ноябрь 15, 2016
Ректор Алтайского педагогического университета Ирина Лазаренко считает, что проект развития опорных вузов продолжит развиваться, но условия участия в конкурсе могут измениться. Такой вывод она сделала по итогам совещания по ключевым вопросам развития опорных университетов, которое прошло на прошлой неделе. Напомним, на этом совещании ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков заявил, что его вуз может стать опорным, не объединяясь с другими университетами.
Студенты СФУ на занятиях.
архив Сибирского федерального университета (Красноярск)
Пресс-служба АлтГПУ публикует мнение руководителя о том, как может быть реализован этот проект.
Я считаю, что проект получит своё развитие, скорее всего, в некоторой трансформации: присоединение или объединение; создание опорных вузов путем слияния или на базе только одного учебного заведения; объединение вузов в рамках одного муниципалитета или в рамках нескольких.
Более того, в октябре 2016 года министерство утвердило проект "Вузы как центры пространства создания инноваций". Так вот в нем речь идет не об опорных университетах, а о ведущих. Так что посмотрим, что будет дальше.
Ректор отмечает, что приоритетные направления высшего образования при создании опорных вузов должны быть изменены. Сегодня приоритеты государства - это инженерное и педагогическое образование, сообщает ректор со ссылкой на директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александра Соболева. " Соответственно, высказывались предположения о создании опорных университетов на базе педагогических вузов. Нам, естественно, интересна такая позиция", - говорит Лазаренко.
Результаты деятельности уже созданных в стране опорных университетов Ирина Лазаренко оценила сдержанно. Например, в них вырос бал ЕГЭ абитуриентов. Но, по словам Лазаренко, в этом году он вырос во всех вузах. Ректор отметила, что главным критерием эффективности вуза является качество подготовки выпускников и их трудоустройство. Так вот эти результаты появятся только года через четыре, когда выпустится первый набор бакалавриата.
Еще один момент, который нужно учесть - необходимость такого вуза региону, отмечают в педе.
Важно, чтобы опорный университет чувствовал ответственность перед регионом и просчитывал репутационные риски не только для себя, но и для края, области. И это принципиальный момент. Представители министерства подчеркнули, что государство будет поддерживать опорные вузы только на первоначальном этапе, а дальше без регионального софинансирования реализация проекта невозможна. А это серьезный шаг. Стать опорным вузом можно, но еще важнее "удержать корабль на плаву". Опорный университет, на мой взгляд, должен создаваться конкретно под заказ региона и исключительно в целях его развития.
Ранее в Алтайском крае активно обсуждалась возможность создания опорного вуза. В ноябре прошлого года , которая должна была взвесить все плюсы и минусы. В процессе обсуждения стало понятно, что создавать опорный вуз можно только объединяя какие-то из трех вузов: АлтГУ, АлтГТУ и АлтГПУ. В вузовской среде активнее всего обсуждался вариант слияния Алтайского государственного университета с педагогическим, поскольку в них дублируется наибольшее число направлений подготовки. К тому же в крае есть еще один педагогический вуз — Бийский гуманитарно-педагогический университет.
По изначальной задумке опорный вуз будет иметь ряд дополнительных мер поддержки со стороны Минобрнауки. Самая весомая из них — дополнительное федеральное финансирование - до 200 млн рублей в год в течение трех лет после присвоения статуса опорного. Кроме этого, таким вузам обещают приоритетное участие в базовой части госзаданий и выделение мест на аспирантуру, магистратуру, а также преимущественное право на прием иностранных студентов в рамках квоты на обучение.
Тема вновь возникла на прошлой неделе, когда на базе Тюменского индустриального университета совещание под руководством министра образования и науки Ольги Васильевой о дальнейшем развитии опорных университетов. На нем министр сообщила, что итоги первого этапа создания опорных вузов и дальнейшее развитие этой программы обсудят в феврале 2017 года .