декабрь 7, 2016
Новоиспеченный депутат Госдумы от "Единой России" ("ЕР") Наталья Кувшинова работала в парламентах последние 10 лет, но до недавнего времени — только в молодежных, в том числе в федеральном. Ее прохождение в Госдуму было малопредсказуемым, однако власти края возлагают на Кувшинову большие надежды. О том, как ей удалось завоевать такое доверие, почему в регионе произошел прорыв молодежи во власть и о дальнейших планах Наталья Кувшинова рассказала altapress.ru.
Наталья Кувшинова.
Анна Зайкова
— Я шла на выборы в краевое Законодательное собрание как руководитель территориальной группы по округу № 2, а также в списке тергруппы в Госдуму. В краевой парламент шла большая молодежная команда — 11 ребят: все мы знакомы, дружим, работаем вместе не один год. 19-20 сентября мы отслеживали проценты: у кого сколько, кто впереди, кто позади, десятые и сотые доли процента. 20 сентября стали известны окончательные итоги по краевому Заксобранию. И был определенный выдох — в АКЗС я проходила.
А вот уверенности насчет Госдумы не было. Наши СМИ тоже сыграли в этом свою роль: все сообщили, что точно проходят четыре одномандатника и Герасименко, может быть, Елыкомов. Только спустя сутки уже почти в полночь мне позвонил Денис Голобородько, ныне депутат АКЗС. Он сказал, что на сайте "ЕР" выложили информацию, сколько мандатов в Госдуму получили тергруппы, и что у нас большое представительство.
Буквально на следующий день Тулеев отказался от мандата. Мне начали звонить, поздравлять. Я попросила подождать. Я юрист — пока не увижу документ, выводы не делаю. Потом от мандата отказался еще один человек — кандидат из Томской области. И теперь даже 11-й кандидат из списка — представитель Кузбасса — является депутатом Госдумы (Наталья Кувшинова шла 10-й. — Прим. ред).
— Я, наверное, в большей степени представитель общественных структур. В 2006 году, будучи студенткой юрфака АлтГУ, я стала депутатом Барнаульского молодежного парламента. Понадобилось 10 лет, чтобы дойти до депутата Госдумы. Для нашей структуры это действительно результат. Мне звонили ребята из других регионов и говорили: "Как классно! Теперь мы можем на официальном уровне говорить об успешных историях молодежного парламентского движения".
— Раньше в АКЗС не было такого широкого представительства молодежи. И я говорю не просто о возрасте. Я имею в виду молодежь, подготовленную с общественно-политической точки зрения. В этом назрела потребность. Почему? Часто говорят о низкой электоральной активности молодежи, ее аполитичности. Помню, был круглый стол, где прозвучала мысль, что молодые люди способны услышать многое, если с ними будут говорить на одном языке, если не будет формальных барьеров и если найдутся те, кого молодежь воспримет как своих лидеров. Мы постарались сформировать такую команду.
В ней есть руководитель студенческих отрядов Саша Иванов, глава ассоциации молодых предпринимателей края Сергей Лямин, председатель профсоюзных организаций и Молодежного парламента Артем Сингач, молодой предприниматель Алексей Кривенко, юрист Денис Голобородько и другие. Я считаю, что в этом смысле в крае совершен прорыв. В краевой парламент не просто прошли люди, по возрасту относящиеся к категории "молодежь", чтобы соблюсти квоту. А зашли сразу несколько ребят, имеющих свою общественно-политическую историю.
А, например, Антон Васильев, который не прошел по тергруппе, сегодня назначен представителем администрации края в АКЗС. То есть человека увидели — и в хорошем смысле сопровождают его, чтобы он не выпал из этой обоймы.
— Думаю, да. Они могут ставить вопросы острее и прямее, чем более опытные депутаты. Молодежная дерзость, отсутствие стереотипов здесь может сыграть в плюс. Хорошо это или плохо — история покажет.
Я уже присутствовала на двух заседаниях АКЗС. Денис Голобородько, например, задавал вполне содержательные вопросы. Парню 23 года всего, но он подготовлен. Эти ребята хорошо знают жизнь. Они не "пересажены" откуда-то. Они родились и многие из них живут в своих территориях, знают, что на них происходит.
— Если коротко, то нет. Молодежную политику можно ведь трактовать по-разному. Можно именно как политику, и тогда мы говорим об общественных, политических, профсоюзных лидерах. А можно пойти от слова "молодежная", то есть это то, что делается молодежью или для молодежи. Является ли молодежной политикой вопрос обеспечения студентов общежитиями? Или повышение стипендиального фонда? Или целевое распределение молодых специалистов? Или обеспечение жильем молодых семей? Мы считаем, что именно это является молодежной политикой.
— Обязывает очень сильно. Уже сформировала для себя план действий, расставила приоритеты, очертила круг вопросов, которыми намерена заниматься в этом созыве.
— С моими коллегами по Госдуме от Алтайского края мы исходили из того, кто в каком комитете может быть полезнее, кто в чем более компетентен, имеет больший опыт работы. Я 30 лет живу в крае и понимаю изнутри, что важно для региона. Выбор комитета — мое решение. Ведь это и вопросы молодежной политики, и туристического развития региона, и развития массового спорта. Плюс я понимаю, что вопросы образования, например, напрямую компетенции моего комитета не касаются, но они интересны мне. Ими я занимаюсь почти 10 лет. Поэтому сама инициирую встречи в федеральных агентствах, министерствах, участвую в заседаниях других комитетов.
