октябрь 25, 2016
Игоря Манна часто называют самым известным маркетером России. Также его имя известно благодаря издательству "Манн, Иванов и Фарбер". Манн регулярно ездит по стране с корпоративными и открытыми тренингами, а также написал и издал 20 книг о маркетинге. На прошлой неделе он выступил в Барнауле и ответил на вопросы журналистов.
Игорь Манн в Барнауле
Олег Богданов
— Однозначно сейчас бурно развивается интернет-маркетинг и то, что называется "внутренний маркетинг компании", когда ты его ориентируешь не на клиентов, а на сотрудников. Развивается и концепция социального маркетинга, когда компания не только зарабатывает деньги, но и помогает тому региону, той территории, где она работает. Это глобальные тренды, но они потихоньку приходят и в Россию. Трейд-маркетинг (одно из направлений, позволяющее увеличивать продажи за счет воздействия на товаропроводящую цепь. — Прим. ред.) однозначно уже пришел. Трендов очень много. Сейчас я занимаюсь сервисом Krosru, и его смысл как раз в том, чтобы отслеживать все эти вещи и в виде готовых инструментов предоставлять всем желающим предпринимателям.
— Забывать ничего не надо. Здесь нет таких вещей, которые не работают. Вопрос только в том, есть у тебя бюджет или нет.
— Я считаю, что как минимум один специалист в штате компании должен быть. И он решит, что лучше отдать на аутсорсинг, а что разумнее сделать самому. Это самая оптимальная схема.
— Хороших вузов, где бы качественно готовили по этому направлению, в России почти нет. Исключением можно назвать лишь четыре заведения, в частности Всероссийскую академию внешней торговли и Российский экономический университет им. Плеханова. Но в принципе российское высшее образование по маркетингу не очень хорошее. Лучше всего этому учат в Германии, Англии, Америке и Франции.
— Это такой специфический рынок, там надо уметь договариваться с чиновниками, использовать административный ресурс. Я это не очень люблю. Моя стихия — рыночные прозрачные механизмы.
— Я оптимист, но в следующем году предпринимателям будет житься не лучше, чем в этом. Но хорошая новость: мы к тому привыкли. Я сам с 2008 года живу в состоянии постоянного кризиса: всегда резервный фонд, запас, заначка, всегда ожидание того, что что-то не так пойдет с курсом рубля, нефтью или моей клиентской базой. Когда ты живешь в нервном напряжении, ты более приспособлен. А как говорил Дарвин, выживает тот, кто лучше приспосабливается.
— Я бы больше обращал внимание на деньги. Кризис — временное явление, но оно может затянуться, и на этот период тебе должно хватить средств. И надо обратить внимание на интернет — туда сейчас все уходят. И на собственных клиентов.
— Как правило, спрашивают все об одних и тех же вещах: как начать свой бизнес, как развивать его, что делать, если пропала мотивация, если сотрудники не работают, если начинается демпинг на рынке и т. д. Я тоже предприниматель, меня самого все эти же вопросы волнуют. Наверное, можно даже писать книжку "100 стандартных вопросов и 100 стандартных ответов". На этом фоне радуют люди, которые задают нестандартные, свежие вопросы. Люблю, когда мозг напрягается в поисках хорошего ответа.
— Однажды я рассказывал про сервис Krosru и упомянул, что мы поставили цель: 150 клиентов в первый год. А реально к нам пришли 50. И вопрос из аудитории: "А чего бы вам свои же инструменты не применить?" Если честно, мы все попробовали, все сделали. И если бы не сделали этого, мы бы не были прибыльными. А мы прибыльные, хотя не настолько, как бы я хотел. Я свято верю, что главное правило в бизнесе — знать, что делаешь. Если у тебя розничный бизнес — надо увеличить трафик в магазин, поднять конверсию, работать над увеличением среднего чека и числа покупок. И делать так, чтобы клиенты рассказывали о тебе другим. Это понятно, но как сделать это? Вот здесь уже люди теряются. А когда рассказываешь им возможный рецепт — остается только взять и сделать, не лениться. Ни один консультант, эксперт за тебя это не сделает, надо это понимать.
— Четкой последовательности нет, для каждого она может быть индивидуальной.
— Они все актуальны, кроме, пожалуй, двух книг: "Маркетинг. А теперь вопросы" и "Арифметика маркетинга для первых лиц". Я думаю, что они уже морально устарели. Все остальные можно читать и перечитывать.
Игорь Борисович Манн родился 26 марта 1965 года в Одессе. В 1989 году окончил Московский институт управления. В 1993 году стал менеджером по маркетинговым коммуникациям в московском офисе швейцарской компании Ciba-Geigy. В дальнейшем работал директором по маркетингу, коммерческим директором, региональным директором в компаниях Lucent Technologies, Alcatel, "Арктел", Konica Corporation, АН "МИАН" и других. Отрасли, в которых работал Манн: агробизнес, фотобизнес, телеком, книжный бизнес, недвижимость. Кандидат экономических наук, читает лекции в двух московских вузах.
"Опросы показывают, что в лучшем случае люди читают одну деловую книгу в месяц. Это катастрофически мало. Чтобы быть в курсе всех последних тенденций, надо читать как минимум по одной книге в неделю".