"Лента" сняла с продажи весь мед с названием "алтайский"

октябрь 25, 2016

Торговая сеть "Лента" приостановила продажу всего меда, имеющего в названии слово "алтайский". По неофициальным сведениям altapress.ru, в компании это объяснили тем, что глава краевого Союза пчеловодов Сергей Тастан ведет с сетью судебное разбирательство. Тастан утверждает, что "Лента" вводит потребителей в заблуждение, продавая мед, который нельзя называть алтайским — он произведен за пределами края. Но под "санкции" попал и мед "Алтайского пчелоцентра", к которому претензий нет.

Лента.
Анна Зайкова

Председатель Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Сергей Тастан рассказал altapress.ru, что весной этого года он приобрел в торговой сети "Лента" в Барнауле три баночки меда: гречишный, майский и горный. Закупку он сделал как рядовой потребитель.

Во всех случаях мед именовался алтайским, хотя был произведен фирмами из Екатеринбурга и Новгородской области.

Сергей Тастан,
председатель Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края:

Название "алтайский" можно использовать только в том случае, если этот продукт и произведен, и расфасован в крае.

Но использование наименования "алтайский" — только одна сторона вопроса. Сомнения у общественника вызвало соответствие названия, так сказать, внутреннему содержанию. Мед был передан в "Россельхознадзор" на анализ пыльцы растений, на которых пчелы его собирали.

Сергей Тастан,
председатель Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края:

Пыльца у каждого вида растений уникальна, как сетчатка глаза у человека. Анализ пыльцевого зерна позволяет определить географическое и ботаническое происхождение меда.

Анализ привел к удручающим результатам. В гречишном меде было больше пыльцы подсолнечника, чем гречихи. Пыльца гречихи в нем тоже была обнаружена, но лишь 24%, тогда как требование ГОСТа к гречишному меду — 30% и более.

В майском меде обнаружилось 78% пыльцы все того же подсолнечника. При этом на этикетке производитель написал: мед собран с весенних растений. Подсолнечник, меж тем, зацветает лишь в июле, а мед с него пчелы вообще собирают в августе.

В горном меде, который, как указывала этикетка, собран в горах Алтайского края, пыльцы подсолнечника оказалось тоже немало — 53%. Хотя подсолнечник в горной местности не произрастает.

Алтайский мёд.
Анна Зайкова

Тастан счел, что это вводит потребителей в заблуждение и при поддержке Ассоциации защиты прав потребителей края обратился в мировой суд Индустриального района. От "Ленты" он потребовал изъять мед из продажи и возместить ему материальный и моральный ущерб.

По словам общественника, "Лента", возражая против его требований, приводила разные аргументы. Например, заявила, что название майского и горного меда является фантазийным (придуманным). Однако Тастан возразил, сославшись на закон "О защите прав потребителей" и ГОСТ.

Согласно закону, давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно его происхождения, не допускается — чтобы потребитель не мог ошибочно принять этот продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или органолептическим показателям. Суд принял этот аргумент.

Но затем ситуация стала развиваться неожиданным образом. По словам Тастана, в конце прошлой недели "Лента" сняла с реализации весь мед с наименованием "алтайский". При этом была приостановлена продажа и продукции "Алтайского пчелоцентра", которая и произведена, и расфасована в крае и продается под маркой "Натуральный мед". И хотя в названии нет слова "алтайский", от руководителя компании потребовали документы на право использовать в маркировке товара это наименование.

Владлен Дуплик,
гендиректор "Алтайского пчелоцентра":

На нашей этикетке есть герб Алтайского края и само наименование региона. На использование данной информации у нас есть разрешение администрации края. Также местонахождение производителя должно быть указано на маркировке, это требование ГОСТа.

Как полагает Дуплик, в "Ленте" решили, что именно эти две строчки и вводят потребителей в заблуждение — их можно считать за наименование "алтайский мед". Попытки решить вопрос с руководством "Ленты" не увенчались успехом: руководителю ответили, что с делом работают юристы, а ответа от них он не дождался. Сотрудник отдела качества прислал ему письмо о снятии товара с реализации. Правда, официального документа сеть не предоставила.

В Барнауле открыли ярмарку мёда.
Анна Зайкова

Дуплик говорит, что работает с сетью "Лента" с 2007 года и раньше вопросов не возникало. Он даже полагает, что это форма конкурентной борьбы — ведь эта торговая сеть выпускает и продает на полках мед под собственной торговой маркой. "Если нам нельзя, то и другим не позволим", — так трактует логику решения "Ленты" Владлен Дуплик.

Суд Сергея Тастана и "Ленты" должен завершиться в ближайшее время. По словам общественника, то, что "Лента" сняла из продажи так называемый алтайский мед, произведенный не в крае, — положительный результат его разбирательства. Он уверен, что решение суда будет в его пользу, и рассчитывает, что разбирательства будут способствовать росту инвестиций в производство меда, соответствующего стандартам, именно в крае. Такое производство будет иметь необходимый входной и выходной контроль качества.

А вот вопрос о снятии с реализации еще и настоящего алтайского меда (к тому же не имеющего в названии слова "алтайский") будет урегулирован, видимо, на федеральном уровне. Информация об этом уже направлена в Ассоциацию производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз", членом которой является и "Лента".

"Лента" свои комментарии пока не предоставила.