сентябрь 24, 2016
Отказ от нынешней накопительной пенсионной модели является "стратегическим просчетом и ошибкой", которая вызвана затягиванием принятия решения повысить пенсионный возраст, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на заявление главы совета Центра стратегических разработок (ЦСР), зампреда Экономического совета при президенте Алексея Кудрина.
Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Олег Богданов
В рамках Московского финансового форума Минфин и ЦБ впервые публично презентуют новую систему пенсионных накоплений. "Они делают это, потому что они практически перестали защищать нынешнюю накопительную систему, которая заморожена", — пояснил Кудрин. По словам экономиста, предложенная система все же имеет ряд преимуществ, там более что сохранить нынешнюю у правительства возможности нет.
"Мы существенно уменьшим индустрию НПФ с запуском новой системы, но в ней есть и преимущества. Но отказ от нынешней накопительной системы является стратегическим просчетом, так как не хватает средств на текущие пенсии", - отметил Кудрин "цитата по ).
Алексей Кудрин отметил, что хоть нынешняя пенсионная модель не отменена, презентацией новой системы власти "подписывают приговор" существующей.. "Если ЦБ и Минфин готовы это делать (реализовывать новую модель), то нам нужно исходить из того, что нынешняя накопительная система уже не имеет серьезных перспектив и уже обсуждаем время, когда перейти к новой системе", — уверен бывший глава Минфина.
Банк России и Минфин представили предложения по модернизации системы пенсионных накоплений — концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
Вместо пенсионных накоплений предлагается создать индивидуальный пенсионный капитал. Пополнять его работник должен из своей зарплаты. За это — право собственности на эти накопления, возможность наследования, снятия части средств до наступления пенсионного возраста или использования в медицинских целях. Размер взноса можно менять от 0 до 6%, можно взять "каникулы" до 5 лет и не платить. Из презентации следует, что все на добровольной основе. Никакого принуждения. Из дополнительных стимулов — софинансирование в виде освобождения этого взноса от НДФЛ и льготы по уплате страховых взносов.
Формы выплаты при достижении пенсии тоже можно выбрать: получить сумму единовременно или в виде ежемесячных платежей. Перейти в новую систему смогут и те, у кого пенсионные накопления в НПФах, и те, кто остался в качестве так называемых "молчунов" в Пенсионном фонде РФ. Но у первых этот переход произойдет автоматически, и будет дан двухлетний срок на отказ и перевод этих накоплений в пенсионные баллы в ПФР. А у вторых, наоборот, автоматически накопленные средства будут переведены в пенсионные баллы, и за двухлетний срок можно будет от этого отказаться в пользу индивидуального пенсионного капитала.
Но самое интересное — некий Центральный администратор. По плану это он должен выполнять те функции, которые сейчас выполняет ПФР, то есть это связующее звено между гражданами, фондами и работодателями. Другими словами, Пенсионный фонд должен потерять контроль над пенсионными накоплениями.
Вероятно, за таким переделом средств Пенсионного фонда стоит конфликт между социальным и экономическим блоком правительства. По большому счету, социальному блоку, а значит, и Пенсионному фонду, нет дела до того, что произойдет с будущими пенсионерами. Их задача — не допустить социального напряжения, то есть, заботиться о тех, кто уже на пенсии. Проблемы будущих поколений их не касаются. Когда те, кому сейчас 30-40 лет, выйдут на пенсию, в социальном блоке, как и во всем правительстве, будут совсем другие люди, это они должны будут отвечать по социальным обязательствам перед теми пенсионерами.
Вот только эти длинные деньги могли бы пригодиться экономике. Через НПФы они могли бы пойти в реальный сектор. Экономический блок правительства напрямую заинтересован в этих длинных деньгах. И в этом ракурсе вполне логично решение создать собственную накопительную пенсионную систему. Без участия ПФР. Вот только этот новый проект означает то, что экономический блок соглашается с увеличением действующего взноса в страховую часть с 18% до 22%. И молчаливое согласие с экспроприацией шестипроцентных взносов, которые должны идти в накопительную часть