ноябрь 2, 2016
Управление края по госрегулированию цен и тарифов пытается оспорить в суде приказ Федеральной антимонопольной службы, потребовавшей отменить утвержденные в регионе тарифы на услуги по передаче электроэнергии. Как полагает один из экспертов, приказ означает: с 1 сентября нет оснований включать этот тариф в счет за электроэнергию, который получают юрлица и предприниматели. В краевом управлении с этим не согласны: тариф действует.
ФАС.
.tv2.tomsk.ru
Краевое тарифное управление, утвердив тарифы на услуги по передаче электроэнергии на второе полугодие 2016 года, вышло за границы, обозначенные ФАС (предельные уровни тарифов). Именно на это указали антимонопольщики в приказе от 5 августа за №1111/16. Ситуация, отметим, тарифов для населения не касается.
Действия управления в приказе оцениваются жестко - как превышение органом исполнительной власти региона предоставленных ему полномочий. А ссылаются антимонопольщики на нарушение "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных в 2011 году правительством.
В документе ФАС приказывает региональному ведомству отменить региональные тарифы, утвердить новые не позднее 1 сентября и до 10 сентября отчитаться. Однако алтайское ведомство приказу не подчинилось. Тарифы не отменило, новые не утвердило и решило доказать свою правоту в суде.
Участники рынка электроэнергии объяснили altapress.ru, что на дату утверждения краевым управлением тарифов на услуги по передаче электроэнергии (25 декабря 2015 года), ФАС официально не утвердила предельные минимальные и (или) максимальные уровни. Этот документ ФАС опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 14 января 2016 года. Начало его действия — 24 января 2016 года.
Вообще, регионы, утверждая тарифы своим электросетевым компаниям, нередко выходят за границы, установленные на федеральном уровне. В этом году приказы с такими же жесткими формулировками от ФАС получили тарифные ведомства Кемеровской, Иркутской, Самарской и многих других областей.
А между тем, есть порядок, принятый Федеральной службой по тарифам (ФСТ) еще в 2004 году как раз для таких случаев. Если не уложились, объясните, почему, и согласуйте с федеральным органом.
Эксперт в энергетике, с которым мы обсудили тему на условиях анонимности, полагает: порядок этот по-прежнему действует, хотя полномочия ФСТ и переданы в ФАС. К тому же как занижение регулируемых государством цен, так и их завышение — все это является административным правонарушением (статья 14.6 КоАП).
И многие региональные тарифные ведомства (те же кемеровчане, иркутяне и самарцы), допустившие "выход за границы", аналогичному приказу подчинились. Свои "неправильные" тарифы с ФАС согласовали, документы эти опубликованы на сайте ФАС. Наш эксперт уверен почти на 100%: если бы и алтайское управление обратилось за согласованием в Москву, оно бы его тоже получило. Но оно пошло другим путем.
Краевое управление требует в арбитражном суде Москвы признать августовский приказ ФАС недействительным. 20 октября его заявление принято.
В этот же день управление попыталось еще и приостановить действие приказа, наложив на него обеспечительные меры. Но безуспешно: суд не счел доказательства "безусловными и исчерпывающими" и приостанавливать не стал. Следующее заседание суда (пока только предварительное) назначено на 6 декабря.
Пока стороны судятся, главный вопрос: сейчас-то действует в крае тариф на передачу электроэнергии или нет? Имеют ли основания энергосбытовые компании предъявлять потребителям счет за электроэнергии, включая этот тариф?
Счет за электроэнергию, который выставляют потребителям-юрлицам и предпринимателям, складывается из нескольких частей. Сетевая составляющая (тариф на услуги по передаче электроэнергии) — одна из них. Для потребителей, получающих электроэнергию на низком напряжении (небольшой бизнес, многие организации), она весьма существенная - до 60% конечной цены.
В "Алтайэнерго", филиале "МРСК Сибири", который, собственно, и оказывает услугу по передаче электроэнергии, от комментариев воздержались. В "Алтайэнергосбыте", который выставляет счет потребителям с конечной ценой, ответили лаконично.
По вопросу действия единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО "Алтайэнергосбыт" обращалось в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. В своём ответе управление сообщило, что тарифы являются действующими.
Сергей Родт, начальник управления по госрегулированию цен и тарифов, отвечая , этот же ответЮ по сути, продублировал: до вынесения решения суда и вступления его в законную силу применяются тарифы на услуги по передаче электроэнергии, утвержденные 25 декабря 2015 года. В текущий момент оснований для отмены этих тарифов и применения других нет (в ведомстве также подчеркнули, что тарифов для населения вопрос не касается).
В экспертном сообществе, впрочем, есть и противоположное мнение.
Если с 1 сентября новые тарифы на передачу не были утверждены, значит, тарифов нет. "Если бы они действовали, управление не стало бы пытаться приостановить действие приказа в суде", — размышляет один из экспертов. Из его слов следует: услуга оказана, электроэнергия по сетям передана, предприятия ее использовали, а цены на нее нет. А между тем электроэнергия поставляется на огромные суммы.
Надо сказать, что настроения у части собеседников altapress.ru были тревожные. "Из ситуации можно было выйти еще летом — если бы краевое управление по тарифам после издания приказа ФАС приняло новое решение с теми же тарифами, но с другой датой, такой прецедент был. Это хотя бы сняло неопределенность на время согласования с ФАС или ведения судебного процесса", — считает один из собеседников altapress.ru.
Он рассуждает: допустим, алтайский регулятор проиграет суд — тогда будет очевидно, что с 1 сентября расчеты велись по недействующему тарифу. Какие-то потребители могут со своей стороны потребовать в суде от гарантирующего поставщика (например, "Алтайэнергосбыта") вернуть безосновательно перечисленные платежи. Это повлечет новые судебные разбирательства.
Гарантирующий поставщик будет вынужден взыскивать убыток с "МРСК Сибири", та понесет убытки и тоже будет вынуждена идти в суд, ссылаясь уже на орган власти, из-за которого убытки появились. "Вот тогда финансовые претензии будут предъявлены к краевому бюджету", — полагает эксперт.
О каких суммах идет речь? По расчетам эксперта, выручка сетевых организаций края в сентябре-декабре 2016 года составит порядка 2,4 млрд. рублей (разумеется, без учета электроэнергии для населения). Даже если отнюдь не все потребители будут судиться, финансовые претензии к краевому бюджету могут составить несколько сот миллионов рублей.
Прогнозировать, каким будет исход судебного разбирательства, никто не берется: управление может как выиграть, так и проиграть, считают опрошенные.
По мнению одних, порядок согласования тарифов нарушен, время на согласование у алтайского тарифного ведомства было, и, к тому же, московские юристы не захотят подать пример активного неподчинения тарифным ведомствам из других регионов и сделают все, чтобы наш регулятор не выиграл.
По мнению других, так как антимонопольщики сами поздно установили "границы", вряд ли суд встанет на их сторону.
В арбитражном суде Москвы рассматривается еще одно заявление управления по госрегулированию цен и тарифов. 29 июня ФАС потребовала отменить его решение о тарифах на тепловую энергию на коллекторах "Бийскэнерго", "Алтай-кокса" и "Барнаульской ТЭЦ-3" (так как управление не уложилось в границы, установленные на федеральном уровне) и принять новое решение. Краевое ведомство в суде намерено признать и этот приказ недействительным, ближайшее заседание - 14 ноября.