Алтайское чудо: как автодилеры выживают на постоянно падающем рынке

ноябрь 16, 2016

Продажи новых легковых автомобилей в Алтайском крае сокращаются уже четвертый год подряд. После прошлогоднего почти двукратного сжатия рынка результат по итогам трех кварталов 2016 года для дилеров также неутешителен: -26%. И это худший показатель динамики в стране. Тем не менее Барнаул остается в топе российского рейтинга по концентрации дилерских центров. Объяснить, почему в городе с худшей динамикой продаж и одним из самых низких в стране уровнем зарплат так много автосалонов, затрудняются даже сами участники рынка.

Автомобили на парковке.
Анна Зайкова

Вялый спрос

По данным аналитического агентства "Автостат", в январе – сентябре 2016 года жители Алтайского края поставили на учет 4677 новых легковых авто. Это на 1659 штук (или на четверть) меньше, чем за те же месяцы прошлого года. В целом по стране продажи дилеров просели на 14%, а в ряде регионов даже немного подросли.

У большинства популярных в Алтайском крае брендов продажи упали на 20–37%. В их числе УАЗ, KIA, Chevrolet, Toyota, Hyundai, Nissan и традиционный лидер Lada. Почти смогли удержаться на уровне прошлого года Lifan и Volkswagen (-4,6% и -3,2% соответственно).

На этом фоне особенно выделяется успех Renault. Из топ-10 это единственная марка, спрос на которую вырос (+21%). Это позволило французскому бренду с прошлогоднего шестого места рейтинга взобраться сразу на второе.

Драйвером роста продаж для Renault стал бюджетный седан Logan. Спрос на него увеличился на 56%. Другая, еще более популярная модель от французов — кроссовер Duster — также оказалась востребованной (+21%). Обе модели вместе с новинкой Lada Vesta находятся в этого года. Возглавляет его, как и в прошлом году, Lada Granta. Отметим, что спрос на премиальные марки упал лишь на 7%. При этом Jaguar увеличил продажи на 20%, Infiniti — на 22%, BMW — на 33%.

Участники рынка признаются: спрос оказался ниже, чем они ожидали в начале года. "Финансовое положение непростое, заработки сократились. Сложная ситуация, но терпимая, ждем лучших времен", — говорит Николай Башкатов, начальник отдела продаж автомобилей Lada бийского автоцентра "Терминал-Моторс".

Большинство опрошенных altapress.ru авторетейлеров признают, что надежды на аграриев, которые традиционно осенью едут за новыми машинами, в этот раз не оправдались. Их активность отметили лишь в одном дилерском центре — "Алтай­ЕвроМоторс".

Игорь Беспалов, начальник отдела продаж автосалона Volkswagen компании "АлтайЕвроМоторс", говорит, что в кризис меньше всего упал спрос в нижнем (VW Polo) и верхнем (Touareg) ценовых сегментах. Стабилен спрос на кроссоверы (Tiguan). Примерно такой же расклад озвучивают и его коллеги из других дилерских центров.

Автомобили в Барнауле
Олег Богданов

"Вторичка" не панацея

В 2016 году самой обсуждаемой темой всех профильных конференций российского автобизнеса стало переориен­тирование дилерских центров на торговлю б/у автомобилями. Считается, что именно этот ход может поддержать дилерский бизнес при падении первичного рынка. В Москве отдельные компании уже продают больше подержанных, чем новых авто.

Однако в Алтайском крае этот тренд почти не заметен. "Эксперты из центральной части России нам постоянно рассказывают, как на этом можно, но для Сибири это неактуально, — утверждает Ольга Частухина, директор по развитию автоцентра “Реал”. —Считается, что если у людей не хватает денег на новые авто, они пересаживаются на подержанные. Но у нас автомобилисты в принципе решили не менять машины. Традиционные площадки продажи б/у авто в Барнауле не развиваются и даже закрываются. Мы рассматривали вариант создать на своей территории что-то вроде мини-авторынка, но идея осталась невостребованной".

Большинство дилеров сообщили altapress.ru, что все последние годы уделяли сегменту б/у должное внимание, но сейчас особого акцента на этом направлении не делают. Как правило, они принимают машины на продажу только по схеме Trade-in (обмен подержанного автомобиля на новый). Некоторые привлекают авто на комиссионную продажу (автосалон предоставляет площадку за процент от сделки). По оценке Николая Башкатова, сегмент б/у приносит его автосалону около четверти дохода от продаж.

Впрочем, некоторым игрокам рынка удалось нарастить свои позиции на "вторичке". "У нас к прошлому году по подержанным авто прирост 400%, — говорит Павел Сенченко, директор автосалона Lifan АГАС. — Если в сентябре 2015 года мы реализовали шесть машин, то в этом — более 20. Некоторых клиентов мы сознательно переориентируем с нового авто на б/у, если есть вероятность, что ему не одобрят кредит и он от нас уйдет ни с чем".

Автомобили.
Анна Зайкова

Заплати потом

Сенченко отмечает, что доля покупок в кредит увеличивается. "Если в среднем по году доля кредитных продаж составляла 25–33%, то в октябре она выросла до 70%", — сообщил эксперт. Он объясняет рост тем, что дилер начал продавать авто в кредит без полиса каско, а также со скидкой 3% от производителя за покупку машины в кредит. Это мотивирует оформить заем даже тех, кто изначально планировал купить машину за наличные.

