декабрь 22, 2016
Жители обычных рижских многоэтажек забыли про долгие отключения горячей воды. Показания теплосчетчиков на пульт диспетчера там передает автоматика, а местные управляющие компании ничего не должны поставщикам тепла. Между тем, 25 лет назад теплоснабжение Риги было устроено также, как и во всех крупных городах Советского Союза. Реформируя свое ЖКХ, рижане набили много шишек. И хотя система работает не идеально, они, похоже, сумели извлечь из своих ошибок уроки.
Как в Риге наводят порядок в ЖКХ.
Предоставлено СГК.
О том, как устроено теплоснабжение в столице Латвии, узнали сибирские журналисты, побывавшие там в конце ноября. В их числе был и корреспондент altapress.ru.
От слов "реформа ЖКХ" некоторые рижане, как и мы, честно говоря, тоже вздрагивают. Но началась она вполне безобидно: с установки счетчиков. Было это в 1996 году, и за какой-то год теплосчетчиками оснастили все многоквартирные дома и муниципальные здания — а их в городе больше 7 тыс.
Правда, перед этим на базе местных теплосетей и котельных создали предприятие Rigas siltums ("Рижские теплосети"). Именно оно стало главным поставщиком тепла в дома. Оно же, собственно, и организовало установку счетчиков.
Со счетчиками рижане поступили на западный манер: приборы учета там стали собственностью не жильцов, как в России, а "Рижских теплосетей". Так что энергетики там сами следят за сроками их поверки и сами их меняют, когда надо. Со временем все счетчики оборудовали модемами и теперь "Рижские теплосети" удаленно снимают показания.
Что это дало? Рижане, наконец, раскрыли главный секрет ЖКХ: где основные потери и сколько потребляют конкретные дома, говорит Николай Крылов, директор теплоцентрали "Иманта" (входит в "Рижские теплосети").
За чей счет? В 1997 году Рижская дума объявила тендер, который выиграла датская фирма "Камструп энерджи". В СМИ мы нашли упоминание, что затраты на счетчики и их установку включили в тариф, что увеличило его примерно на 2%.
С чем столкнулись? СМИ тех лет много писали, что счетчики поставили примитивные, а монополист "Рижские теплосети" предъявляет людям завышенные счета, но теперь эти споры ушли в прошлое.
В России установку счетчиков в тариф не включают, их обязаны ставить жильцы за свой счет. Еще в 2009 году был принят федеральный закон, по которому все дома должны быть оборудованы приборами учета. Но во многих городах до сих пор не все дома имеют счетчики.
Иногда уже установленные приборы учета снимают - из-за низких нормативов на отопление платить без счетчиков выгоднее, такие примеры мы видим в Новокузнецке. На наш взгляд, нужны экономические меры стимулирования: повышение нормативов на потребление тепла для тех домов, которые не установили счетчики.
Выяснив, сколько в системе теряется тепла, рижане, надо полагать, прослезились: потери превышали 20% и порой доходили до 39%, рассказали в Рижском агентстве энергетики. Кто-то даже рассчитал: бесцельно растраченными объемами можно было отопить еще пять городов вроде Лиепая, Елгавы и т.д. А между тем, оплачивать все это изобилие надо было горожанам.
Тогда-то власти города и приступили к главной части реформы - объявили потерям войну и начали закрывать свои центральные тепловые пункты (ЦТП). А их в городе было 185. Если кто не знает: именно в ЦТП с помощью входящего теплоносителя подогревается холодная вода из водопровода, а от каждого пункта к близлежащим домам идут трубы с горячей водой.
Во многих наших городах система и сейчас именно так и устроена. А в Риге, закрыв ЦТП, ликвидировали еще и 135 километров горячих труб. Одновременно в каждом доме установили индивидуальные тепловые узлы, которые регулирую теплоснабжение внутри дома и на месте готовят горячую воду.
