август 30, 2016
Теплая и дождливая погода благоприятно сказывается на урожае картофеля в Алтайском крае. В этом году ведущее предприятие этой отрасли "Русский овощ" может собрать рекордный для себя урожай. Что же будет с картофелем в других районах края и как перепроизводство может сказаться на ценах, altapress.ru рассказал гендиректор компании Андрей Ланговой.
Гендиректор "Русского овоща" в поле.
Олег Богданов
— Уборка на нашем предприятии началась 10 июля. С полей мы уже продали около 2,5 тонны продукции. Практически весь "борщевой набор", включающий ранний картофель, капусту, морковь и свеклу, уже поступил в продажу. Исключение составляет пока только лук.
В этом году у нас получился хороший урожай клубней картофеля. В этом вопросе очень важен фактор своевременного полива. Он должен осуществляться в период клубнеобразования, цветения и основного роста растения. В общей сложности картофелю необходимо за сезон три-четыре хороших полива. В июне, когда в регионе стояла засуха, мы задействовали орошение. В июле, в период цветения, прошли дожди. А сейчас, в момент нарастания клубней, погода вполне подходящая. Так что, я предполагаю, урожай будет очень хороший.
— На элитных сортах картофеля урожайность должна составить около 450 центнеров с гектара. В этом году мы впервые вышли на 100%-ный показатель по поливу картофеля. До этого момента поливные поля и "сухие" были примерно на половину. В итоге средняя урожайность по всему хозяйству была около 300 центнеров с гектара.
— Мне сложно говорить за весь Алтайский край. Но думаю, что большие сборы картофеля будут не у всех. Прошлый год с экономической точки зрения для овощеводов был не самым удачным. Из-за нехватки средств не все предприятия в полном объеме смогли закупить хороший семенной материал, средства защиты растений. Это может повлиять на конечный результат.
— Пока в этом отношении перспектива не очень радужная. Я выяснял: урожайность картофеля в центральной части России ожидается высокой. Это значит, что вполне вероятен переизбыток картофеля. Благо мы защищены от этой ситуации контрактной системой. За счет того, что помимо самого производства у нас есть свои мойка, фасовка и хранение продукции, мы имеем возможность заключать долгосрочные договоры. С некоторыми крупными торговыми сетями контракты заключены на весь год. У мелких фермеров, не имеющих долгосрочных контрактов, могут возникнуть проблемы с реализацией.
— На мой взгляд, оптовая цена должна быть от 15 до 20 рублей за килограмм. В рознице — до 25 рублей за килограмм. Себестоимость продукции при условии покупки хороших семян, средств защиты растений и высоком урожае составляет около 8–9 рублей. Плюс к этому надо прибавить затраты на фасовку и обработку клубней. В процессе хранения себестоимость увеличивается. Учитывая все эти моменты, в прошлом году мы сработали даже в минус.
— Надо понимать, что у людей картофель долго не хранится. До новогодних праздников он еще в нормальном состоянии, после — уже нет. Специальные помещения или хотя бы погреба есть далеко не у всех.
Вспомните советские времена, тогда на картофель в поля вывозили целые фабрики, заводы. Нуждающимся выделяли участки. Таким образом страна пыталась обеспечить свою овощную безопасность. Сейчас этого нет.
— О каком импортозамещении можно говорить, когда у нас ежегодно наблюдается переизбыток картофеля?
— Эту продукцию можно увидеть на прилавках в марте или апреле. В этих странах лето круглый год, поэтому они получают по три урожая картофеля. К тому времени, как местная продукция уже несколько месяцев полежала в хранилище, у них подходит очередной свежий урожай. Желающий купить картофель с грядки, пусть и египетской, всегда найдется.
В предыдущие годы в Россию завозилось очень много картофеля из-за рубежа. В связи с высоким курсом рубля сейчас это неактуально.
— Для мелких фермеров — да. Наш картофель продается практически во всех регионах России. Около 90% продукции реализуется через крупнейшую торговую сеть нашего региона "Мария-Ра". Часть овощей поставляем по государственным тендерам. Остальное уходит через оптовые компании. Например, наш ранний картофель хорошо продается в Красноярский край и Иркутскую область, потому что свой урожай они получают гораздо позже.
— С "Марией-Ра" мы работаем, как и все поставщики, на конкурентной основе. Для нас тут нет никаких особых условий. Наша задача заключается в том, чтобы вырастить качественную продукцию и продать ее покупателю, получив свою прибыль. И мы стараемся в этом смысле достигнуть с сетями консенсуса. Наверное, единственное преимущество заключается в том, что в торговле я работал много лет и знаю эту кухню изнутри. Просто вырастить урожай может почти каждый, а вот качественный — далеко не все. Я считаю, что вопрос качества в овощеводстве первостепенный. Ведь первый, кто встречает продукцию на распределительном центре, это специалист по качеству. Он может разрезать любой мешок из партии и проверить картофель. Если продукция не отвечает требованиям хотя бы по одному параметру качества, ее возвращают обратно.
