Вице-губернатор Виталий Снесарь рассказал об итогах выборов и о создании алтайского правительства

октябрь 24, 2016

Алтайский край буквально за несколько месяцев переживет серьезные политические события. 18 сентября прошли выборы депутатов в Госдуму и краевой парламент. А уже с 1 января 2017 года в регионе начнет работать правительство, оно придет на смену привычной структуре администрации края. Оценку прошедшим выборам и пользу будущего правительства altapress.ru объяснил заместитель губернатора края Виталий Снесарь.

Виталий Снесарь.
Анна Зайкова

"Скучно не будет"

— Виталий Владимирович, накануне выборов многие считали их итоги непредсказуемыми. Какие результаты стали для вас ожидаемыми, а какие — сюрпризом?

— Практически полное представление о предпочтениях избирателей у нас появилось примерно за две недели до выборов, когда мы получили социо­логию от наших коллег. Время показало, что их данные разнились с итоговыми результатами выборов лишь на десятые процента.

Что касается сюрпризов, то их можно разделить на приятные и не очень. Мы совершенно точно получили ряд положительных результатов. Англичане говорят: самое красивое — это счет на табло, неважно, при каких обстоятельствах он сложился. Можно много говорить о том, что высокий результат "Единой России" ("ЕР") по нашей тергруппе стал возможен благодаря внешним условиям. Да, такая точка зрения вполне оправданна, но в итоге мы получили крайне положительный для руководства края результат с точки зрения представительства региона в Государственной Думе — у нас девять депутатов в российском парламенте. Это первое.

Губернатор встретился с ними 5 октября, в день проведения первого пленарного заседания в Госдуме. Он подчеркнул: все межпартийные перипетии остались позади, нужно работать в интересах региона. И все настроены на это. Представители края есть в разных комитетах: и по международным отношениям, и по промышленности и предпринимательству, и по спорту и молодежной политике. В последнем, например, будет работать Наталья Кувшинова, опыт, приобретенный ею в российском молодежном парламенте, она, думаю, экстраполирует и конвертирует на пользу региону.

Смешанная система выборов — и по спискам, и по одномандатным округам — гораздо больше привязывает депутатов к той земле, которая их делегировала. Поэтому мы обоснованно надеемся, что работа депутатов-одномандатников будет иметь высокий коэффициент полезного действия. Это второе.

Третье. Итоговые цифры голосования за партии показали реальные рейтинговые позиции политических сил, и результат отражает действительное положение вещей. Это нужно принимать и с этим работать. Определенное отрезвление и представление реальной картины, на мой взгляд, тоже правильный итог выборов. Нужно не летать в облаках, а вставать ногами на бренную землю, настраивать компас и двигаться дальше.

И, наконец, четвертое. Значительно обновился состав АКЗС. Есть вполне себе медийные персонажи, которые брюзжат что-то в духе "кто все эти люди?". Но это по большей части зависть или кусание локтей из разряда "на этом месте должен был быть я".

— Лидер алтайских единороссов Борис Трофимов считает, что в новом составе следует ожидать нового качества и градуса дискуссий — пришли молодые, подкованные в дебатах политики.

— Да, безусловно, среди новых депутатов есть люди, которые, будучи достаточно молодыми, уже обладают серьезным парламентским опытом. Скажем, Владимир Владиславович Семенов (лидер фракции ЛДПР. — Прим. altapress.ru) уже на установочной сессии себя позиционировал — так что скучно не будет. И не в привычном для нашего избирателя смысле (когда говорим "ЛДПР" — подразумеваем "политическое шоу"), а во вполне себе по-парламентски профессиональном.

Фракция КПРФ в ее абсолютно новом составе тоже будет стараться себя зарекомендовать и позиционировать своих лидеров. "Справедливая Россия" подкрепилась узнаваемыми людьми, у которых в том числе за плечами локальные успехи на муниципальном уровне. И у "Единой России" есть целая команда молодых грамотных депутатов.

Виталий Снесарь.
Анна Зайкова

"Единую Россию" подвела инерция

— Чем же все-таки, на ваш взгляд, обусловлен низкий результат "ЕР"? Это реакция на социально-экономическое положение? Недоработка самой партии?

— Причин, безусловно, несколько. И, конечно, в результате только нашей беседы полноценно проанализировать их все невозможно. Но ключевые факторы я отмечу.

