декабрь 16, 2016
На 500 лет сократился совокупный возраст депутатов Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС) нового созыва по сравнению с предыдущим — с 3,5 тыс. до 3 тыс. лет. Депутатский корпус стал моложе на 14%. И если в прошлом созыве самому молодому парламентарию на момент начала срока полномочий было 28 лет, то теперь — 23 года. Самой опытной фракцией стала "Единая Россия", а самой юной — ЛДПР.
Молодая гвардия АКЗС.
Олег Богданов
Процесс смены поколений запустили сразу во всех партиях, новый состав АКЗС стал ярким его отражением. Пока, признают и политологи, и сами партийцы, ситуация довольно "сырая". Понадобится год-полтора, пока новички "обкатаются", вникнут в систему. Да и то не все. На первом этапе неискушенность и отсутствие глубоких связей с политическими и бизнес-группами могут привести к определенному максимализму в решениях и суждениях. Однако в любом случае именно сейчас создается кадровая "подушка" партий.
Средний возраст депутатов действующего созыва АКЗС — 45,8 года. В прошлом составе этот показатель был равен 53,3 года.
В региональных отделениях партий, выдвигавших кандидатов на выборы в сентябре, заявляют, что ставка на "молодых да ранних" была сознательной.
Так, лидер алтайских единороссов Борис Трофимов еще во время предвыборной кампании заявлял, что появление молодых профессиональных политиков во фракции в новом созыве — целенаправленная политика партии. "Это тренд не только на обновление, но и на новые требования к политикам". Более того, Трофимов пояснял, что в реготделении сознавали: такой подход несет риски. Опытные партийцы или крупные руководители предприятий на местах потенциально могли стать более весомыми лидерами общественного мнения.
Тем не менее частично этот план удалось реализовать и даже прыгнуть немного выше головы — Наталья Кувшинова, председатель Молодежного парламента России, прошла даже в Госдуму (впрочем, благодаря в первую очередь высоким показателям голосования в соседней Кемеровской области, входившей в одну тергруппу с Алтайским краем).
"Никто не скажет, что мы прошли случайно или по партийной квоте, — говорит самый молодой депутат АКЗС Денис Голобородько. — Мы прошли через праймериз, и, конечно, если бы не их результаты, нас бы вряд ли кто-то пустил". Он подчеркивает: все, кто активно участвовал в работе молодежных парламентов, так или иначе планировали выходить на уровень большой политики.
Когда подвели итоги голосования на выборах и стало понятно, что в АКЗС от оппозиции проходят поднаторевшие в политической риторике, амбициозные люди, Борис Трофимов подчеркивал: именно на молодых своих депутатов "ЕР" возлагает особые надежды в плане межфракционных дискуссий.
"Мы готовы к этому. Последние два года работы в молодежном парламенте были насыщенными: мы предложили около 12 законодательных инициатив. Мы их обсуждали, нам задавали вопросы и Щукин, и Молотов, другие депутаты. Так что опыт аргументации своих взглядов и предложений у нас есть, — рассказывает Денис Голобородько. — Но это если мы говорим о качественных дискуссиях. Сегодня многие гонятся за позициями в рейтингах. У меня такого стремления точно нет. Когда будут обсуждаться важные законопроекты, я готов дискутировать. А чтобы просто вставить свои пять копеек — нет".
Ставка на молодежь в ЛДПР была также абсолютно спланированной. "В основе лежит доктрина партии по постоянному обновлению и депутатского корпуса, и органов управления партии, — пояснил лидер фракции Владимир Семенов. — Мы должны обеспечить возможность социального лифта, чтобы партия не превратилась в орган, где десятилетиями ничего не меняется".
Этим, по мнению Семенова, грешат некоторые политические объединения, и молодежь не идет в них, потому что понимает отсутствие перспектив. "А ведь если люди интересные, инициативные, молодые, то им, помимо общего драйва и движняка, хочется еще карьерного роста", — уверен руководитель фракции ЛДПР.
