Среди сдающих много отстающих или почему школьникам все сложнее сдать госэкзамены

ноябрь 17, 2016

9% барнаульских девятиклассников в этом году не сдали выпускные экзамены и остались на "повторное обучение". 466 человек из 5280 сдающих провалили экзамены. Такие были в 69 школах из 84, работающих в городе. В некоторых из них, в том числе лицеях, не сдавших было по 20 человек, то есть почти по целому классу. Еще 27 человек вообще не допустили к аттестации

Барнаульские школьники из школы № 126 сдают ЕГЭ по русскому языку. 29 мая 2009 года.
Анна Зайкова

Надежда Кириллова, спецкор ИД "Алтапресс".
Altapress.ru.
Доля учащихся, не набравших минимального количества баллов по русскому языку, составила почти 2% против 0,6% в 2015 году, по математике — целых 9,1%, хотя еще в прошлом году этот показатель был равен 1,8%. Цифры шокируют.

На прошлой неделе краевое управление образования опубликовало итоговые отчеты о состоянии системы за 2015/16 учебный год. Они содержат в том числе и такие данные. В докладе о развитии образования в Барнауле также сказано, что больше не сдавших экзамен по математике стало и среди выпускников 11-х классов. Провалили экзамен 36 человек, год назад таких было 17.

В городском комитете по образованию "провели анализ и сделали выводы". И они потрясают еще больше, чем цифры. Оказалось, что выпускники не справляются чаще всего с заданиями из курса математики 5–6-х классов.

Среди основных причин такого низкого результата называют несовпадение учебной программы по математике и заданий экзамена. Оказалось, что больше 60% выпускников 9-х классов не решают задания по геометрии, у учащихся 7–8-х классов не сформированы метапредметные связи, то есть школьники не понимают, как и где применить свои знания на практике.

Возникает вопрос: как составляют задания? И почему у школьников спрашивают то, чего они знать не могут? Почему никто не бьет тревогу по этому поводу? Или все-таки причины в другом?

Когда я оканчивала школу, в 9-м классе этот механизм сдачи экзаменов (так называемый ОГЭ) еще не ввели, но эксперименты с ЕГЭ были в самом разгаре. Тогда до 9-го класса нас учили и предмету, и тому, как решать задачи, и как применять знания. А потом два года перед ЕГЭ натаскивали на решение тестов. И тогда о понимании речи уже не шло, только о навыках решения примеров.

Родители нынешних школьников рассказывают, что к экзаменам в 9-м классе готовят чуть ли не с первой четверти пятого класса. Но задания снова меняются. Становится необходимо не просто выбирать ответы из предложенных, а приводить решение задачи. А учителя уже перестроили систему обучения под ЕГЭ и пока не меняют ее.

И это еще одна из названных управленцами причин — основная масса учителей математики стареет. Остающиеся не готовы или не хотят перестраиваться на новую систему работы. А молодые учителя, которые приходят в школы, сами поступали в вуз со средним баллом по математике от 45 до 54, что не дотягивает до высокого уровня владения предметом. Замкнутый круг.

Чтобы его разорвать, правильным кажется вернуться к системе обучения, которая не подстроена под конкретную форму экзамена. Школьнику, у которого есть глубокие знания предмета, не важно, сдавать тесты или решать задачи, делать это под наблюдением камер, под строгими взглядами учителей или одному в пустой комнате. И менять систему нужно не дожидаясь того, как станут известны результаты ЕГЭ очередного поколения школьников.