Один из них — состояние партийной структуры в регионе. Есть болезнь, которая присуща любой партии власти, — инерционность. Ожидание, что кто-то за тебя все сделает. Когда есть определенный фронт работы, но к нему относятся так: пришлют задание — прочитаем, кого-нибудь привлечем, кого-то сагитируем, а не пришлют — и ладно. Есть еще определенная доля самоуверенности и даже снобизма в духе "да кому мы здесь можем проиграть — мы же большие руководители, директора". Номенклатурная партия всегда этим больна.

Очевидно, что "ЕР" нужно перестраивать механизмы, оживлять их, модернизировать, чтобы в выборах 2017 года удержать позиции, а может, и прирасти. Думаю, это станет предметом обсуждения на ближайших заседаниях политсовета и партконференции. Не исключено, что будут сделаны и кадровые выводы.

Что касается влияния социально-экономического положения. У нас есть вредная привычка расцарапывать на себе язвы и говорить: смотрите, как все плохо. Большинство претензий упираются в один показатель — самый низкий уровень зарплаты. Причем этот параметр маркируется всегда как итог работы действующего руководства региона. Однако любой серьезный исследователь увидит, что на протяжении всей фиксируемой поздне- и постсоветской экономики край всегда занимал такую позицию.

При этом заметьте, почему-то никто не повторяет все время, что у нас одна из самых дешевых продуктовых корзин, что у нас самый недорогой бензин, что уровень цен на услуги населению также в числе наиболее низких и о других, объективно позитивных показателях.

— В ходе кампании край регулярно фигурировал в федеральном информпространстве. Таково реальное положение региона на политической карте страны или это следствие персонального состава кандидатов?

— То, что выборы у нас не будут скучными, стало ясно еще года за полтора, когда появились первые информационные утечки на тему состава будущих участников. Вся мозаика, которую мы ожидали, в итоге сложилась. Случились небольшие вкрапления, которые придали ситуации еще большую пикантность.

Что говорить, кампания была очень напряженная. Нацеленность на максимальный положительный результат была абсолютно у всех участников — как из "высшей лиги", так и у новичков. Без такого настроя, наверно, нельзя идти на выборы. В этом смысле их можно "понять и простить".

Иногда, на мой взгляд, борьба выходила за рамки приличий. Некоторые участники выборного марафона либо совсем не ориен­тировались в правовом пространстве, либо сознательно плевали на юридические нормы ради рейтинга.

— Только ленивый на этих выборах не говорил об административном ресурсе. Какой на самом деле была включенность властей края в выборный процесс?

— Мы плотно взаимодействовали с Ириной Леонидовной (Акимовой, руководителем крайизбиркома. — Прим. altapress.ru), потому что без содействия избирательным структурам на местах действительно было не обойтись. Привезти, отвезти, договориться с органами правопорядка о дежурствах и т. д. — действовал очень большой механизм, апогей работы которого мы все увидели в единый день голосования.

Политические конкуренты трезвонили на всю страну об административных барьерах, но не было зафиксировано ни одного подтвердившегося факта того, например, что кандидату в депутаты Госдумы кто-то куда-то не разрешил приходить. Когда представители оппозиции обвиняли нас в применении административного ресурса, я иронично отвечал "мы еще не начинали". И дискуссия заканчивалась.

В редких случаях можно было говорить о проявлении на местах "синдрома исполнителя". И мы вновь возвращаемся к тезису о том, что некоторые политигроки вольно интерпретировали закон в удобную для себя сторону. Когда им было нужно, они его доставали и обвиняли власти в применении административного ресурса. Но, что называется, давайте откроем другой параграф — там написано, что должны делать кандидаты, чтобы получить положенное, и в случае досконального исполнения требований закона все прописанные в нем ресурсы и возможности кандидаты получали.

На фото по центру слева направо: Сергей Дугин, Борис Трофимов и Виталий Снесарь.
altai-ter.er.ru

Не просто смена табличек

— Когда губернатор заявил о создании в крае правительства, он объяснил: реформа позволит сделать систему управления более эффективной, улучшить взаи­модействие между ведомствами. Что это значит в практическом смысле?

— Многих почему-то настораживает слово "правительство". Читателям представляется толстый дядька с портфелем, с оттопыренной нижней губой и пренебрежительным взглядом. Но чего мы боимся? Создание правительства действительно позволит решить ряд важнейших задач.

