ноябрь 7, 2016
В сентябре 2015 года выход сотового оператора Tele2 на рынок Алтайского края стал значимым событием для отрасли телекома в регионе, а также заметным и интересным для потенциальных абонентов. Слава о компании шла впереди нее. Низкие цены Tele2 нередко упоминали во время обсуждений достоинств и недостатков операторов "большой тройки" и эксперты, и пользователи. В ходе пресс-конференции в честь запуска представители Tele2 заявили об амбициозных планах по завоеванию алтайского рынка. В интервью altapress.ru Владимир Кочергин, директор филиала Tele2 в Алтайском крае и Республике Алтай, рассказал, какие из них спустя год осуществились, а какие нет.
Телефон.
СС0
— Благодаря присоединенным активам "Ростелекома" в 2015 году компания Tele2 осуществила запуск в 23 регионах. Основные усилия были направлены на развитие в Москве, где раньше оператор не был представлен. Именно этот город вызывал наибольший интерес у наших абонентов, в том числе и корпоративных. По итогам второго квартала 2016 года у нас в Москве было 2 млн абонентов. Это самое знаковое событие в компании. Для устоявшегося и требовательного столичного рынка — запуск очень хороший.
В Сибири хорошо растет абонентская база, например в Красноярском крае, гораздо лучше наших ожиданий. В Алтайском крае число абонентов по сравнению с моментом запуска бренда выросло кратно, но в рамках наших прогнозов. Долю рынка в регионе мы не раскрываем. (Редакция запрашивала оценку доли рынка Tele2 в Алтайском крае в четырех российских аналитических агентствах, однако ответ не был получен ни от одного из них. — Прим. "СК".)
— Я продолжаю рассчитывать на эту долю рынка. Изменения базы, которые произошли за год, нас устраивают. У нас есть пара замыслов — мероприятия по привлечению абонентов, которые мы планируем провести до конца 2016-го и в 2017 году.
В Алтайском крае мы столкнулись со сложностью, которую ожидали. Tele2 заявил, что приходит с прозрачными тарифами без "звездочек", и это изменит рынок. Фактически так и произошло — рынок изменился. Все операторы, которые здесь присутствовали, были вынуждены нам ответить, то есть поменять тарифы. Изменились и их рекламные кампании. Связь в регионе стала дешевле, тарифы проще. "Звездочки" по-прежнему остаются, но их лучше прячут. Поэтому, возможно, 35% рынка будет не за три года, а за более длительный срок, но эта цель не меняется.
— Абонентская плата на тарифах практически не изменилась, но операторы добавили в пакеты дополнительный объем услуг. Когда стоимость связи колеблется в пределах 200–300 рублей, то удивить рынок ценой сложно. Поэтому главный ход операторов — за те же деньги позволить абоненту потреблять больше. Ответ конкурирующих компаний был таким, и он, наверное, правильный.
— На некоторых тарифных планах количество минут увеличилось где-то на 30%. Мы даже предполагаем, что прежнего объема минут абонентам не хватало, и они выходили за его пределы, а сейчас перестали. Что касается интернет-трафика, то увеличивать его уже, пожалуй, не было смысла. Дело в том, что объем услуг мобильной связи, который абоненты потребляют за месяц, в разных регионах сильно отличается. В Сибири на фоне всей России более активные пользователи мобильного интернета. И в пакетах, которые операторы предлагают в нашем регионе, трафика больше раза в три или четыре по сравнению с некоторыми другими территориями.
— Про Сибирь в целом мне сложно сказать. По поводу Алтайского края могу предположить. На фоне всего СФО он очень "хорошо качает", несмотря на то что регион не самый богатый. Я думаю, это связано с существенной долей сельского населения. Проводные операторы туда не доходят, поэтому мобильный интернет становится единственной возможностью выйти в Сеть.
— В целом все операторы использовали одну структуру тарифов. Tele2 предложил несколько отличающуюся. В ответ наши коллеги по цеху сделали свои тарифные линейки более понятными. В результате публичное предложение всех операторов стало выглядеть иначе.
Абоненты все равно помнят, как и с кого все началось. Если абоненту хотя бы раз показалось, что с него за что-то неожиданное берут деньги, даже из-за того, что он не понял структуру тарифа, все равно остается ощущение, будто тебя обманули. Хотя по факту этого, может быть, никто не делал.
Что касается разрыва в цене, то делать его слишком большим сейчас нецелесообразно. Как показывает практика, мотивировать абонента сменить оператора, которым он пользовался много лет, может и совсем небольшая разница. Эта величина отличается от региона к региону. Иногда абоненту важно, чтобы у него было самое лучшее предложение, хоть и с разницей в один рубль.
Обсуждать ценовой разрыв нет смысла, потому что сегодня мы изменили цену, а завтра конкуренты нам ответили. Это не постоянная величина, а скорее реакция на происходящее здесь и сейчас.
— С момента запуска количество базовых станций в регионе увеличилось на треть. Сейчас сети 2G и 3G построены во всех городах, в том числе в Яровом, Славгороде, Камне-на-Оби, где Tele2 раньше не было. Также сеть появилась в некоторых райцентрах — Табунах, Бурле, Ельцовке и других. Увеличена емкость сетей в Барнауле, Бийске, Рубцовске, чтобы не было перегрузок при росте абонентской базы. Стройка продолжается. Объем инвестиций мы не раскрываем.
