сентябрь 30, 2016
29 сентября губернатор Алтайского края сделал запись в своем блоге, озаглавленную "Размышления накануне Дня учителя", в которой глава региона рассуждает о новом министре образования Ольге Васильевой, о школьниках-тружениках, обработавших в 2016 году более 900 га пахотных земель, об объединении вузов и о "переходе исключительно на инклюзивную модель образования".
Встреча губернатора Алтайского края Александра Карлина со студентами. Барнаул, 3 марта 2010 года.
Олег Богданов
Считаю учителей людьми особыми. Влияние хорошего учителя на судьбы людей огромно. Благодаря любимым педагогам мы почувствовали в себе склонность к тем или иным наукам, выбрали ту или иную профессию, во многом благодаря полученным знаниям достигли определенных успехов.
Сам я формированием своей личности, базовыми знаниями, которые ведут по жизни, во многом обязан своим школьным учителям.
Учителям доверяют самое дорогое – детей. От педагогов во многом зависит, какими они станут в будущем. Поэтому не ошибусь, если скажу, что за реформами в системе российского образования внимательно следит подавляющее большинство российских граждан.
Фразы о реформах в сфере образования вызывают у людей настороженность: слишком много этих реформ пережила российская школа за последние десятилетия. Поэтому кадровыми назначениями в Министерстве образования Российской Федерации население нашей страны интересуется в большей степени, чем в других ведомствах: какие еще новшества внесет в российское образование новый министр? Новый министр образования России Ольга Васильева действительно, выдвинула целый ряд инициатив: о совершенствовании механизмов ЕГЭ, введении практико-ориентированного обучения, возрождении трудового воспитания школьников, отказе от полного разгрома системы коррекционных школ и перехода исключительно на инклюзивную модель образования…
Меня обрадовало ее программное заявление о том, что школа - это не только инстанция, дающая знания, но и площадка, где формируется личность ребенка и подростка. Во многих своих интервью, выступлениях Ольга Юрьевна говорит о возрождении традиционного для отечественной педагогики понимания школы как института созидания личности с опорой на русскую литературу и историю.
Как не вспомнить слова Степана Павловича Титова: "Управление ростом – самое серьезное дело… от учителя во многом зависит моральное здоровье его питомцев, история нашего государства…"
Помните, был в 90-е годы прошлого века период, когда активно внедрялась точка зрения, что учитель не должен никого воспитывать, его задача заключается лишь в передаче знаний. Плоды такого подхода мы пожинаем до сих пор. Влияние школы на формирование личностей детей и подростков заметно ослабло. Поэтому я искренне убежден: чем быстрее вернется в школу системная воспитательная работа, тем лучше будет для общества.
Не может не радовать отношение Ольги Васильевой к теме приобщения детей к общественно полезному труду. Мне очень близка и эта позиция, я ее целиком разделяю. У нас в Алтайском крае на протяжении многих десятилетий успешно работает институт ученических производственных бригад, в основном, аграрной направленности.
В настоящее время в крае 592 учебно-производственных бригады и трудовых объединений школьников, в них постоянно задействованы более 15 тысяч ребят. В текущем году, например, они обработали более 900 гектаров пахотных земель. Школьники Алтайского края успешно, на профессиональном уровне выращивают и зерновые культуры, и овощи, и картофель. С бригадами хорошо взаимодействуют и сельхозпредприятия, и фермерские хозяйства. Школьные производственные бригады имеют в бессрочном пользовании землю, собственную или арендованную технику.
Производственная деятельность ученических бригад – дополнительный источник финансирования школ. Заработанные ребятами деньги идут на приобретение оборудования для школы, выращенная продукция – на школьное питание. Причем школьники в этих бригадах не только выращивают и реализуют урожай, но и совместно с учеными из аграрного университета проводят опытническую, исследовательскую работу.
А на краевом Дне работника сельского хозяйства мы в отдельной номинации поощряем лучших ребят из ученических производственных бригад. Кроме того, в крае активно идет процесс оснащения школ учебно-производственным оборудованием для столярного, слесарного дела, кабинетов домоводства. Благодарен новому министру еще и за то, что она приостановила процесс объединения вузов. Всегда считал, что реализация проекта создания опорных вузов шла слишком форсированно.
На самом деле этим красивым определением нередко обозначался процесс поглощения более крупными вузами вузов поменьше. Ольга Васильева смело и решительно выступила против "каннибализма" в сфере высшего образования, когда вузы "поедали" один другого. Мы в крае очень осторожно относились к этому процессу, ни одного вуза не потеряли. И сегодня, я считаю, возобладала здравая точка зрения.
Я не против укрупнения в принципе - я против кампанейского подхода. Каждый государственный вуз имеет свою многолетнюю историю. Появление в регионе самостоятельного вуза диктовалось велением времени. Специалисты, выпускаемые каждым вузом, необходимы региону. И механически подходить к этому процессу было в корне неправильно. Тем более, что первыми на поглощение стояли вузы педагогического профиля, готовящие кадры для общеобразовательных школ.
Благодаря программным позициям, изложенным министром образования РФ Ольгой Васильевой, не только у меня, но и у подавляющего большинства педагогов накануне Дня учителя действительно праздничное настроение.
С праздником вас, учителя Алтайского края!
Напомним, что День учителя будет отмечаться 5 октября.