Скажем, можно относиться серьезно или несерьезно к тому, что на общефедеральных мероприятиях представителей регионов по-прежнему встречают "по одежке", то есть по статусу, но это так. Одно дело — министр, другое — начальник управления. При этом надо иметь в виду, что на правительственную модель перешло около 80% субъектов России. Нашим представителям порой приходится доказывать, что их статус ничуть не ниже министерского. Конечно, это только один небольшой пазл, но без него полная картина не складывается.

Правительство также поможет ранжировать статус органов власти. Мы юридически закрепляем приоритетные, наиболее важные направления функционирования региона.

Кроме того, и об этом говорил Александр Богданович, правительственная модель предполагает большую солидарную ответственность. Это очень важный фактор. Всему чиновничьему аппарату необходимо будет более тщательно готовить документы, формировать свои предложения, готовить их защиту. Предлагаемые решения будут обсуждаться коллегиально за круглым столом, дискуссия приобретет статус уже протокольной записи. Это важный момент. Каждый из участников заседания правительства, кто просидит и промолчит, тоже возьмет на себя ответственность. Не будет возможности в случае чего сказать: а со мной никто не советовался.

— Можно ли говорить, что руководители действующих краевых управлений, в том числе недавно назначенные, займут кресла министров и руководителей управлений в будущем правительстве?

— Думаю, да. Скорее всего. Тем органам, которые уже перестроились, нужно будет пройти процедуру перерегистрации. Юридически, технически и финансово сложно создать министерство, минуя предварительное объединение управлений. Поэтому в большинстве случаев мы объединяем ведомства в главные управления, а затем их переименуем в министерства. То есть все уже будет подготовлено, включая реквизиты, останется только название сменить. Может быть, отсюда идет представление о процедуре создания правительства как о "смене табличек".

— Наши читатели считают, что, став министром, чиновник "и зарплату начнет получать министерскую". Изменится ли обеспечение членов правительства?

— Их бы слова да богу в уши (смеется). Нет, не изменится. Деятельность правительства будет осуществляться внутри установленных финансовых параметров. Его обеспечение будет зафиксировано в бюджете.

Виталий Снесарь.
оргкомитет праймериз

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— Я считаю, что быть гражданином — значит ответственно и искренне относиться к тем проблемам, с которыми твоя страна, твой регион сталкиваются в данном историческом контексте, и прилагать усилия, чтобы их решить или минимизировать их негативные последствия. Просто заявлять, что они есть, на мой взгляд, недостаточно.

О чем еще рассказал собеседник

О турбулентности в КПРФ

— Я считаю: то, через что прошла региональная организация КПРФ, — это залог ее долголетия. Скептики как говорили? Старая гвардия уйдет — и все, никого не останется. Считалось, что в партии есть старожилы и коммерческие пассажиры. Но сейчас там таких людей практически нет. А третье место партии по итогам голосования в крае считаю скорее болезнью роста.

Об успехе ЛДПР

— Мне представляется, что полученный ЛДПР результат — это реакция на определенную риторику лидера в тех внешних условиях, в которых находится страна. Есть решительно настроенная группа избирателей, разделяющих патриотические ценности, которым чуть более симпатичны резкие, харизматичные высказывания Владимира Жириновского. И на фоне внешних обстоятельств они перекочевали в сторону ЛДПР. В случае с ЛДПР ясность тезисов, их простота сделали свое дело. Это из разряда "каждому мужику — по бутылке водки", только в иной интерпретации и по другому поводу.

О добром шаге кандидатов

— Если бы кандидаты — и те, кто выиграл, и те, кто не достиг желаемых результатов, — всю информацию, полученную ими в ходе предвыборной кампании от жителей края, не выбросили бы в мусорную корзину, а поработали бы над ней и передали ее нам, это был бы очень хороший шаг, благодарный для них самих.

Виталий Снесарь.
Анна Зайкова

Досье

Виталий Владимирович Снесарь родился 19 мая 1969 года в Рубцовске. В 1987–1989 годах служил в погранвойсках. В 1994 году окончил исторический факультет Алтайского госуниверситета, в 2009-м — факультет государственного и муниципального управления. С 1995 по 2006 годы служил на офицерских должностях в УФСБ по Алтайскому краю. С 2006-го работает в администрации края. В 2008 году назначен руководителем секретариата губернатора края, в июне 2013-го — заместителем главы региона, курирующим политический блок.

Факт

Виталий Снесарь является руководителем более 10 различных краевых комиссий, в том числе по проведению административной реформы/