октябрь 5, 2016
5 октября в России празднуют день учителя. Накануне этого праздника altapress.ru поговорил с молодыми учителями о том, как им мешает бумажная волокита, чем нынешние школьники отличаются от их поколения и об общении с учениками в соцсетях.
День знаний в школе №130.
Михаил Хаустов
Если честно, учителем быть я не планировала. Да, помню как в детстве рассаживала кукол, брала тетради, ручки и играла в школу, как, наверное, все девочки. Помню, как копила и сохраняла все свои школьные тетради, потом их пересматривала. Потом это прошло, захотелось стать менеджером, это была новая модная профессия. Но сложилось так, что поступила на физико-математический факультет в педуниверситет.
Окончила его, но по профессии начала работать не сразу: была репетитором, работала в туристическом агентстве. Как оказалось призвание - есть призвание. Поняла, что мне не хватает в жизни активности, новых ноток. А в школе один день не похож на другой. Наверное, один из самых важных моментов, который меня завлек сюда — возможность готовиться и проводить классные часы, внеурочные мероприятия с детьми, у которых я являюсь классным руководителем. Сейчас у меня 7 класс, веду их с 5 класса, с самого начала работы в школе. Я сама в школе была отличницей, активисткой, участвовала во всех мероприятиях. А теперь вместе со своим классом воплощаю все свои не реализованные идеи.
Когда я первый раз на практике вела урок в пятом классе, конечно, это было волнительно: ты не знаешь детей, не знаешь как себя вести, что говорить, что делать. Ровно с тем же я столкнулась, когда пришла работать в школу. Помню, готовилась всю ночь, подбирала задания, нужные слова, пыталась рассчитать время.
С тех пор я, конечно, изменилась. Наверное, когда я только пришла работать, была более скромная, лояльная, чаще шла на уступки. А сейчас я вошла во вкус (смеется), стала более требовательной. Меня более серьезно стали воспринимать и дети. Когда я только пришла, они видели, что я молодая, неопытная, со мной можно иногда позволить себе хихикать на уроке.
Вообще мне очень повезло с учениками. Мне достались отборные, идеальные дети. С первого момента у нас с ними было полное взаимопонимание. Может быть, потому что, в начале они были неопытными — только пришли в среднюю школу из начальной, и у меня точно так же не было опыта. С самого начала мы поддерживали и продолжаем поддерживать друг друга. Такая же поддержка ждала меня от родителей.
У родителей моих учеников есть мой телефон, они знают, что могут звонить по любому вопросу дня и ночи. Я в курсе всех главных событий в жизни детей, также как и родители в курсе событий моих.
У нас есть группа "Вконтакте", а также диалог. Я вижу, как и что они там пишут после уроков. Если общение переходит культурную границу, всегда на следующий день делаю им замечания. Сначала они обижались на меня, исключали из беседы, но потом поняли, что я это делаю для их блага. Потому что я стараюсь быть не только учителем и педагогом, но и помощником: стараюсь подсказать что-то в личных ситуациях, решить проблему, которая выходит за рамки школы.
Разница в возрасте у нас не такая большая, и то, что они переживают сейчас, я переживала совсем недавно. Сейчас у них самый сложный, подростковый возраст, в котором хочется все попробовать, нашкодить, сделать по-своему. Поэтому стараешься направить их на верный путь не приструнить, построжиться, а дать совет, который поможет.
Они растут. Я вижу, что растут не только физически, но и в моральном плане: я вижу, что они начали ценить вещи, которые раньше для них такими не были. Мы часто говорим о семье, отношениях, посторонних людей, я вижу, что они стали рассуждать как взрослые люди.
Вообще дети за последние годы, конечно, изменились. У них совсем другие ценности. Я постоянно их ругаю за то, что они на перемене сидят в телефонах, социальных сетях. Нет никакого реального общения, оно все ушло в виртуальную реальность. Стараюсь рассказывать им случаи из своей школьной жизни, чтобы показать, что мир может быть интереснее компьютера.
Я получаю удовольствие от общения с ними. Конечно, иногда хочется их "убить". Потому что они иногда выходят из под контроля. Перед выходными, после них, после какого-нибудь мероприятия, на котором они получают бурю эмоций. Но без трудностей в жизни ничего не бывает.
Есть трудности в профессии и с точки зрения требований, которые появляются постоянно, которые нужно узнавать и соблюдать, очень много документации, которая отнимает очень много времени, которое можно было бы уделить подготовке к урокам.
Учителем работаю уже четвертый год. Выбрал профессию, наверное, из-за того, что хотелось продолжить педагогическую династию. Моя мама-учитель — работает в школе уже 25 лет. Да и я сам по себе человек коммуникабельный, люблю общаться с детьми. И уже на практике, которую проходил за время обучения в педколледже, "вошел во вкус".