Что это дало? Теплоузлы в доме экономят до 30% затрат на отопление. А главное: горячая вода отключается на один-два дня, и то на четыре часа. Кстати, в этом году в 400 зданиях горячую воду не отключали вовсе — местные энергетики в ходе гидравлических испытаний научились устанавливать временные теплосети и заглушки.
За чей счет? Первые пять ЦТП ликвидировали на деньги шведского правительства, остальные 180 - на кредиты. Теплоузлы в домах оплачивали жители 10 лет. Поскольку оборудование стареет, жильцам временами нужно вновь скидываться. Но местные власти уверены, что это оправдано.
С чем столкнулись? На теплоузле можно установить любую температуру для дома. Решают это голосованием. И здесь рижане видят проблему. Кто-то хочет экономить и требует температуру пониже, другой мерзнет. Чтобы обеспечить личный комфорт, многие ставят в квартире дополнительные радиаторы. В итоге в одних квартирах жарко, в других холодно, внутридомовая система разбалансировалась. Жалоб на это много и коммунальщики думают, как решать проблему.
В теплосетях городов присутствия СГК потери не столь велики, как были в Риге в начале реформ: 15-17% - всего на несколько процентов больше того значения, что добились рижане послу установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). Соответственно, установка ИТП у нас невыгодна ни потребителям, ни ресурсникам — она не окупится. Если в Риге, оплачивая 10 лет кредит за установку ИТП, жильцы получили снижение затрат на отопление, то у нас при текущих тарифах экономия будет намного меньше.
Пока наши предприятия строили свои котельные, спасаясь от роста тарифов, вызванного спадом пром потребления, в Риге котельные закрывали, а объекты присоединяли к центральному отоплению.
К началу реформ в Риге коптили небо 93 малые угольные котельные. Часть кочегарок вошли в "Рижские теплосети", и их закрыли быстро. С другими же владельцами пришлось договариваться. Сейчас в городе лишь одна угольная котельная. По словам Владислава Степаненко, председателя комитета жилья и среды Рижской Думы, она обогревает автобазу латвийского МВД.
Закрыли в Риге и часть газовых котельных. А вот другие стали реконструировать. Затем даже построили станции, работающие на древесной щепе (чтобы снизить зависимость от российского газа). Вообще же, новые мощности с высоким КПД вводят, как правило, на левом берегу Даугавы — там, куда не может дотянуться труба от больших ТЭЦ "Латвэнерго", расположенных на правом.
Чем местные власти по-настоящему гордятся (и трудно им возразить), так это реконструкцией и перекладкой теплосетей: за 20 лет они заменили больше половины. И сейчас меняют по 10-12 километров в год.
Что это дало? В России из-за строительства котельных падала загрузка тепловых мощностей станций, ТЭЦ терпели убытки. В Риге этот процесс удалось сдержать. В целом все это привело к сокращению потерь в сетях до 12% зимой и 20% летом. Поскольку новые мощности были автоматизированные, "Рижские теплосети" в три раза сократили персонал, занятый в основном производстве: с 1894 в 1997 году до 639 человек.
За чей счет? Тепловые сети меняли за счет средств "Рижских теплосетей" и кредитов, то есть, по существу, за счет средств потребителей. В СМИ удалось найти упоминание, что на реконструкцию магистралей предприятие дополнительно получало средства из европейских фондов. Европа помогала строить и щеповые станции — она, вообще, поощряет использование возобновляемого топлива.
С чем столкнулись? Процедура увольнения людей из "Рижских теплосетей" была болезненная, рассказывает Николай Крылов, сокращение штатов пришлось согласовывать с трудовой инспекцией и Министерством экономики.
Переключение нагрузки с котельных на ТЭЦ происходит и в России. Приоритет комбинированного производства тепла и электроэнергии прописан в законодательстве и закрепляется в схемах теплоснабжения. По нашим оценкам, в Риге используют не все возможности эффективного использования когенерации.
