сентябрь 28, 2016
Старинный (по современным скоротечным меркам) фильм "Аватар" вызвал во мне при просмотре противоречивые чувства. Я также переживал за героя, как и миллионы посмотревших эту фантастическую ленту кинозрителей, но в конце просмотра остался осадок — по-сути, герой предал своих, он оказался против людей, встав на сторону чуждой цивилизации.
Инопланетянин.
Вроде бы, это не какой-то конкурсный "высоколобый" фильм, просто блокбастер, иллюзион. А заставил-таки задуматься.
И как много стало в последнее время кинокартин, где с симпатией показаны, например, вампиры. Тебе предлагают зачем-то понять и даже простить упырей. Ну что поделаешь, если они созданы такими, что им надо кровь у людей пить. Зато смотрите, насколько они шикарны. А люди — жалкие, суетные, убогие.
Это как если бы натовский летчик, бомбивший сербские города, вдруг перевернулся в своих мыслях и встал бы на сторону сербов. Да, тех самых сербов, о которых Голливуд рассказывает только в черных красках. А тут — бац, и наоборот, посмотрели бы киношники на все другими глазами и отправили туда аватара, который победит НАТО. Или, например, у нас бы сняли кино, как российский летчик влюбился бы в девушку из отряда боевиков в Сирии и стал бы расстреливать своих.
Тут как повернешь кинокамеру, с чьей стороны снимать станешь.
А то, что гениальные режиссеры с помощью великих операторов и талантливых актеров могут сделать из этого киношедевр, у меня сомнений нет.
Вот, к примеру, мальчик из Гитлерюгенда в 45-м в Берлине стреляет в советский танк из фаустпатрона. В танке гибнут четверо советских солдат. Молодые парни в последние дни войны. Здесь ведь однозначная картина — фашисты плохие, борцы с ними — хорошие.
Но какому-то величайшему художнику вдруг захочется сломать клише. Он так видит, он хочет вырваться из рамок. И хорошо выставив свет, подобрав замечательную музыку, а также наняв на главную роль мальчика такого самородка, что аж слезу прошибает своей непередаваемой игрой, сделает этот режиссер так, что в танке — это плохие, а с фаустпатроном — хороший. В танке вообще не люди, а просто функция, которая должна еще ярче выпятить главного героя, ну и добавить драматичных отсветов в операторскую работу.
Зрители в восторге. Это как глоток свежего воздуха. Это как так ново, так тонко, это сразу заявка на победу во всех номинациях на всех мыслимых фестивалях.
И вдруг приходит какой-то неприятный босяк с улицы, точно противно жужжащая толстая осенняя муха в звенящей немой сцене "Ревизора", и говорит: "Стойте, он же наших убил!". И портит все впечатление от этого киночуда.
И сидит такой рефлексирующий зритель задумчиво — хлопать ли ему по поводу фильма или устыдиться, что он вместе с режиссером тоже принял своих за функцию, за мазок на фоне святого мальчика из Гитлерюгенда? И начинает злиться на того, кто его во все эти неприятные мысли макнул: вот если бы это не босяк какой-то сказал , а кто-нибудь получше... А кто тебе нужен-то?
К чему вся эта игра в если бы, да ка бы? Да уж очень меня разбередила история с закрытой в Москве выставкой американского фотографа , который снимает в том числе и обнаженных детей. С одной стороны — художник, выставка, какие-то босяки неприятные . А с другой — ну есть же некое табу, которое не пробивается в лоб, но мелкими ударами, щипками слева или справа разрушается по-тихому. Вот сиди и думай, а за кого ты вообще?
Ах, как это неприятно все для тонко чувствующей души. Хорошо быть не таким рассусоливающим — присоединился к какой-нибудь из позиций и не мучайся, не плющи мозг, бери готовые интернетные фразы, за тебя уже давно прописанные твоей стороной, и бросайся ими в оппонента. А вот мечущемуся индивидууму непросто, как быть, к кому податься? Где свои?