ноябрь 14, 2016
Алтайский край вернулся к трехлетнему бюджетному планированию. Власти ожидают, что заметно возрастут поступления от налогов на прибыль и на имущество, от акцизов и НДФЛ. Более интенсивное пополнение казны, как следует из опубликованного 7 ноября проекта бюджета, позволит потратить больше на дороги, сельское хозяйство, образование и другие отрасли.
Администрация Алтайского края. Зимний Барнаул.
Михаил Хаустов
Губернатор края Александр Карлин отметил, что в предложенном варианте не все параметры проекта федерального бюджета учтены, и возможны корректировки.
Напомним, запланированный объем доходов бюджета на 2017 год составит 72,6 млрд рублей, расходов — 77,3 млрд. Проектом предусмотрено сокращение федеральных поступлений более чем на 1 млрд и дефицит в 4,7 млрд рублей.
Рост всех параметров документа произошел относительно первоначального варианта бюджета на 2016. Но его показатели меньше, чем итоговые параметры на текущий год: традиционно в течение года депутаты вносят изменения, так как поступают дополнительные средства из федеральной казны по тем или иным программам. По сравнению с первоначальной версией, доходы бюджета-2016 возросли на 8 млрд, расходы — на 10 млрд.
Согласно проекту документа на 2017 год, край увеличит сумму и долю собственных доходов. Если в первоначальном варианте бюджета на 2016 год доходы края планировались в сумме 41,9 млрд рублей, то сейчас – 47,5 млрд.
Самую впечатляющую динамику покажут акцизы и налог на прибыль - 22%. Как пояснили в краевом финкомитете, такая динамика налога на прибыль обусловлена текущими экономическими показателями региона. На 1 ноября 2016 года рост этого налога составил 147%, по сравнению с данными годичной давности. Что касается акцизов, то увеличение их поступлений связано в первую очередь с повышением их размера с 1 января 2017 года. Для Алтайского края актуален прежде всего рост акцизов на алкогольную продукцию.
Проект бюджет на 2017 год, в отличие от прошлогоднего, почти не предусматривает сокращения по отдельным статьям. Если тогда при приросте лишь нескольких выборочных статей сократились траты на образование, здравоохранение, культуру, СМИ, спорт, то в проекте документа на 2017 год секвестр произошел только по статье "СМИ". Еще в 3,5 раза сократятся расходы на проведение выборов, но здесь причина понятна: в 2016 году состоялись масштабные выборы в Госдуму, краевое Заксобрание и некоторые местные парламенты, в 2017 году выборов пройдет хоть и много, но в основном муниципального уровня.
Самые большие вопросы вызвали расходы на здравоохранение, которые сократились в 3,5 раза сразу с 15,7 млрд до 4,6 млрд рублей, а также рост затрат на социальную политику – с 18 млрд до 30 млрд рублей. Причина у этих двух арифметических феноменов оказалась одна, и она — технического характера. Как пояснили altapress.ru в финкомитете, 11 млрд рублей, предназначенных для перечисления в Территориальный фонд медицинского страхования, раньше учитывались в статье "здравоохранение", а сейчас, согласно изменению классификации Минфином, перетекли в раздел "социальная политика".
"Это вновь бюджет с трехлетней перспективой — свидетельство того, что с оперативного мы переходим в рабочий формат работы, — прокомментировал Александр Карлин. — Я бы назвал его стабильным, с социальной заданностью, квалифицировал как бюджет с обозначенным трендом к достижению докризисных показателей. Мы еще на них не выходим, но тренд четко обозначен".
17 ноября пройдут публичные слушания по проекту бюджета. А 24 ноября депутаты рассмотрят его в первом чтении, на нем утверждаются только основные параметры — доходы, расходы и дефицит.
Губернатор края Александр Карлин 8 ноября рассказал о новом механизме, с помощью которого нуждающиеся регионы, в том числе Алтайский край, могут получить дополнительные средства, поступающие в виде налога на прибыль от крупных компаний в других субъектах. Этот механизм обсуждался на заседании правительственной комиссии по региональному развитию, ее возглавляет вице-премьер Александр Козак.
Последние годы налоговым законодательством предусмотрены консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) — я это даже выговорить по-русски не могу. А смысл такой: крупным компаниям, ведущим бизнес в разных регионах, предоставлено право интегрировать экономические показатели в целом по компании и дальше ее результаты собственными решениями транслировать в виде налоговых платежей в бюджеты регионов. У нас присутствуют десятки таких компаний. Это "Алтайкокс", "Алтайвагон", крупные банки, телекоммуникационные, транспортные компании. Практика складывается таким образом, что расщепление налогов не является справедливым и не соответствует объемам деятельности, которые осуществляются в том или ином регионе. Главным образом это касается налога на прибыль.
Следствием является то, что некоторые регионы констатируют у себя в бюджетах значительную часть доходов от налога на прибыль этих организаций. Принято решение на правительственной комиссии, что регионы со сверхвысокими доходами должны отдать часть, получаемую от налога на прибыль КГН, в фонд, средства которого будут в виде дополнительной помощи транслироваться в регионы. При этом нуждающиеся в такой помощи субъекты определяются не потому, что им плохо живется, а исходя из того, как они работают с теми ресурсами, которые у них есть. Качество управления финансами будет учитываться при распределении этой бонусной части. Я не хочу вам называть ее цифру, но 1% доходов Москвы от налога на прибыль — это, по нашим алтайским меркам, очень даже нехилая сумма.
Уменьшение расходов в сфере здравоохранения произойдет без фактического сокращения затрат: средства для территориального фонда медстрахования, ранее включавшиеся в эту статью расходов, теперь значатся в статье "социальная политика.
Серьезный рост расходов в графе "Социальная политика" обеспечен переходом в этот раздел средств, ранее значившихся в "Здравоохранении"