депутаты не забирали. Депутат Людмила Мамеева сама написала такое заявление и говорит altapress.ru, что с тех пор никто ей не звонил, не вызывал, не приглашал и не спрашивал, почему они так сделали. Всем все равно.
О том, что это произошло, рассказала и другой депутат сельсовета — Татьяна Тарасенко, тоже написавшая такое заявление. По словам обеих собеседниц, из десяти народных избранников не заявили о сложении полномочий только двое.
Мне один депутат, который остался, сказал: "Девчонки, я с вами".
Мои собеседницы-депутаты объясняют: не сработались с главой сельской администрации. История эта длится около года. Сказать, что люди эти склонны к конфликтам? Это вряд ли: половина написавших заявления депутатов по профессии учителя, работа с людьми для них — часть их компетенций. Тогда в чем же дело?
Знаете, я была депутатом Чарышского райсовета два созыва. В этот созыв меня выбрали депутатом Тулатинского совета. И я впервые вижу такого руководителя администрации. Сама была и директором школы, муж у меня был главой администрации, на этом месте работал. Все эти трудности я прекрасно знаю.
Но когда депутаты приходят и говорят главе администрации — надо выполнять наказы избирателей, исполнительная власть должна что-то делать. Вот короткий пример. Года два назад было принято решение собрать по 200 рублей от одного домовладения, чтобы загородить кладбище. Люди сдали деньги. Была закуплена сетка, столбики, все есть. А ничего не делается. И нам избиратели говорят: зачем вы нужны?
Районное начальство ее защищает. А мы видите ли плохие, мы плохо работаем. Ну, раз мы плохо работаем, мы ушли. Хотя мы считаем наоборот.
В администрации Чарышского района в самом деле считают толковой молодую главу Тулатинской сельской администрации Татьяну Неценко (она тоже местная, тулатинская). Сергей Лопаков сам об этом сказал altapress.ru. Надо полагать, у районных чиновников для этого есть основания.
Но как так случилось, что толковая глава не нашла общего языка ни с депутатами, которые ее назначили и искренне хотят помочь своему селу, ни со своим опытным замом Оксаной Чирковой, которая недавно уволилась? Согласитесь, есть над чем подумать.
Споры между Советом народных депутатов и главой Администрации сельсовета по вопросам осуществления их полномочий разрешаются путем согласительных процедур или в судебном порядке.
Из Устава Тулатинского сельского совета Чарышского района.
Так или иначе, вопрос ребром тулатинские депутаты поставили на последней летней сессии. Главе сельской администрации они заявили: если ничего не будет сделано, не придем на следующую сессию и сложим полномочия. Неделя прошла, другая.
А тут подвернулся случай: в Тулату приехал глава администрации Чарышского района вместе с управляющим делами Сергеем Лопаковым (который, как мы написали выше, ничего не знает о заявлениях депутатов).
Они очень грубо отнеслись к Людмиле Викторовне Мамеевой. Она хотела с ними поговорить, они ее не запустили.
Случай этот, похоже, просто переполнил чашу терпения. Вы уж наверняка знаете: в селах люди идут в депутаты не ради амбиций и работают в советах без зарплаты, так что на уважительное отношение чиновников вполне могли бы рассчитывать.
Запустили только главу сельсовета. А нам сказали: "Мы по делу собрались". А мы не по делу? Ну, и все, мы решили, что нам делать нечего, раз нас выгнали.
После этого заявления и были поданы.
Об этой "мини-революции в сельсовете" несколько дней назад коротко написали алтайские справедливороссы. И, конечно, не мог не прореагировать на их заметку Олег Боронин, глава Сибирского сельсовета и постоянный участник дискуссий о судьбах местного самоуправления. История его не удивила. Но массовое сложение мандатов как выражение протеста он принципиально не поддерживает.
Это выражение бессилия и слабости! Тем более удивительно, что это произошло в казачьей Тулате с глубокими традициями местного самоуправления. Надо учиться быть хозяевами на своей земле. Плохо работает глава администрации сельсовета — соберите сход села и заставьте уйти в отставку!
Плохо работает администрация Чарышского района, не решает проблемы людей и не стремится их решать — соберитесь всем селом и заявитесь на сессию районного Собрания, пройдите по кабинетам и приведите на сессию всех работников администрации - и ЗАСТАВЬТЕ их работать на благо людей прямо здесь и сейчас. Или гоните в шею! Пусть прямо здесь пишут заявления.
Советы, конечно, дело хорошее. Но едва ли на такой радикализм пойдут безденежные сельсоветы, которые в большинстве своем зависят от районных и краевых властей. Людмила Мамеева объясняет altapress.ru: около года они пытались сместить главу сельской администрации и поставить другую, но "районная администрация им этого сделать не позволила". А дальше бороться здоровье не позволяет.
А между тем, то, что депутаты сельсовета написали заявления о сложении полномочий, еще не означает, что они перестали быть депутатами, пояснил altapress.ru Андрей Кривов, консультант комитета АКЗС по местному самоуправлению.
Заявления должны быть рассмотрены на сессии. И принять свою отставку должны сами же депутаты... В подобных случаях, по закону, должны были бы состоятся довыборы по восьми округам. Но случай с Тулатой особый: вновь избранным депутатам осталось бы поработать меньше года, а в таких условиях довыборы не назначают.
Так что выбирать тулатинцам надо будет полный состав депутатского совета. При этом выборы должны быть назначены не позднее, чем через шесть месяцев.
Другое дело, что, если конфликт не будет урегулирован (а ситуация еще, на наш взгляд, обратимая и не безнадежная), сами депутаты, считая себя "отставленными", возможно, не будут посещать сессии. Что ж, законодательство предусматривает и такой вариант развития событий. Если это продолжится три месяца подряд, то вопрос о признании совета депутатов неправомочным решается в судебном порядке.
Ну, а пока совет депутатов остается правомочным. Депутаты, заявившие о сложении полномочий, остаются депутатами. Стало быть, сохраняет свои полномочия и назначенная ими глава сельской администрации, отставки которой они добиваются.
Согласно статье 73 федерального закона №131, в случае, если судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, губернатор в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда вносит в АКЗС проект краевого закона о роспуске представительного органа муниципального образования.