ноябрь 10, 2016
Содержание одного гектара парковой территории в Барнауле обходится примерно в 4,5 млн рублей в год. Предприниматели заявляют, что бизнес рентабельный. И хотя он, как и все отрасли, переживает кризис и теряет выручку, будущее у парков есть. В Барнауле парков может стать больше, и они будут лучше. В руки инвесторов планируют передать почти 60 га "Юбилейного", однако пока потенциальных желающих отпугивает ряд сложностей.
Парк "Юбилейный".
Анна Зайкова
Совокупная площадь действующих парков Барнаула — 48 гектаров. Неудивительно, что настоящей бомбой для рынка стало намерение мэрии найти инвестора для развития 60 га "Юбилейного". Но пока инициатива чиновников буксует.
Разработчики подготовили проект зонирования парка: указали места расположения аттракционов, зон отдыха, бассейна и других объектов. Но в сентябре на публичных слушаниях горожане отказались утверждать проект. Барнаульцы заявляли, что хотели бы видеть здесь только ухоженное место для прогулок и выгула собак, а новые аттракционы и сопутствующая парковая инфраструктура просто уничтожат зелень — "легкие города".
Но представление горожан о развитии "Юбилейного" в жизни невоплотимо и инвестиционно абсолютно непривлекательно. Только содержание 60 га земли будет обходиться в 270 млн рублей в год. Именно такая сумма получается, если взять в расчет объем средств, выделяемых городом на содержание 3,6 га парка "Центральный". В 2016 году, по данным пресс-службы администрации, на эти цели выделили 16,1 млн рублей — около 4,5 млн на гектар.
По словам Сергея Писарева, руководителя "Лесной сказки", эта цифра актуальна и для коммерческих парков. Но предприниматель должен платить еще и ежегодную аренду в бюджет. Однако и это копейки по сравнению с инвестициями, необходимыми, чтобы запустить парк.
По словам Романа Романова, президента "Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений", минимальные вложения в развитие парка составят порядка 100 млн рублей на гектар. Причем покупка оборудования аттракционов — это минимальный процент от общих вложений.
"Там есть водный объект. Это значит, что нужно будет подготовить соответствующую документацию — согласование и отведение земельного участка. Потом восстановить объект, вычерпать оттуда всю жижу, заново запустить воду, — объясняет Романов. — Также серьезные деньги уйдут на благоустройство: положить асфальт, провести коммуникации и подключиться к сетям. Давайте вспомним о деревьях. Если парк нужен уже завтра, то придется сажать дорогостоящие крупномеры. Причем просто поменять дерево нельзя. Нужно провести предварительную оценку. Понять, что посадить взамен. Ведь речь идет о “легких города”, а у каждой породы дерева свой обмен кислорода".
Сергей Боженко, зампредседателя комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула, сообщал altapress.ru, что мэрия и не планирует брать на себя восстановление и дальнейшее содержание "Юбилейного". Все будет организовано за счет средств инвестора, подчеркнул он. "Парки должны быть частными, тогда в них будет порядок, — уверен Писарев. — Бюджету не под силу содержать и тем более развивать эти территории, поэтому государство в свое время решило ликвидировать МУПы парков".
Говоря о миллиардных суммах инвестиций в "Юбилейный", предприниматели говорят, что необходим компромисс бизнеса и власти. До сих пор им непонятно, на каких условиях приглашают инвестора. "Развитие любого парка — это долгосрочный проект. Если говорить об аренде, то речь должна идти о 50 годах, не меньше. Только тогда предприниматель сможет составить грамотный бизнес-план и развить парк, — говорит Сергей Писарев. — Сейчас же законы государства создали такое правовое поле вокруг парков, что вопрос освоения новых территорий повис в воздухе".
По словам Писарева, инвесторам предлагают парк в аренду на три года. Мэрия перестраховывается: предпринимателю предложат долгосрочный контракт, только если он докажет, что добропорядочен и действительно планирует развивать парковую деятельность. "Это неинтересно, — говорит Писарев. — За три года может поменяться многое. В том числе градоначальник, который по-другому увидит развитие этой территории".
С другой стороны, говорит эксперт, правовое поле должно пресекать недобропорядочное отношение к "легким города": "Что такое “Юбилейный”? Это огромная территория в географическом центре Барнаула. В городе, в котором очевиден дефицит хороших участков под застройку с развитой социальной и инженерной инфраструктурой, хорошей транспортной доступностью. Прорехи в законе позволяют оформлять землю в собственность, а потом продавать ее под застройку. Это надо пресечь, и это работа юристов".
"Мэрия должна принять решение, что делать с этим парком. Хочет ли она содержать его самостоятельно как зеленый уголок города? А уже исходя из этого решения выстраивать свою работу с инвесторами. Ведь это не первая попытка привести “Юбилейный” в порядок. Уже проводили аукционы на право аренды этой земли. И они провалились", — рассказал Романов.