Из-за того, что нет перемычки между обеими берегами, когенерация загружена не полностью, а потребитель переплачивает. Как раз для того, чтобы потребители меньше платили, мы стараемся обеспечить более высокую загрузку ТЭЦ и повысить их эффективность.
Кому в Риге живется действительно плохо, так это должникам за коммунальные услуги. Их не любят коммунальщики, а особенно не выносят соседи. А все почему? Ты, может быть, единственный человек в доме, кто имеет долг. Но к теплу не подключат весь дом.
Все знают, что мы не идем никому навстречу. Как только мы кому-то разрешим не платить, это создаст прецедент, чтобы другой клиент потребовал такого же отношения к себе.
Хуже того, за большой долг тебя могут выселить из квартиры на улицу, даже если это жилье единственное.
Это собственность, она налагает определенные обязательства на владельца по ее содержанию, эксплуатации и расчету с коммунальными службами.
Впрочем, по словам депутата, выселение все же не массовое явление.
Что это дало? "Рижские теплосети" чувствуют себя неплохо. Руководитель Рижского агентства энергетики Тимур Сафиулин говорит, что долгов за отопление этому предприятию нет. В России, как вы знаете, раз в два-три года подобные компании разоряются.
За чей счет? "Рижские теплосети" поставляют тепло до дома и заключает договор с каждой УК. Та со своей стороны собирает деньги с жильцов. УК обязана оплатить "Теплосетям" 100% тепла, даже если кто-то из жильцов не платит.
Для этого она берет деньги из прибыли, муниципальная УК получает кредиты под гарантию Думы. На оплату идут и пени за долги - в Риге штрафные санкции поступают на счет УК, пояснил Юрис Романенко, директор департамента развития "Рижского домоуправления".
С чем столкнулись? Новшество вводили с боями: в первые годы жильцы дежурили у задвижки сутками, писали СМИ, судились, но ничего не добились.
А вот выселять из единственного жилья в Латвии стали в 2011 году, когда пошли суды по ипотечным долгам. Перспектива потерять жилье маячит перед каждым злостным неплательщиком. Газеты описывали случай, как из-за долга в 1,5 тыс. евро рижанка лишилась дома стоимостью 500 тыс. Бедняки имеют шансы получить от Думы жилье — правда, качество его будет намного хуже прежнего.
В России есть категории неотключаемых потребителей, а зимой к отоплению обязаны подключить всех. Из-за этого у поставщиков ресурсов остается очень мало рычагов воздействия на должников, долги растут, управляющие компании банкротятся и уходят от ответственности. В конечном счете все эти неплатежи ложатся дополнительной нагрузкой на энергокомпании и добросовестных потребителей.
Познакомились мы и с работой местных управляющих компаний. В советское время в городе построили тысячи самых обычных хрущевок и девятиэтажек — в таких микрорайонах и не поверишь, что ты - в городе с 800-летней историей. В 1990-х годах квартиры приватизировали, как в России. А чтобы их обслуживать, наняли домоуправления — так в Риге называют управляющие компании.
Во время кризиса 2008-2010 годов местные "управляшки" наделали долги, и властям пришлось начать новую реформу. Все свои муниципальные УК они укрупнили: сначала 28 домоуправлений сократили до 14, а потом и вообще объединил их в одну. "Мы создали монстра", - признается Анатолий Алексеенко, глава департамента жилья и среды.
В самом деле, муниципальная УК "Рижское домоуправление" обслуживает 4,3 тыс. домов (!). Остальные 2 тыс. жилых зданий нанимают коммерческие домоуправления или создали товарищество собственников квартир — аналог нашего ТСЖ.
Коммерческих домоуправлений в Риге несколько десятков, у каждого от одного-двух до полутора сотен домов. Были там и инциденты вроде наших: частники убегали с деньгами жильцов, не отдав долги коммунальщикам. Правда, в последние годы такие сюжеты в Риге не повторяются, заверил Степаненко.