— Конечно. Есть федеральная программа по строительству и ремонту спортивных залов в сельской местности. Хорошая программа: федеральные средства, конкретные объекты, польза для многих детей из районов. Алтайский край в 2016 году вошел в десятку регионов, получивших наибольшее финансирование по ней. На заседании комитета мы обратились к представителю Минфина с вопросом о реализации программы на 2017 год, он сказал, что финансирование не предусмотрено. Мы начали ставить этот вопрос на всех уровнях, подчеркивали, что поддержим принятие бюджета в первом чтении, но только при условии, что деньги по программе будут заложены и на будущие годы. И сегодня на этапе первого чтения в проект бюджета заложены средства в объеме не ниже прошлогоднего — 1,6 млрд.
Также буду заниматься продвижением программы внутреннего и въездного туризма. Для нашего региона — важной. Она еще будет действовать 2017-2018 годы, а затем заканчивается. Будем прилагать усилия, чтобы ее пролонгировали или приняли аналогичную ей. У нас благодаря этим средствам строятся крупные туристские объекты: и "Белокуриха-2", и кластер "Барнаул — горнозаводской город".
Третье направление — молодежное. Оно связано с поддержкой молодых специалистов, обеспечением их рабочими местами. Есть еще одна проблема — детские тренеры, вожатые в школах не подпадают под категорию педагогических работников. Они не имеют ни соответствующей господдержки, ни льготного стажа. А если мы говорим о здоровом поколении, о воспитании, о правильном образе жизни, то эта проблема должна быть решена.
— Расталкивая локтями других, я точно карьеру не делала. Для меня все складывалось поступательно. В Молодежный парламент я попала, потому что меня взяли "на слабо", засомневались в моих силах и моей команде. Руководитель Лиги студентов тех лет сказал: "Ты не пройдешь 12 человек, и вообще, тебе до завтрашнего утра надо 200 подписей собрать". Меня это задело. В итоге из 12 человек я заняла первое место.
Потом был краевой парламент. Переломным моментом в политической карьере стал, пожалуй, выбор председателя федерального Молодежного парламента. Тогда всего два голоса отделили меня от человека, занявшего второе место.
Тому, что я имею сегодня, предшествовали 10 лет общественной работы, когда я порой вкладывала больше, чем получала.
— Это поступок, который направлен на улучшение жизни других людей. Когда человек, не думая о своей жизни, спасает из горящего дома детей. Когда ты получаешь образование и едешь работать на родину в сельскую школу. Когда ты занимаешься полезным, любимым делом. Когда ты являешься замечательной мамой и воспитываешь детей. Иногда, чтобы быть гражданином, не нужно совершать выдающихся подвигов, достаточно просто хорошо делать свое дело. Есть люди, которые не очень любят Россию, свой край, они критикуют Родину. Но если тебя что-то не устраивает — попробуй это изменить, сделать хорошо. Говорить, что в твоем городе или селе все плохо, ничего для них не сделав, неправильно.
— Кем я только не мечтала стать. Я выросла в семье педагогов: мама, папа, бабушка, дедушка — все педагоги. И я тоже мечтала быть учителем. Потом я хотела стать режиссером, поступить во ВГИК или в ГИТИС. Я любила ходить к стоматологам и собиралась стать врачом, "как эта тетя". Но в итоге стала юристом и выбрала вот такую свою дорогу.
— С сегодняшними депутатами Госдумы от "Единой России" я была знакома и раньше. Мы совместно работали в регионе, в парламенте, они были моими наставниками. Сергея Шаргунова, признаюсь, не знала. Но, думаю, и он с нашим регионом был не очень знаком. С коллегой по "Справедливой России" — только заочно. Сейчас у региона, конечно, большое представительство в Думе — девять человек. Теперь необходимо количество перевести в качество. Мы готовы вместе работать.
— Считаю нововведения очень верными. Ни у кого не возникает сомнений по поводу того, что учитель должен вести уроки, а врач — прием пациентов. Почему же в случае с Госдумой должно быть не так? Новый порядок работы, мне кажется, приведет к улучшению ее качества, к повышению самого статуса депутата. Если раньше было возможно, что в Госдуму приходили специалисты из правительства, то сейчас на заседаниях докладывают спикеры уровня не ниже замминистра — люди, которые могут принимать управленческие решения. Они должны и объяснять, и на вопросы отвечать, даже на самые жесткие. У нас был случай, когда один из представителей министерства на вопрос "Почему?" ответил: "Потому". Его просто разнесли.
Некоторые депутаты спрашивают: а если запланирован круглый стол, открытие какого-то объекта? Но, извините, в месяц проходит всего шесть пленарных заседаний. И таким депутатам вполне справедливо отвечают: если организаторы мероприятия действительно в вас заинтересованы, то пусть они его проведут в оставшиеся 24 дня месяца.
Алтайский край в Госдуме нового созыва представляют девять депутатов, из них семь — представители "Единой России".