сентябрь 19, 2016
Завершились выборы. Многие результаты оказались довольно неожиданными. Чего не скажешь об агитационной кампании, проведенной накануне партиями и кандидатами. Довольно тусклой. Что стало тому причиной, почему кандидаты осторожничали, что им помешало развернуться, а также какие самые грязные и эффективные технологии были применены, altapress.ru спросил у непосредственных участников событий. Опрос проводился до дня голосования.
Предвыборная агитация.
Михаил Хаустов
Политтехнолог Константин Лукин оценивает прошедшую кампанию вполне однозначно.
Скучная кампания! Где борьба идей, предложений? Нет плакатной борьбы. Где массовые расклейки листовок и массовые их зачистки? Где много агитаторов? Где все это?! Ничего не было.
С ним соглашается лидер алтайского отделения ЛДПР Евгения Боровикова.
Какого-то ажиотажа, борьбы за мандаты не было. По сравнению с 2011 годом — небо и земля. Тогда борьба, напряжение ощущались. А в этот раз все по-тихому, по-мирному. Вялотекущая кампания.
Действительно, не случилось фейерверка креатива, разгула "черных" технологий или взрывных лозунгов. Агитация "Единой России" ("ЕР") сводилась в основном к тому, что в Алтайском крае все хорошо. Или к тому, что "проблемы есть, но для их решения делается все, и даже чуть-чуть больше". Оппозиция напирала на то, что власть жирует, а обычные люди живут – хуже некуда.
"Команда "Единой России" уже несколько лет двигает Алтайский край вперед. Сделано многое. Главное – произошел разворот от скатывания в депрессию к поступательному развитию", - писала газет партии власти. "Из года в год Алтайский край занимает последние строчки в рейтингах благосостояния регионов. Ничего не происходит – нет развития собственного производства, нет новых рабочих мест, дорог", - восклицал на странице газеты депутат от ЛДПР Владимир Семенов. "Вытащим Алтай из нищеты!" - гласил лозунг Владимира Рыжкова, кандидата от "Яблока". "Алтайский край находится на последнем месте по уровню заработной платы" - угрожающе вещал голос "Справедливой России" ("СР") в торговых центрах. Конструктива было крайне мало у всех.
Большая часть кандидатов и партий использовали примерно одинаковые технологии предвыборной борьбы.
Почти все партии и кандидаты запускали три волны так называемых АПМ (агитационно-пропагандистских материалов): газеты, листовки, буклеты. Кандидаты от "ЕР" рассказывали или о уже имеющихся заслугах (действующие депутаты и руководители крупных компаний), или о потенциале (молодые, перспективные), или о преимуществах работы в команде, которая действительно принимает решения. Впрочем, некоторые выдвиженцы "ЕР" старались дистанцироваться от партийной принадлежности и позиционировали себя как самостоятельных политических персон. Такие кандидаты больше говорили о проблематике.
КПРФ активно распространяла как федеральные партийные газеты, так и местные АПМ.
Такой избирательной кампании по качеству агитационной литературы, по ее доведению до избирателей у КПРФ в Алтайском крае еще не было. Наша агитация была яркой, необычной. Она была ориентирована и на новые для нас категории избирателей, в том числе на молодежь.
Одной из "фишек" газеты коммунистов стала перевернутая полоса с "шапкой" "Поставь край на ноги!"
"СР" сделала ставку в АПМ на две ключевые вещи: критика работы "ЕР" и в целом властей, а также на рецепты заготовок, актуальные осенью.
Старая добрая газета себя вновь оправдала. Мы делали именно газеты – издания, где в целом есть что почитать и что полезного посмотреть. Конкуренты могут над нами сколько угодно смеяться, что мы давали рецепты соленых огурцов и квашеной капусты, но людям нравилось.
ЛДПР также выпустила несколько газет, сделав ставку в том числе на своего лидера Владимира Жириновского, который возглавил список на выборах в АКЗС. Пожалуй, находкой жириновцев стал большой разворот с картой округов на выборах в АКЗС с указанием своих кандидатов на каждом и их основных задач. Задачи эти били в цель. Скажем, на округе №8, в который входит Мамонтовский район, кандидат собирался добиваться репродукции леса – для этого района это одна из актуальнейших проблем. На округе №9 (Алейск, Алейский и Усть-Калманский районы) кандидат настаивает на газификации – здесь давно ждут голубое топливо.
Это самая грамотная технология, считает Евгения Боровикова.
Избиратель напрямую общается с кандидатом и сразу видит, кто перед ним. Может сразу оценить, врет ему человек или нет, стоит ли ему доверять, кто он по психотипу – "лиса", "волк" или "заяц".
Встречи с избирателями испокон веку считались чуть ли не самой эффективной технологией. Однако наиболее активно пользоваться ею в эту кампанию многих кандидатов заставила еще и ограниченность бюджетов. Те, кто объездил десятки сел и провел по 100-200 встреч, в голос говорят – кто через это не прошел, тот не депутат.
Это бесценный опыт, который невозможно переоценить. Вроде бы люди говорят примерно об одинаковых проблемах, но как по-разному они их видят, как по-разному подают.
Другой кандидат сказал: "Можно пережить выдвижение, регистрацию, все правовые перипетии, конкуренцию, все оргвопросы – это все решаемые проблемы. Самое тяжелое в выборной кампании – это общение с людьми".
Ряд оппозиционных кандидатов в ходе кампании жаловались на препятствование им в проведении встреч со стороны местных администраций. Но в конечном итоге все, кто хотели их провести, так или иначе сделали это.