— Мы к нему стремимся, но пока оно не достигнуто.
— Если мы говорим о паритетном покрытии один в один, то в ближайшие полтора года оно недостижимо. Если говорить о покрытии территории, где проживает, скажем, 90% населения, то достижимо вполне. В Алтайском крае население распределено равномерно по всему региону — этим объясняются более долгие сроки строительства сети.
— В зоне покрытия сети 2G сейчас проживает более 85% населения региона. 3G доступен более чем 60% жителей. Это подтвержденные данные на начало июля. В августе-сентябре мы продолжали строительство, так что реальная цифра — несколько выше этих показателей.
— По LTE наша оценка ситуации в регионе не изменилась с момента запуска. Существенная часть телефонов абонентов по-прежнему поддерживает только 2G. То есть даже 3G не все пользуются. Людей со смартфонами, способными работать в сетях 4G, по нашим оценкам, в регионе порядка 10%. В Сибири есть города, где мы запустили LTE (Кемерово, Новосибирск, Иркутск), но там доля смартфонов с поддержкой технологии значительно выше и интерес к ней, по нашим данным, сильнее.
В наших сетях 3G внедрена технология Dual Carrier HSDPA+. Она дает возможность телефонам использовать две несущие частоты при загрузке данных и передавать сигнал на вдвое большей скорости, поэтому даже может конкурировать с 4G. Так что сейчас абонентские скорости в нашей сети более чем достаточны. И как показывает мой опыт общения, абоненты зачастую даже не осознают, какой сетью они пользуются, — 3G или 4G. Они просто не смотрят на этот значок в телефоне — им важнее, чтобы страницы быстро грузились и приложения нормально работали.
Мы считаем, что в ближайшие два года 3G останется самой востребованной технологией мобильного интернета. Потом, может быть, что-то изменится из-за новых трендов на рынке мобильных устройств.
— Почему можно сказать, что сети 4G в каком-то смысле провалились? Потому что 3G предложил рынку нечто реально новое — большие скорости. Что предложил рынку стандарт 4G? Еще большие скорости и только. Никто особенной разницы не заметил.
5G будет еще быстрее, потребности абонентов пока от этого очень далеки. Но в нем есть одно существенное отличие — там возможно одновременное использование всех имеющихся стандартов, в том числе и Wi-Fi. А это дает новые возможности для развития интернета вещей в быту. Эту технологию по плану закончат тестировать и начнут внедрять в 2021 году.
СМИ часто пишут о странных гаджетах, которые, по моему мнению, не представляют никакой пользы. Например, кроссовки, которые считают шаги. Зачем мне эта информация? Но при этом мне нравится умный робот, который почистит мне утром снег перед гаражом. Или умные часы для ребенка, которые сейчас Tele2 продает в Кемерово. Родители на своем смартфоне могут наблюдать, где находится ребенок. Он может сообщить, если ему угрожает опасность.
Интернет вещей интересен, но нужно чтобы производители гаджетов сделали что-то прорывное — устройства с каким-то новым, интересным и практичным функционалом.
— Я считаю, что гражданскую позицию проявлять нужно. Это позволяет лучше понимать, что происходит в государстве и в мире, активнее предлагать и требовать. Но я не путаю активную гражданскую позицию с постоянной критикой. Моя гражданская позиция проявляется в том, что при взаимодействиях с бизнес-партнерами и госорганами мы максимально открыты и честно делаем свою работу. Наверное, это все, что нужно, и самое лучшее, что можно сделать. И еще: если тебя что-то не устраивает, надо сообщить об этом в корректной форме. Процент профессионалов на той же госслужбе и в компаниях очень высок. Если вдруг тебя не поняли в одном кабинете, постучись в другой, там поймут.
— Сейчас наши усилия направлены на малый и средний бизнес — самую массовую категорию корпоративных клиентов. Наиболее успешно работаем со средним бизнесом — наше предложение интересно сейчас в первую очередь для него. Крупные компании дольше принимают решение о смене оператора и меньше реагируют на цену. Мы рассчитываем, что они к нам придут со временем, когда поймут, что мы — надежный деловой партнер.
— В Алтайском крае наблюдается существенная неравномерность в восприятии разных операторов. В одной деревне могут сказать, что этот оператор самый лучший, а в соседней такая же репутация у другого. Это связано с историей выхода компаний на рынок в конкретном населенном пункте. Если в городах рынок конкурентный и много рекламы всех операторов, то в деревне побеждает тот, кто первый приехал туда с цветными шариками. Все подключатся к нему.
Владимир Кочергин родился в 1983 году. В 2005 году окончил Сибирский государственный индустриальный университет по специальности "инженер автоматизации". До прихода в Tele2 работал в Кемеровском филиале "ВымпелКома" на позициях начальника отдела, руководителя обособленного отделения и технического директора регионального филиала.
Присоединился к команде Tele2 в 2012 году, начав свою карьеру в должности руководителя обособленного отделения Кемеровского филиала Tele2 в Новокузнецке. В январе 2015 года назначен директором филиала Tele2 в Алтайском крае и Республике Алтай. Женат, воспитывает сына. Все свободное время посвящает семье.