ноябрь 23, 2016
Травматолог-ортопед Александр Чанцев почти за 30 лет практики стал одним из самых известных и уважаемых специалистов своего профиля в регионе. Сейчас он работает в отделении общей хирургии барнаульской клиники "Добрый доктор" и активно привносит в алтайскую медицину передовые технологии безболезненных операций на суставах и костях. За последние годы Чанцев освоил столько новаций, что теперь его пациенты получают услуги невиданного прежде уровня.
Осваиваем новые технологии со всего мира.
Анна Зайкова
— Александр Вениаминович, какова ваша роль в работе отделения общей хирургии?
— На данном этапе в нашей клинике проводится лечение различных патологий голеностопного сустава и стопы, в том числе с использованием эндоскопических технологий: устранение хронического болевого синдрома при импиджмент-синдроме, удаление внутрисуставных тел, пластика связок голеностопного сустава, артроскопия 1-го плюснефалангового сустава, закрытый шов ахиллова сухожилия под эндоскопическим контролем и др.
Я занимаюсь ортопедией, в частности эндоскопическими, артроскопическими операциями. Это малотравматические, но высокоэффективные методы лечения при травмах суставов, разрывах связок, повреждении менисков, вывихах и заболеваниях, связанных с поражением внутрисуставных структур.
— В чем особенность этих операций?
— Они позволяют не делать 12–15-сантиметровый разрез, чтобы открыть сустав, а обойтись лишь двумя проколами. В основном операции требуются на коленном суставе. С ним мы можем сделать все, что сейчас применяется в мировой медицинской практике. Например, мы научились шить мениск. Есть такая продвинутая технология, которая позволяет не удалять поврежденную прокладку между суставами и хрящами, а сшить ее, зафиксировать и ликвидировать риск разрушения сустава.
Еще одно новое направление — пластика связок. Когда я только начинал, травма крестообразной связки для многих спортсменов означала окончание карьеры. Сегодня технологии позволяют так сшить связки, что уже на следующий день нога начинает работать, а через полгода она может снова принимать спортивные нагрузки.
— Кроме коленей с чем вам чаще всего приходится работать?
— На втором месте среди наиболее подверженных травмам суставов — плечевой. Он самый подвижный и от природы зафиксирован не очень крепко, поэтому часто случаются вывихи, а у пожилых еще и со временем перетираются мышцы вращающей манжеты, кости начинают соприкасаться, возникает сильная боль. Здесь без помощи хирургии уже не обойтись.
Также мы освоили эндоскопические операции голеностопа. Всегда считалось, что он недоступен для таких вмешательств из-за небольших размеров. Ничего подобного, это возможно. Мы можем, например, сшить связки эндоскопически. Так в крае никто не делает. Обычно в травмпунктах просто накладывают гипс на 3 недели. Но срастаются они не крепко. Любое неловкое движение — нога подворачивается, опухает, болит. Мы же фиксируем внутри кости специальные "якоря" с нитями на кончиках. При их помощи подтягиваем связки туда, где они должны быть. Получаем хороший результат.
Сейчас, как ни удивительно, перешли на эндоскопию локтевого сустава. Он еще более мелкий и сложный — там масса нервов и сосудов вокруг. Но проблемы с ним часто возникают, при этом традиционные операции с разрезом могут не исправить, а ухудшить ситуацию. И даже на более мелкие суставы уже переходим — первого пальца стопы или лучезапястный, — тоже оперируем эндоскопически.
— Такие операции — основное наше направление?
— Да. Но не единственное. Второе приоритетное направление — хирургия стопы. Долгое время при плоскостопии никаких операций не делали. Но в последние 15 лет мировая медицина в этой сфере шагнула далеко вперед. Сейчас мы владеем технологией исправления разных видов деформаций.
Еще одно заметное направление — лечение переломов с помощью современных материалов.
Если раньше мы использовали стальные пластины, то теперь у нас есть титановые. Их, в отличие от первых, не нужно удалять — то есть вторая операция не требуется. Как не нужно и наложение гипса. И уже на следующий день после операции можно двигать конечностью практически без ограничений.