Коллеги Сенченко также отмечают рост доли продаж в кредит. Свою лепту вносят и льготное кредитование с господдержкой, программы от производителей. По ним реальная ставка может составлять 7–8% годовых.

Поддерживать продажи дилерам помогает и новый финансовый продукт — кредит с отложенным платежом. Его многие производители внедрили летом. С ним человек не отдает первоначальный взнос и может выбрать удобную для себя величину ежемесячного платежа (от 5 тыс. рублей), но при последней транзакции ему нужно будет выплатить остаток. Если он этого не сделает, есть два варианта. Первый: кредит пролонгируется как потребительский (с соответствующей ставкой). Второй: автомобиль можно продать дилеру по заранее прописанной в договоре выкупной цене.

Топ-10 марок по продажам в Алтайском крае за три квартала 2016 года

14,6% покупателей новых автомобилей в Алтайском крае — юридические лица.

Выкручивают руки

В кризис изменились отношения между дилерами и представительствами марок. Ряд продавцов говорят, что дистрибьюторы стали лояльнее. "Мы ежемесячно получаем от импортера программы поддержки продаж. Это специальные выгодные кредитные предложения, при утилизации и трейд-ин, особые условия при покупке автомобиля, дающие покупателю денежную выгоду", — говорит Игорь Беспалов.

Однако другой дилер на условиях анонимности рассказал, что отношения с дистрибьюторами сильно охладели. "Нам просто выкручивают руки. Например, не реагируют на просьбы отгружать меньше автомобилей. Нам нужно, условно говоря, 10 машин, а заставляют брать 30. Для нас это заморозка оборотных средств: избыточные машины продаются месяцами", — говорит участник рынка.

По его словам, по дилерам сильно бьет и новая политика дистрибьюторов — введение ретроспективных бонусов. "Например, машина стоит 1 млн. Представительство объявляет акцию “Только в этом месяце отдадим за 900 тыс. рублей”. Из скидки в 100 тыс. дилер теряет часть своей маржи — например, 30 тыс. Но дистрибьютор ему говорит: “70 тыс. мы компенсируем”. Но делает это через два-четыре месяца. А сейчас придумали и вовсе не деньгами возмещать, а скидками на будущие закупки. То есть мы по факту продаем машины по себестоимости и потом ждем свои же деньги".

Местный феномен

Но несмотря на все сложности, местный авторетейл переживает год без особых потерь. Если в стране закрываются сотни автосалонов, то в Барнауле прекратили работу лишь два — Toyota и Lexus (оба принадлежали навосибирской ГК "СЛК-Моторс"). А по данным "Автостата", Барнаул занял 15-е место в рейтинге городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек по числу автодилерских центров на душу населения.

"Долго думала, но не нашла пока разумного объяснения этому “алтайскому чуду”, — признается Ольга Частухина. — При этом многие центры построены с опережением времени, большей площади и в лучшем исполнении, чем требовал дистрибьютор. Наверное, это проявление амбиций местных бизнесменов".

"Феноменом" называет дисбаланс доходов населения и числа автосалонов и Геннадий Кормильцев, гендиректор компании "Алтайгазавтосервис" (бренды Lifan, УАЗ, ГАЗ). Он предполагает, что одним из объяснений может быть объемный теневой сектор экономики.

Павел Сенченко указывает на то, что если в других регионах автобизнес распределяется по нескольким городам, то в Алтайском крае он вынужден концентрироваться в столице.

А вот Максим Хныкин, гендиректор компании "Автомагистраль" (бренды УАЗ и Geely), не удивлен данными статистики. Он считает, что залог стабильности местных авторетейлеров — грамотный подбор брендов.

Топ-3 события в алтайском авторетейле 2016 года по версии "СК":

1. Февраль. Закрылись автосалоны Toyota и Lexus компании "СЛК-Моторс Барнаул". В июне дилера  за почти миллиардный долг перед банками. Также взыскать свои деньги с него  несколько десятков покупателей. Они внесли предоплату (от 200 тыс. рублей до нескольких миллионов), но не получили свои автомобили. Интересно, что уход этих марок из Барнаула почти не сказался на местном рынке: люди не отказались от Toyota и Lexus - стали брать их либо у "официалов" в других регионах, либо у местных "серых" дилеров.

2. Май. Холдинг "АНТ" заморозил автосалон Nissan в Бийске. По информации "Банкфакса", собственники "АНТ" рассчитывали, что бийский туркластер "Золотые ворота", где автосалон пока остается единственным участником, будет развиваться быстрее, и салон дополнят другие объекты притяжения. Пока этого не произошло, и снижение реальных доходов населения свело рентабельность объекта на нет.

3. Октябрь. "АНТ" свой автоцентр на Змеиногорском тракте в краевой столице "Барнаульскому автоцентру КамАЗ". Новый собственник намерен торговать в нем запчастями для грузовиков, но при этом планирует сохранить на этом месте бизнес по продаже Lada.

Факт

14,6% покупателей новых автомобилей в Алтайском крае — юридические лица.