Учителей, на которых я равняюсь и уважаю вокруг очень много. Это и мама, и мой тренер по баскетболу, и классный руководитель из колледжа — хорошие, добрые, с ними интересно. До сих пор мы поддерживаем связь.
Помню, первый урок прошел на одном вдохе. Глазом моргнуть не успел, он уже кончился. Я ни понять, ни почувствовать ничего не успел. Перед уроком сильно волновался, меня трясло, постоянно перечитывал конспект, боялся что-нибудь упустить. Первый урок я давал в школе, в которой учился. Дети помнили меня как ученика, а тут я пришел к ним в новом качестве. Это тоже было интересно.
Дети все разные, каждый особенный, и каждый класс ведет себя по-своему. И когда начинал работать кто-то принял сразу по-доброму, кому-то я сначала не понравился, но со временем со всем нашел общий язык.
Единственная проблема, с которой я сталкиваюсь, тяжело перестроиться с уроков в старших классах на уроки в начальной школе. Малышам нужно рассказывать элементарные вещи: это раздевалки, тут баскетбольное кольцо. А со старшими разговор должен быть совсем другой. Да и стиль общения и поведения должен быть разный. Например, старшие классы нет смысла ругать, кричать на них: они люди взрослые, этого не понимают. А с маленькими чаще нужно быть строгими: достаточно строгого взгляда.
Вообще в отношениях с учениками я больше склоняюсь к отношениям друг-советчик, чем учитель, который стоит выше них. Так гораздо интереснее с ними общаться. Но я строгий педагог там, где это нужно. Все дети знают мои требования, если они их соблюдают, то смысла строжиться на них нет.
Дети уже стали другими, у них другой образ мышления, это новое поколение. Да, в каких-то ситуациях, глядя на них, узнаешь себя. Но в целом их взгляды и интересы совсем другие. Помню, мы после школы собирались, проводили время на улице в с друзьями. А сейчас я как классный руководитель вижу, что они живут только компьютерами и играми. Детей, которые ведут активный образ жизни становится все меньше. И это серьезная проблема.
Сейчас у меня под классным руководством уже 7 класс. Работаю с ними третий год. Знаете, как сильно они повзрослели! Сейчас пришли после каникул, а я их не узнаю, у них взрослые взгляды, суждения, им начинаешь что-то объяснять, а они тебе высказывают свою точку зрения, спорят.
Каждый день в школе проходит по-разному, ни один не похож на другой. Дети каждый день чем-то удивляют и радуют. Для меня как для молодого классного руководителя важно было создать сплоченный коллектив, и когда я вижу, что в этом есть успехи, конечно, радуюсь.
После уроков мы с учениками общаемся, ходим в кино, на прогулки в лес, ездим на экскурсии.
Работа, конечно, оставляет свой след. Домой приходишь, и переключаешься только со временем. Когда ты с восьми утра до восьми вечера на уроках, дома какое-то время тоже чувствуешь себя как в школе.
Труд учителя оплачивается неплохо. В крае есть огромное количество программ, с помощью которых можно получить поддержку. Нужно просто проявлять себя.
Учителем я работаю уже шестой год. До этого окончила наш педагогический университет, факультет математики и информатики. Мне всегда нравилась профессия учителя. Сама в школе училась хорошо, закончила ее с медалью, в институте тоже был красный диплом.
Свой первый урок алгебры в 8 классе, конечно, помню очень хорошо. Было очень волнительно. Долго готовилась и все время думала: как меня примут? Именно первая встреча определяет все: как ты себя покажешь, как к тебе отнесутся дети, так и будут строиться ваши отношения в дальнейшем. Поэтому я сразу постаралась найти с учениками общий язык. Дала себе установку, которой до сих пор придерживаюсь: быть друзьями с детьми, быть с ними на равных, входить в их положение, быть не строгой учительницей, а старшим товарищем. И до сих пор у меня хорошие отношения со всеми детьми и родителями. При этом всегда между нами есть грань, они ее знают и никогда не переступают.
Я люблю свою работу, хожу на нее каждый день с удовольствием, наверное, поэтому сложностей не возникает.
Люблю свою профессию за то, что она всегда позволяет идти в ногу со временем. Хоть мне, наверное, рано так говорить, но профессия учителя позволяет всегда оставаться молодым. Дети не дают расслабляться — всегда нужно узнавать что-то новое, чтобы общаться с ними на одном языке. В некоторых вещах дети на шаг впереди нас, взрослых. Они настолько продвинуты в области гаджетов, что иногда приходится обращаться к ученикам за помощью в обращении с ними.