Дискуссия вокруг "Юбилейного" обострила вопросы содержания уже существующих парков. Барнаульцы рассказывают, что аттракционы стали слишком дороги. Если два года назад они приводили детей на качели-карусели минимум три-четыре раза за летний сезон и платили по 1,5–2 тыс. рублей, то в этом году позволили себе только одну такую прогулку.
Владельцы действующего бизнеса подтверждают, что спад выручки идет второй год, и у них все меньше средств на развитие. "Бизнес выгодный, ведь потребность в развлечениях — одна из базовых потребностей человека. Но встает вопрос развития. Ведь парк должен быть современным. Нам нужно каждый раз удивлять своих посетителей, а на это необходимы деньги", — говорит Романов.
Павел Тулин, представляющий парк "Изумрудный", заявил "СК", что этот год оказался для него просто провальным. "От меня бегут арендаторы, потому что у них нет выручки", — говорит он. Тулин рассказал, что доход от аттракционов мал и не позволяет развивать парк. Он полагает, что альтернативой мог бы стать платный вход в парк, однако сейчас это невозможно. "В свое время, чтобы отремонтировать мост через озеро, мы ввели плату за фотосессии на острове. Истерика поднялась неимоверная. Оглушительная. Нас размазали по стене! Мы позарились на народное добро! И остается банальный циничный пункт — аттракционы", — говорит Тулин.
Кроме того, парки ощущают конкуренцию со стороны торговых центров, имеющих развлекательную составляющую. В отличие от них, классическим площадкам трудно обеспечить поток посетителей зимой, аналогичный летнему.
"Сейчас в Барнауле построено много торговых площадей, а ретейлеры для них еще не найдены. Вот и придумывают девелоперы, что торговый центр — не только для покупок, но и для развлечения. В моллах открываются аттракционы, контактные зоопарки, там демонстрируют популярную физику, химию, — рассказывает Романов. — Но очевидно, что в будущем эту составляющую ТЦ выживут. Они просто не смогут платить аренду и вернутся в парки".
Пока же парки стараются добавить себе рабочих дней за счет зимних забав. В "Лесной сказке" есть целый список мероприятий на снежные месяцы. Кроме того, Писареву удалось договориться о размещении здесь районной елки. Романов же делает ставку на каток: "Люди хотят получить качественно другую услугу, — приводит он пример. — Если раньше каток был популярен сам по себе, то сейчас горожане хотят теплые раздевалки, хорошее кафе, комфортный туалет".
По данным мэрии, сегодня в Барнауле работает восемь парков. Самый большой — "Изумрудный" (18,6 га), еще 8 гектаров у "Арлекино", 7 га — у "Лесной сказки", 6 га — у "Эдельвейса" и 3,6 га — у парка "Центральный".
"У каждого есть своя индивидуальная особенность, — рассказывает Сергей Писарев. — У нас это зоопарк, у “Арлекино” — аттракционы для молодежи, у парка “Центральный” — историческая составляющая, которая сейчас развивается. Там, например, планируют восстановить аптекарский сад по репродукциям и описанию трав, произраставших когда-то".
Каждому владельцу рекреационных территорий внутри города придется подумать, как сделать их не только приятным местом для прогулок. Здесь может пригодиться опыт площадок других городов и даже стран.
Роман Романов говорит о том, что сейчас во всем мире становится популярной образовательная составляющая парков. В них организуют тематические клубы, например океанариумы, дельфинарии, зоосады. "На территории парка можно вживую наблюдать какие-то природные явления, и это интересно. Особенно детям. Это мощная и недооцененная возможность повышать экологическое образование подрастающего поколения", — говорит эксперт.
30% территории парка могут занимать аттракционы, кафе и другие предприятия по обслуживанию населения. Остальные 70% отдают под зеленые насаждения, включая клумбы и газоны, сообщили "СК" в мэрии.
Павел Тулин связывает уменьшение числа посетителей "Изумрудного" не только с экономической ситуацией в стране, но и сообщениями в СМИ о плохом состоянии самого парка. "Хотя 12 постановлений, вынесенных администрацией Октябрьского района, обжалованы в судебном порядке", — говорит эксперт. В конце лета этого года Тулину удалось запустить открытый бассейн. На это он привлек деньги от доходов других предприятий. Новые аттракционы для парка предприниматель не покупал. Также на территории осталась свалка деревьев, которые нужно было вывезти.
У каждой территории должен быть тот, кто заботится о ней, содержит. Приведу пример. Я депутат, и раньше в мой округ входила Мизюлинская роща. По просьбе жителей я решил организовать субботник, чтобы прибрать ее. Развесил объявления на подъездах близлежащих домов. Но никто не пришел. Рощу убирали только сотрудники парка и ЖЭУ-30. Другой пример. Чтобы нарастить площадь зоопарка, мы получили от мэрии землю до улицы Ленинградской. Чего там только не было: холодильники, старые диваны… Мы вывезли все это, огородили территорию — и посыпались жалобы: это же общедоступная территория!