"Конечно, партии формируют кадровый резерв, — говорит и политолог Ярослава Шашкова. — И это хорошо с точки зрения их привлекательности для молодежи. Это покажет им возможность продвижения. Причем в парламент прошло много молодых депутатов из муниципалитетов. Это может стать стимулом для привлечения в партии людей с периферии".
Впрочем, у молодости есть и очевидный недостаток — неопытность. С возрастом, как известно, он проходит. Однако пока это зона напряжения.
"Первоначально молодым депутатам, конечно, будет не хватать опыта. С одной стороны, законотворческого, с другой — жизненного, — говорит Шашкова. — Пришла молодежь, в политике особенно не искушенная. Они занимали какие-то небольшие посты, но в большой политике никогда не участвовали".
Это означает, считает политолог, большую их верность партии и зависимость от нее.
"Для них партия — это все, — уверена Шашкова. — У них пока нет каких-то связей, которые бы предопределяли их решения. За ними, за редким исключением, не стоят серьезные группы интересов. И их поведение будет более предсказуемо, так как станет опираться на партийный порядок и их личные представления".
В то же время такое положение вещей может привести к некоторой радикализации решений молодых депутатов.
"Большая часть из них не очень умеет лавировать между различными интересами. Они в этом смысле более открыты и могут руководствоваться не далеко идущими политическими стратегиями, а собственным желанием сделать жизнь лучше", — предполагает Шашкова.
Сейчас молодые депутаты прислушиваются к мнению старших товарищей, и это нормально, уверены во фракциях.
"Мне, с одной стороны, работается трудно. У молодых людей нет достаточного опыта для принятия тех или иных самостоятельных решений. Но с другой — это более обучаемая команда, которая готова тратить время и силы на то, чтобы разобраться в деле. Они не говорят: “А, я все знаю”. Они пытаются понять, выстроить свою позицию, и это хорошо", — объясняет Владимир Семенов.
Лидер фракции ЛДПР подчеркивает, что во фракции есть опытные депутаты: он сам (отработал два созыва в Госдуме), Ирина Шудра (член АКЗС прошлого созыва), Павел Рего (с 2012 года — депутат Бийской гордумы). Они помогают "младшим товарищам", многие из которых и сами не ожидали, что пройдут в краевой парламент. Например, Татьяна Иванникова, медсестра из Заринска.
"Ей, конечно, законотворческая работа совсем не знакома и все ново", — признается Евгения Боровикова, руководитель регионального отделения партии.
Однако она уверена, что ротация кадров необходима: "Молодежь — это всегда новые идеи, креатив, свежее понимание политики. Опытный депутат порой подумает, а нужно ли что-то менять. Молодой всегда больше готов к экспериментам". "Но было бы желание, — уверен Семенов. — Когда у человека есть мотивация к росту, он растет, и наоборот".
О необходимости спайки между опытом и молодостью говорит и Александр Николайчик, долгое время возглавлявший молодежный блок "Справедливой России".
"С одной стороны, опытный человек понимает порядок работы, всю подноготную. Но с другой — у него глаз замыливается. Я считаю, что задача молодых депутатов — внести новую струю, показать новые направления, привнести новые мысли. А опыт тех, кто уже работал в АКЗС, должен помочь молодежи проявить себя".
Вместе с тем, уверена Ярослава Шашкова, практически во всех фракциях есть новички с большими личными амбициями. И в некоторых случаях они могут возобладать над корпоративными интересами.
С 20 до 30 лет (включительно) — 7 депутатов
С 31 года до 40 лет (включительно) — 16 депутатов
С 41 года до 50 лет (включительно) — 20 депутатов
С 51 года до 60 лет (включительно) — 18 депутатов
С 61 года до 70 лет (включительно) — 6 депутатов
17 из 67 депутатов — до 35 лет включительно, то есть формально они относятся к категории "молодежь".
На мой взгляд, нет смысла "привязываться" к возрасту, есть смысл судить по профессиональным качествам. Если человек готов работать, то результат будет. А если кто-то пришел просто отсидеться, то будь он молодой или пожилой, толку не будет.