Что действительно дал этот многопартийный вояж по территории края, так это огромный социальный срез: кандидаты узнали, чем действительно живут люди в городах и селах края, какие ключевые проблемы их волнуют, какие отрасли "хромают" - все, вплоть до поштучного перечня объектов, требующих ремонта или строительства в самых разных точках края. Хочется надеяться, что этот гигантский объем информации будет проанализирован, систематизирован и направлен в конструктивное русло.
Были технологии, которыми также пользовались кандидаты, но либо не все, либо не часто.
Одной из них стала работа в соцсетях. Трудно сказать, что подход кандидатов к этой работе был профессиональным (федеральные эксперты, вообще, говорят о крайней отсталости политиков в этом вопросе). У altapress.ru нет данных о том, что в штабе какого-либо кандидата или партии работал SMM-щик. Однако участники выборов выкладывали в соцсети (по большей части - facebook) отчеты о поездках, призывы, жалобы, наблюдения и т. д.
Я впервые использовал такой метод. Но могу сказать, что примерно 150 тыс. избирателей моего округа следили за мной и моими действиями в соцсетях. Это ресурс, который оказался интересным в плане доведения информации. Другой вопрос, удалось ли мне мобилизовать пользователей сетей на выборы и как это повлияло на результат. Но в любом случае это сопоставимая форма агитации с традиционными АПМ.
Штаб Владимира Рыжкова пытался перенести на алтайскую почву некоторые технологии, опробованные в столице и других городах, но большого успеха достичь здесь не удалось.
Мы хотели использовать предвыборные кубы. Но наталкивались на противодействие со стороны администраций разного уровня. Только около 10% заявок на кубы, по нашей статистике, были удовлетворены. На 21 августа планировалось шествие в честь Дня российского флага. Предполагалось, что около 100 человек пронесут 25-метровый флаг по пр. Ленина в Барнауле. Это мероприятие нам тоже не согласовали.
Шейда не согласен с оценками относительно некреативности партий и технологов на этой кампании.
На мой взгляд, мы, участники этого процесса, пытались предложить более яркие технологии, решения, но наталкивались на неверную трактовку закона о шествиях и митингах. Действующее законодательство, точнее, практика его использования не дала нам таких возможностей. В итоге мы получим низкую явку, низкий авторитет, неуважение к партиям: они же якобы ничего не придумали. Таким образом происходит заморозка развития политической системы, мы не даем формироваться институтам, партиям, а итоге – квалифицированному парламенту.
На "сушку" предвыборной кампании со стороны властей жалуются и другие представители оппозиции.
И административные органы, и сами избиркомы, на мой взгляд, работали на низкую явку. Никакого приглашения к участию в выборах многие люди не слышали.
Это мнение разделяют и в "Справедливой России"
Кампания искусственно "сушилась" партией власти. Делалось все для избегания дебатов. Они проводились поздно и недолго. Не было просто площадок для дискуссий.
Подкуп избирателей. Еще до дня голосования "Единая Россия" и КПРФ заявили, что обладают информацией о возможном подкупе. Назывались следующие цифры: 300 рублей за голос в Барнауле, от 500 до 1,5 тыс. рублей в районах края.
Распространение клеветнических и очерняющих кандидатов и партии газет, видео. Одна из газет коммунистов была запрещена крайизбиркомом к раздаче из-за нападок на "Единую Россию", было возбуждено уголовное дело по факту распространения газеты, очерняющей Владимира Рыжкова, о нем же в интернете "гулял" порочащий фильм. "Партия роста" выпустила газету, посвященную негативной стороне работы "СР" (крайизбирком не признал противоречащей закону).
Раньше такие вещи делались втемную: или скрывали, или как-то дистанционно это контролировали – это считалось черной технологией. А здесь впервые от лица партии, которая вроде бы не участвует в выборах в АКЗС, издается газета, которая полностью посвящена "мочилову" "СР". И пресечь ее распространение законными методами нельзя.
Использование административного ресурса. Эту технологию назвали во всех штабах, включая "Единую Россию". "Мы считаем, было его использование, равно как и служебного положения нашим конкурентном", - говорит Геннадий Шейда. "Завесили все бюджетные учреждения агитацией представителей партии власти, а нам отказывали. Власти не пытались демонстрировать лояльность ко всем партиям", - поддерживает Мария Прусакова.
Нет однозначного ответа, по каким критериям оценивать технологию как грязную. Вот говорят – "административный ресурс". Но, на мой взгляд, выше административного ресурса, чем давление ЦИК России сложно представить. Два месяца в публичных мероприятиях председателя ЦИК упоминался Алтайский край. При этом не была услышана точка зрения политических партий, представителей ЦИК, работавших здесь, губернатора. Была только точка зрения Владимира Александровича Рыжкова.
Всевозможные опросы. По словам Марии Прусаковой, по домам и квартирам избирателей ходили работники бюджетной сфер, спрашивали у них, за кого будут голосовать и ставили соответствующие "крыжики". Геннадий Шейда рассказал, что сельским жителям на домашние телефоны звонили некие социологи, которые также спрашивали, за кого люди будут голосовать. Если избиратели отвечали, что за Рыжкова, то у них интересовались мотивами и предлагали варианты ответа, например, "Рыжков – друг Чубайса", "Рыжков 20 лет работает в Москве", "Рыжков не вылезает из посольства США" и т. д.