— То, что вы делаете процедуры, недоступные в других медучреждениях, — это главная особенность вашего отделения?
— Не только это. Уникальность отделения и в особенности организации труда. В основном медучреждения работают по стандартам 1980-х годов. Они, как вы понимаете, уже устарели. Но многие вынуждены им соответствовать. Например, выдерживать определенное число койко-дней. У нас таких ограничений нет. Современные технологии позволяют раньше ставить человека на ноги. Эндоскопическая операция на суставе — это два прокола и никакой боли. Смысл пациенту две недели лежать в стационаре? Небольшая терапия — и на 4–5-е сутки он уже дома.
— Мы постоянно в разговоре касаемся прогресса. Как вам удается не отставать от него?
— За последние 5 лет в мире появилось гигантское количество новых медтехнологий. Приходится много ездить на конгрессы и конференции, чтобы быть в курсе новаций. Я посещаю их минимум пять-шесть раз в год. Буквально недавно вернулся с международного конгресса "Травма-2016" в Москве. На нем специалисты из Великобритании, США, Канады и других стран читали лекции, была живая дискуссия, и на многие вопросы нам с коллегами удалось найти ответы. Наш молодой хирург-ортопед Никита Романов недавно прошел стажировку в Амстердамском академическом медицинском центре под руководством ведущего специалиста в области травматологии, хирургии колена и артроскопии, профессора Ван Дайка.
Вот так мы стараемся освоить новые технологии со всего мира. И в процессе работы понимаем: то или иное действие можно по-другому сделать, получается быстрее и легче. При этом в литературе наши действия не описаны. Наверное, будем готовить статьи, рассказывать о собственном опыте модернизации технологий.
Коллега как-то посетовал, что российская медицина плетется в хвосте цивилизации. А я считаю, что в этом есть и хорошая сторона. На Западе выкристаллизовались наиболее эффективные технологии, а все возможные ошибки уже сделаны, и нам не приходится их повторять.
— Знания получить при желании — не такая большая проблема, как получить современное оборудование.
— У нас в клинике короткая дистанция между врачом и администрацией. Дирекция часто идет навстречу нашим просьбам купить ту или иную технику, инструменты и т. д. Поэтому мы можем очень быстрыми шагами развиваться. У нас есть все технологии для качественных операций на костях и суставах.
— Правда, что болезни суставов стремительно молодеют?
— Да. Многое зависит от образа жизни. Человеческий организм предназначен для движения. Нормальный сустав должен "отслужить" минимум 70 лет. Но у нас стало много офисной работы, суставы почти не задействованы, и сейчас в 40 лет у людей возникают проблемы. И они удивляются: "Как же они износились, я же мало двигался?" Лишний вес усугубляет проблемы.
— Пациенты часто оставляют вам благодарности. Какая из них запомнилась больше всего?
— Отзывов, конечно, много. Но меня радуют не они. Однажды я шел по улице, а рядом мужчина торопится на автобус, нечаянно задел меня плечом, обернулся, извинился и побежал дальше. Я вижу, что это мой пациент, я делал ему серьезную операцию на коленном суставе. Помню первое ощущение: рад, что он бежит. Вторая мысль: то, что он не узнал меня, это тоже хорошо — значит, я ему уже совсем не нужен, раз он про меня забыл.
Александр Вениаминович Чанцев родился в Барнауле 22 января 1965 года. Окончил АГМУ, занимался наукой, защитил кандидатскую диссертацию по теме "Поражения в суставах у больных гемофилией". С 1995 года преподает на кафедре травматологии, совмещая это с практической работой в разных медучреждениях. Сегодня его основное место работы — . Занимается спортом, увлекается нумизматикой.
Доктор Чанцев часто лечит профессиональных спортсменов. Среди его пациентов — игроки "Алтайбаскета", ХК "Коммунальщик", "Университета", футбольной школы Алексея Смертина и другие.
Адрес: ул. Балтийская, 4-а
Тел.: +7 (3852) 20-10-02
Адрес: ул. Петра Сухова, 42
Тел.: +7 (3852) 77-45-53; 29-98-18
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. На правах рекламы.