ноябрь 10, 2016
Ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков считает, что его вуз может стать опорным, не объединяясь с другими университетами. По его словам, АлтГУ выполняет шесть показателей из семи, предъявляемых к опорному университету. Об этом ректор заявил на совещании Министерства образования и науки РФ, посвященном вопросам дальнейшего развития проекта опорных университетов.
АлтГУ, корпус "С".
Лидия Соколова
Прошлой осенью Министерство образования и науки в российских регионах опорных вузов. Это дало старт новому этапу реформы высшего образования. Регионы должны сами решить, нужны ли им такие университеты. Одним из обязательных условий участия в конкурсе была реорганизация как минимум двух вузов при создании опорного.
По изначальной задумке опорный вуз будет иметь ряд дополнительных мер поддержки со стороны Минобрнауки. Самая весомая из них — дополнительное федеральное финансирование - до 200 млн рублей в год в течение трех лет после присвоения статуса опорного. Кроме этого, таким вузам обещают приоритетное участие в базовой части госзаданий и выделение мест на аспирантуру, магистратуру, а также преимущественное право на прием иностранных студентов в рамках квоты на обучение.
Сергей Землюков на прошедшем накануне совещании предложил внести в программу поправки.
Сейчас очевидно, что необходим альтернативный путь достижения статуса опорного университета. К участию в конкурсе должны быть допущены не только вузы, решившие объединиться, но и те, которые фактически выполняют формальные показатели, предъявляемые к опорному университету.
По его словам, алтайский вуз по итогам работы в 2016 году уже выполняет 6 из 7 показателей*. В вузе не уточняют, каких именно показателей достигли.
Как сообщила министр образования и науки Ольга Васильева, итоги первого этапа создания опорных вузов и дальнейшее развитие этой программы обсудят в феврале 2017 года.
Ранее в Алтайском крае активно обсуждалась возможность создания опорного вуза. В ноябре прошлого года , которая должна была взвесить все плюсы и минусы. В процессе обсуждения стало понятно, что создавать опорный вуз можно только объединяя какие-то из трех вузов: АлтГУ, АлтГТУ и АлтГПУ. В вузовской среде активнее всего обсуждался вариант слияния Алтайского государственного университета с педагогическим, поскольку в них дублируется наибольшее число направлений подготовки. К тому же в крае есть еще один педагогический вуз — Бийский гуманитарно-педагогический университет.
Самые большие опасения в крае были как раз по поводу того, что при объединении двух вузов может возникнуть большая социальная напряженность. Об этом не раз Александр Карлин.
Система профессионального высшего образования в Алтайском крае имеет свои исторические особенности. Она непросто создавалась. Жестко ее переформатировать — огромный риск. Я не противостою генеральной линии, я не могу ей противостоять, но я буду делать все, чтобы укрупнение, если оно произойдет, было минимально травматичным для сложившейся системы в высшем профессиональном образовании.
1. Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения, — не менее 10 тыс. человек;
2. Доходы вуза из всех источников — не менее 2 млрд рублей;
3. Реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;
4. Не менее 20% студентов должны обучаться по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
5. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника — не менее 150 тыс. рублей;
6. Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР не менее 15;
7. В системе Scopus в расчете на 100 НПР - не менее 20.