— В первую очередь будем работать над увеличением площадей, улучшением качества и повышением сервиса. Варианты для этого есть. В картофельном производстве есть мелкий картофель, который раньше с полей даже не убирали. Сейчас такой продукт мы моем, фасуем и продаем в два-три раза дешевле. На такой картофель тоже есть спрос.
В следующем году мы планируем начать реализацию семенного картофеля. Семенной материал суперэлиты мы закупаем в Европе и России, высаживаем его на специально отведенных участках. Часть элиты мы готовы продавать жителям. Тогда они смогут получать не по 5–6 клубней с куста, а по 20–25. Для нас это тоже своеобразный бизнес.
В плане сервиса можно развиваться в сторону чистки, вакуумной упаковки и резки картофеля. Это позволит хозяйке не утруждаться, а открыть пакет и высыпать содержимое в кастрюлю.
— Мелиоративный участок предприятие выиграло в тендере в прошлом году. За свой счет мы привели в порядок систему полива. Да, в это были вложены большие деньги, но для нас полив чрезвычайно важен. В нашем производстве ничто нельзя пускать на самотек. Представьте, в этом году только удобрений было куплено на 20 млн рублей, средств защиты растений — на 30 млн, семян — еще на 20 млн. Без полива все эти вложения могли оказаться бессмысленными. А на следующий год мы могли вообще не выйти в поля.
В дождливую погоду катушки стоят на старте. И то даже сейчас приходится их включать и поливать лук. Все иногда удивляются: вроде бы только дождь прошел, а "Русский овощ" опять поливает. Могу сказать, что это агрономические особенности нашего производства. Если овощу нужно определенное количество влаги, значит, он должен его получить.
— Каждый год непредсказуемый. Например, в конце 2014-го курс доллара в России резко подскочил, а в Казахстане оставался стабильным. По этой причине казахстанские производители перестали поставлять в Россию лук. А мы вырастили 4,5 тыс. тонн этой продукции и продали ее по хорошей цене.
— Это действительно так. В 2010 году вместе с Евгением Александровичем (Ракшиным. — Прим. ред.) мы съездили в Европу и посмотрели, как там работают современные овощеводческие предприятия. Переняли самый передовой опыт. Я могу сказать, что посадка капусты с помощью GPS-навигации проводится не для показухи. Эта система действительно дает увеличение урожайности примерно на 10–15%.
На сегодняшний день купленный комплект техники еще имеет свой потенциал. Это позволит в ближайшие два-три года эффективно на ней работать.
— Я считаю, что гражданская позиция человека заключается в показателях его работы, его пользе обществу. Мы занимаемся хорошим делом — выращиваем качественную продукцию и кормим людей. Это и есть наша гражданская позиция.
— В Косихинском районе у нас были случаи, когда приходилось выставлять у полей охрану. Особенно крышу у людей срывает, когда они видят наш лук. Он лежит на грядках, сохнет, так и просится, чтобы его в мешок сложили и унесли. Некоторых "сборщиков" мы ловили, сдавали в полицию, где на них заводили уголовные дела. Подобные "показательные" дела действуют на воришек отрезвляюще.
— Трансатлантическая корпорация просто так не допускает к себе поставщиков. Я знаю, что крупные производители картофеля из центральной части России с этой компанией работают. Закупки производятся в больших объемах централизованно. Одному барнаульскому ресторану работать только с нами невыгодно. Как и нам невыгодно везти картофель только для одного "Макдональдса" в Барнауле.
— Несколько лет назад "Русский овощ" поставил пробную партию чипсового картофеля на завод PepsiCo в Подмосковье. Наша продукция их полностью устроила. Однако из-за того, что взаимоотношения с США у нашей страны напряженные, строительство предприятия в Новосибирске, где также планировалось производить чипсы, было приостановлено. Поставки картофеля для Lays мы прекратили.
— Во-первых, нашим учредителем является Евгений Ракшин, благодаря его финансированию и активному участию и был создан "Русский овощ". Вместе с ним мы выбирали всю технику и разрабатывали стратегию предприятия. Во-вторых, Евгений Александрович с самого начала предоставил "Русскому овощу" безлимитную, открытую кредитную линию на неопределенный срок. Кроме того, на правах аренды мы пользуемся овощехранилищем, которое было построено нашим соучредителем к уборке первого урожая, и во многом успехи компании связаны с этим объектом. И в-третьих, порядка 90% от нашего товарооборота занимают поставки в торговую сеть "Мария-Ра".
Андрей Владимирович Ланговой родился 24 августа 1968 года в Алма-Ате. Здесь же окончил среднюю школу. Затем получил образование в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. После этого пять лет служил в строевых частях Военно-воздушных сил, летал на современных истребителях. Но в начале 90-х написал рапорт. С этого момента его жизнь связана с торговлей. Почти 20 лет Андрей Ланговой проработал в структуре компании "Мария-Ра", занимался поставками в Барнаул овощей и фруктов. В 2009 году было принято решение заняться сельским хозяйством. Через год были осуществлены первые посадки овощей. С этого момента Андрей Владимирович является директором компании "Русский овощ".
Около 900 тыс. тонн картофеля ежегодно выращивается в Алтайском крае.