август 26, 2016
По данным ГИБДД, в последние годы в Барнауле заметно выросло число велосипедистов. Они становятся полноправными участниками движения. Однако сами велолюбители отмечают, что ни городская среда, ни большинство автомобилистов не дружелюбны к ним. Сегодня велосипедисты больше всего любят ездить в пригороде и надеются на улучшение ситуации в самом Барнауле.
Велосипед.
Михаил Хаустов
Велосипед как средство передвижения набирает все большую популярность среди барнаульцев. Одни выбирают двухколесный транспорт, чтобы добраться до работы, другие — чтобы отдохнуть или поддержать себя в форме, третьи — чтобы убить сразу трех этих "зайцев". В любом случае поездка на велосипеде — это быстро, полезно и не во вред природе.
На мой взгляд, пришла мода на спорт. За последние два года в городе заметно выросло количество спортзалов и фитнес-центров. А эти популярные песни современных исполнителей, ролики на Youtube об экстремалах? Стало модно быть спортивным, подтянутым, активным. Велосипед, как один из самых доступных тренажеров, также вошел в моду.
По мнению сотрудников ГИБДД, не исключено, что рост популярности двухколесного транспорта связан еще и с изменениями в ПДД. Когда движение на скутере стало требовать наличия прав категории "М", велосипед стал удобной альтернативой. К тому же во время автомобильной пробки велосипедист продолжает движение — экономия времени и отсутствие стресса налицо.
Приобрести и содержать велосипед гораздо доступнее и дешевле, чем любое другое средство передвижения. В городе много магазинов и мест проката велосипедов. Купить этот вид транспорта можно даже не выходя из дома, оформив заказ в интернет-магазине. По затратам велосипед — бюджетный транспорт: бензин для него не требуется, а на "техобслуживание", по подсчетам велосипедистов, в год уходит не больше 300–1000 рублей.
Все это сказывается на увеличении потока велосипедистов в городе. Однако Барнаул не приспособлен для нового вида передвижения.
Самый главный вопрос, стоящий перед велосипедистами Барнаула, — где ездить?
В городе нет ни одной велодорожки, поэтому приходится делить дорогу с автомобилистами. В "неравном бою" страдают, конечно, велосипедисты. Многие жалуются, что водители авто попросту не принимают их за полноценных участников дорожного движения.
Было несколько случаев, когда меня подрезали специально даже водители автобусов и КамАЗов. В городе нет уважения к велосипедистам. Однажды водитель маршрутки после того, как выехал нам наперерез, не уступив дорогу, сказал: “Ты, что ли, великая машина? Почему я тебя пропускать должен?” Однако отношения на дороге бывают и добрыми. Некоторые водители приветствуют, пропускают, сигналят “спасибо”.
Велосипедисты говорят, что опасность на дорогах сохраняется всегда.
В некоторых городах выделены полосы для велосипедистов, однако у нас это сделать сложно. В городе много транспорта и мало мест для парковок — велолюбителям приходится выезжать далее крайней правой полосы. Из-за того что велосипедист бесшумный и малозаметный, водитель авто не всегда может его увидеть. Поэтому в летнее время всем участникам движения следует больше внимания уделять происходящему на дорогах.
Ехать по дворам или минуя центр — также не вариант. Опытные велосипедисты отмечают, что дороги во дворах или в отдаленных районах можно сравнить с горной поверхностью.
Ближе к центру города дороги улучшаются, но стоит свернуть во двор — и ты уже как в горах. Конечно, мне, например, кочки нипочем, скорее они даже радуют, потому что катаюсь на фэтбайке — велосипеде-внедорожнике. Но если говорить об общей картине, то она довольно печальная. Большинство людей катаются на обычных городских или “горных” велосипедах. Но это не значит, что и дороги должны быть горными.
Велосипедисты признаются, что иногда ради безопасности они идут на нарушения — съезжают на тротуар, где тут же становятся помехой для пешеходов. По ПДД передвигаться по пешеходной зоне на великах разрешается только лицам до 14 лет; тем, кто старше, — только при перевозке ребенка или в отсутствие возможности передвигаться по специально отведенным местам.
Если вы используете велосипед для передвижения по городу, вам придется смириться с тем, что нужно быть предельно аккуратным, уважать других участников движения, обязательно надевать шлем и соблюдать правила ПДД.
По словам заместителя завкафедрой "Организация и безопасность движения" АлтГТУ Сергея Павлова, лучшее средство для безопасной езды по дорогам для велосипедистов — сделать свой транспорт заметным: поставить катафоты, мигающие фонари, светоотражающие элементы. А самим велосипедистам нужно надевать наколенники и шлемы.