Что это дает? Работу муниципальной УК, ее крупные закупки контролирует самоуправление, оно же утверждает бюджет и правление. Можно сказать, что правила игры на этом рынке задает муниципалитет. Объединение муниципальных УК имело смысл потому, что крупное домоуправление может взять кредит, чтобы расплатиться с поставщиками ресурсов, пояснил Анатолий Алексеенко.
За чей счет? По закону, жильцам домов, пострадавших от недобросовестных УК, чьи директора сбежали с деньгами, приходится платить за услуги ЖКХ повторно. Такая вот суровая правда жизни. Не удивительно, что местные жители к выбору домоуправления относятся весьма тщательно.
С чем столкнулись? В Риге за управление платят больше, чем в Барнауле: тариф "Рижского домоуправления" - около 30 рублей за кв. метр. Тем не менее, там много жалоб на качество ее работы. Но мэр Риги сам активно включается с решение проблем и может влиять на работу муниципальной УК. Сообщить ему или его помощникам о своих бедах можно через Facebook и другие инструменты обратной связи. Что тут скажешь? Состояние ЖКХ — оно и в Латвии вопрос политический.
А коммерческие домоуправления сильно критикуют муниципальное - дескать, высокого качества такой "монстр" никогда не добьется.
Главное - не в том, кому принадлежит компания, а в том, какую она несет ответственность. У нас часто на месте банкротящихся компаний появляются новые с таким же названием, в Латвии же это невозможно, потому что в этом случае людям придется оплачивать коммунальные услуги повторно. В таких условиях жильцы сами не захотят связываться с недобросовестными компаниями и сделают правильный выбор.
О капремонте
С 2008 года в Риге занимаются реновацией (по сути - капремонтом) многоквартирных домов, главная задача которой — сократить затраты на отопление. Нам показали девятиэтажку после капремонта — обычную 36-квартирную "панельку". Но подход к капремонту там сильно отличается от нашего.
Перед капремонтом всегда делают энергоаудит дома — в Риге это стоит 140-300 евро, причем 80% суммы дает Рижское агентство энергетики, привлекают только сертифицированные фирмы. А уже по итогам обследования разрабатывают план работ. И работают.
В доме, в котором мы были, утеплили наружные стены, заизолировали подвальное и чердачное перекрытия, отремонтировали крышу, заменили и утеплили трубы, поставили новые двери и окна и клапаны притока воздуха.
Стоило это счастье недешево: 300 281 евро. В рублях это порядка 20,4 млн. Часть затрат покрыл грант фонда Евросоюза: 121 445 евро. Остальные 178 836 евро - доля собственников квартир. Чтобы жильцы внесли свою часть денег, "Рижское домоуправление", которое обслуживает дом, взяло кредит именно для этого конкретного дома. Жильцы будут гасить его 15 лет.
После такого капремонта домов счета на отопление домов уменьшаются на 32-62%. Кроме того, жильцы меньше льют горячую воду и лучше относятся к дому, а цены на такое жилье растут.
Правда, с 2008 года лишь менее 1% домов прошли реновацию. Почему? Есть причины. Во-первых, за капремонт должны проголосовать две трети собственников квартир, а многие рижане уехали на заработки в Европу и сдали жилье арендаторам, которые не голосуют.
Во-вторых, рижане (и в первую очередь пенсионеры) боятся залезать в кредиты, опасаясь потерять жилье после какого-нибудь очередного банковского кризиса. Чтобы эти страхи преодолеть, самоуправление создало муниципальный фонд, который будет выдавать льготные займы.
О тарифах
Тариф на тепло в Риге на 80% зависит от цены газа. Сейчас как раз прекрасное для Латвии время: газ дешевеет, тарифы снижаются — здесь это происходит примерно раз в квартал.
Сегодня рижане платят 2650 рублей за гигакалорию. Затраты на отопление квартиры в 60 кв. метров зимой составляют 55-70 евро в месяц, или 3,5-4,7 тыс. рублей. А "за все про все" — 140-150 евро при средней зарплате 560 евро. Бедные получают небольшую дотацию.