Это дети нового века — века компьютерных технологий. Иногда я вижу, как это затягивает их и становится страшно: им проще общаться в сети, чем подойти друг к другу и поговорить. Я сторонник личностного общения. Если вижу, что дети на перемене засели в свои телефоны и планшеты, говорю, чтобы они все убрали и лучше поговорили между собой, со мной, с учениками других классов. Но после уроков мы, конечно, общаемся с учениками с помощью различных мессенджеров и социальных сетей: с родителями учеников 6 класса, в котором я являюсь классным руководителем, у нас создана беседа в WhatsApp, с учениками есть диалог "Вконтакте". Там мы обсуждаем какие-то оперативные вопросы, когда это оправданно.
Несмотря на то, что они на шаг впереди в пользовании этими технологиями, это те же дети — играют и дурачатся на переменах, собираются после школы.
Любой возраст по-своему мне нравится. Легче всего мне работается с 8-9 и старшими классами — они смотрят на жизнь более реально, по-взрослому. А ученики 5-7 класса другие — вроде еще дети, но в то же время уже проявляют свой характер.
Стереотип — "учителя получают мало" - сложился не сегодня. Они никогда: ни 20, ни 10 лет назад, ни сегодня, не зарабатывали много. Но в профессию не идут те, кто хочет много зарабатывать, сюда идут те, для кого это призвание, кто любит детей, свой предмет. И только если ты идешь из-за того, что это призвание, у тебя есть все возможности заработать — главное желание.
Если честно, у нас достаточно много отчетности, но без этого мы не сможем двигаться дальше. Это просто одна из должностных обязанностей. На нее можно легко найти время, чтобы решать это в рабочем порядке, и не нести домой. Приходя домой, я стараюсь абстрагироваться от работы. Не всегда, конечно, получается, потому что порой возникают вопросы, требующие решения вне работы. Но включать учительницу дома, в общении с супругом, у меня привычки нет.
Стать учителем я не стремилась. Когда выбирала куда поступать, исходила из того, что мне больше всего в школе нравилась история, выбрала исторический факультет педуниверситета, уже на практике поняла, что мне это нравится.
Это пятый мой учебный год в качестве учителя. Работать в гимназию я пришла еще на пятом курсе. Эту же гимназию оканчивала, в нее же приходила на практику. Почти все учителя, которые учили меня, до сих пор работают в школе. Поначалу было тяжело быть коллегами с тем, чьей ученицей когда-то была.
Помню, что очень волновалась перед своим первым уроком. Также помню, какой восторг был от того, что дети слушают тебя, выполняют то, что ты просишь, что направляешь их.
С каждым уроком волнение становилось меньше, я знала, что иду в знакомый класс. Ребята знали меня, а я — их.
Отношения с учениками должны быть разными: они должны знать, что я строга, могу соответствующие оценить, например, невыполненную домашнюю работу. В то же время, когда они идут за поддержкой и советом, нужно проявлять отзывчивость, заботу и любовь. Проявить разные качества в разных ситуациях.
Старшие классы, начиная с 9, иногда могут забыть границах, если ты молодой учитель. А с 5-7 классами таких проблем нет.
Сложности в работе тоже бывают. Бывает, что для подготовки к уроку остается мало времени и урок проходит не так, как хотелось бы. Не хватает творчества из-за большой нагрузки. Еще одна сложность уже в классном руководстве: родители не всегда идут навстречу, не всегда смотрят с тобой в одну сторону, иногда нужно пробивать эту преграду и стену. Думаю, это связано с возрастом. Думаю, у старших коллег таких проблем нет, либо они редки.
Работа учителя не остается в школе. Это еще и проверка тетрадей дома, подготовка к урокам по вечерам, разговоры с родителями в любое время, ответы на вопросы детей. Человек, который болеет за свое дело, в этой профессии никогда не сможет оставлять работу в школе.
Считаю, что учитель имеет право на ошибку. Мы люди, не роботы. Главное заметить эту ошибку, признать и исправить. Потому что это большая ответственность — передать ребятам информацию, на основе которой они будут строить свою жизнь и получать новые знания. Но нужно всегда знать и помнить об ответственности.
Есть вещи, в которых дети разбираются лучше. Это в первую очередь компьютерные технологии. Я не всегда понимаю, о чем они говорят, приходится восполнять пробелы в своих знаниях. А что касается ценностей, то наоборот, здесь учитель должен рассказывать о них детям, потому что с каждым поколением настоящие ценности теряются.
Я не поддерживаю общение через соцсети, люблю живое общение. У нас есть группа в WhatsApp, но это максимум.
Я считаю, что труд молодых педагогов оплачивается не совсем достойно. Мы хотим, чтобы на нас обратили внимание. Молодых учителей нужно поддерживать, чтобы желание работать в школе у них не пропадало.
У нас в школе есть молодые учителя, я замечаю тенденцию омоложения коллектива.