В прошлом году известный барнаульский архитектор Александр Деринг, поддержав проект "Цивилизованный город", предложил создать велодорожки на центральной аллее пр. Ленина. Идея вызвала неоднозначную реакцию, в первую очередь со стороны велосипедистов. Проект посчитали непродуманным. Но о необходимости таких дорожек все равно продолжают говорить.
"Каждый год по этому вопросу всплывают петиции, обсуждения, идеи — я уже стараюсь не обращать на них внимания. Этот сезонный “кипеж” продолжается на протяжении последних 10 лет и никаких последствий не несет", — говорит Василий Зайковский.
"На самом деле построить велодорожку не сложно. Главное — ее правильно спланировать, разместить так, чтобы движение по ней было безопасным. Она не должна быть бессмысленной и обрываться на полпути. При проектировке необходимо в первую очередь учитывать мнения велосипедистов", — говорит Сергей Павлов.
Надежда на то, что велодорожки в городе появятся, еще остается. В этом году велосипедисты организовали сбор подписей в поддержку этой идеи, провели даже собственный съезд. Результатов пока нет, но тему веломаршрутов начали обсуждать в мэрии. По словам организатора съезда Сергея Писарева, в ближайшее время в этом вопросе планируются сдвиги (см. "Что появится в течение года").
Другая проблема — дефицит велопарковок — начинает понемногу решаться. Велостоянки появляются около кафе, торговых и офисных центров. Однако, отмечают велосипедисты, нередко такие зоны делаются только "для галочки". Зачастую на них не выведены камеры видеонаблюдения. Оставить своего "коня" в таком месте — заранее попрощаться с ним. В отличие от машины столь легкий вид транспорта угнать гораздо легче, а отыскать — в несколько раз сложнее.
По наблюдениям участников движения, безопасно и по правилам проехать в центре города может только опытный "водитель", другим пока следует держаться окраин или кататься по дворам. Отсутствие подготовленной для велосипедистов городской среды гонит их также из города в лес.
"Я езжу по городу практически каждый день, однако больше всего мне нравится кататься за его пределами, — признается велосипедист Кирилл Рымарь. — Если уж кататься в городе, то лучше всего выбирать парки или ночные дороги, когда движения практически нет. Днем по городу ездить сложнее — много автомобилистов и людей: либо ты собьешь кого-то, либо тебя. А в лесу — тихо и свежо".
Велосипедисты говорят, что лучшим местом для велопрогулок считается "Трасса здоровья". "Главным преимуществом Барнаула перед другими городами является близость ленточного бора, — говорит Василий Зайковский. — Чистый воздух, пересеченная местность, безопасность — там всегда можно для души прокатиться с ветерком".
"Я владелец “жирноколесного” велосипеда, поэтому у меня особых проблем в выборе маршрута нет даже в зимний период, — рассказывает Анастасия Майер. — Обычно с друзьями мы предпочитаем кататься не в черте города, а в лесу, по полям или берегу Оби. Лучше всего, конечно, выезжать группами в Горный Алтай".
Велотуры в Горный вообще стали популярны в последнее время у велолюбителей Барнаула. Но для преодоления такого маршрута нужна хорошая физподготовка.
По данным отделения пропаганды барнаульской ГИБДД, за последние семь месяцев в городе произошло 26 наездов на велосипедистов.
Из спальных районов можно доехать до центра на учебу и работу по велодорожке, которая сделана с умом и не мешает ни пешеходам, ни автомобилистам. На ней не паркуются водители, а зимой ее чистят от снега. По приезде есть возможность безопасно оставить велосипед и принять душ. Тогда люди, несомненно, начнут отказываться от общественного транспорта и от автомобилей. Я вижу будущее таким. Хотя понимаю, что это больше похоже на утопию и вряд ли в нашей жизни сможет осуществиться. Василий Зайковский.velobarnaul.ru
По словам организатора первого съезда велосипедистов Сергея Писарева, после мероприятия состоялось заседание городского совета по туризму. На нем обсудили вопросы о размещении информационных материалов, связанных с движением велосипедистов по городу.
Участники съезда предложили выступить перед школьниками и рассказать им о правилах безопасного передвижения на велосипеде. В сентябре пройдут первые встречи.
При проектировании новых районов мэрия намерена предусматривать появление в них велодорожек.
Администрация города будет рекомендовать владельцам магазинов и торговых центров устанавливать велопарковки. При магазинах, которые продают велосипеды, могут появиться пункты проката. Продавцам предложат при продаже велосипеда выдавать покупателям памятки безопасного движения по городу.
Не исключено, что в следующем году в Барнауле появятся велоэкскурсии и будет запущена экологическая акция "Один день без авто".