февраль 1, 2017
На барнаульском рынке услуг по присмотру и уходу за детьми вслед за бумом, который наблюдался еще пару лет назад, начался спад. Рынок очищается быстро: за год число детей, которые посещают такие центры, уменьшилось почти вдвое — с 1295 в 2015-м до 689 детей в 2016 году, сообщили в городском комитете по образованию. По оценкам участников рынка, около половины таких групп закрываются, так и не дождавшись прибыли. Altapress.ru разбирался, кто сегодня пользуется такими услугами и чего родители ждут от коммерческих детсадов.
Детский сад.
altairegion22.ru
В 2012 году частные учреждения, работающие без образовательной лицензии, но готовые принимать у себя детей дошкольного возраста, стали активно получать поддержку от государства. Однако сейчас многие из тех, кто получил гранты, отрабатывают взятые на себя обязательства и сворачивают деятельность.
Причин тут несколько: падающий спрос на услуги из-за низкой покупательной способности населения, появление большего числа мест в муниципальных садах, высокая конкуренция на рынке и недобросовестные игроки, которые минимизируют издержки за счет качества и роняют имидж всей сферы. Однако есть те, кто и на падающем рынке сумел занять свое место. Они развиваются и получают прибыль.
Еще несколько лет назад даже в частные центры дневного пребывания стояли очереди. Родители вынуждены были вести туда своих детей, потому что не могли дождаться путевки в муниципальный сад. Теперь власти выполняют президентские майские указы 2012 года, согласно которым все дети от трех до семи лет должны ходить в детсады. Только в 2016 году в Барнауле заработали три муниципальных детсада в общей сложности на 420 мест.
Сегодня предложение на рынке коммерческих центров начинает превышать спрос. "15 лет назад мы стали одним из первых частных учреждений в городе, открывались вместе с детсадом “Апельсин”. Вначале нас никто не поддерживал, затем отношение к нам изменилось. Но вместе с тем выросла и конкуренция, — говорит заведующая центром по присмотру и уходу “Барбариски” Наталья Пыстогова. — Буквально в последние три года в городе появилось очень много случайных центров по присмотру за детьми. Это не только создает конкуренцию, но еще и портит репутацию частных детсадов. Люди думают: сейчас я открою детсад в квартире и деньги потекут рекой, но на деле все выходит не так".
С ней согласна и директор детского центра "Солнышко" Ирина Серебренникова.
"Самая большая проблема в том, что открывается очень много маленьких частных детсадов: в квартирах, небольших нежилых помещениях, в которых нет никаких условий для детей. Они сбивают цену, родители выбирают их, а потом дети начинают болеть, и имидж частных детсадов портится", — говорит она.
А "ронять" цену, по ее словам, такие сады, как "Солнышко", позволить себе не могут. Например, один из двух центров "Солнышко" арендует 450 кв. метров в здании на пересечении улиц Малахова и Балтийской. "Чтобы иметь хороший сад и предоставлять широкий спектр услуг, а не только уход и присмотр, нужно иметь большое помещение. У нас отдельный спортзал, который пустует большую часть времени и за который мы тоже платим, у нас отдельные большие спальни. Есть возможность проветривать помещение. У нас больше 10 сотрудников плюс приходящие хореографы, логопед, преподаватели музыки и английского. Такой садик не может быть дешевым", — объясняет руководитель.
Сегодня цена на пребывание в таких центрах составляет в среднем от 7,5 тыс. до 13 тыс. рублей. И для многих такие цифры — грань рентабельности. "Коммунальные услуги, питание подорожали, а количество детей не выросло", — объясняет Серебренникова.
Владельцы отмечают: никто на детях экономить не хочет, но родители вынуждены выбирать более дешевые варианты, поскольку уровень дохода населения снизился. Такая ситуация сложилась в последние 1,5–2 года, отмечают в частных центрах. "Если раньше родители выбирали детсады по помещению и услугам, то теперь вынуждены выбирать по цене", — говорит Ирина Серебренникова.
Сейчас все барнаульские дети в возрасте от трех до семи лет обеспечены местами в детсадах, сообщают в комитете по образованию города. А вот малыши от 1,5 до 3 лет должны ждать своих мест. Сейчас в реестре очередников зарегистрировано более 10 тыс. детей.
Частные центры — выход как раз для тех родителей, которые хотят вернуться на работу до того, как ребенку исполнилось три года. Многие из центров принимают детей в возрасте от 1–1,5 года и ведут их до четырех лет. Потом дети получают муниципальную путевку и уходят.
"В центре, расположенном на Горе, у нас одна смешанная группа от одного до трех лет. Это наша основная возрастная категория с самого начала работы. Мы стали подготовительной базой для муниципальных детсадов", — говорит директор развивающего детского сада "Детская академия" Ольга Козодой.
Выживать на рынке проще тем, у кого помещение находится в собственности или кто развивает несколько точек в городе. Например, у "Солнышка" два помещения, одно из них — в поселке Октябрьском, в собственности. "Арендовать помещение очень тяжело, это практически съедает все наши доходы. Для того чтобы работать в ноль, нужно, чтобы к нам ходило минимум 50 детей. Сейчас у нас наполняемость именно такая. Раньше число детей доходило до 70–80, и некоторым приходилось отказывать", — говорит Серебренникова.
Еще одна предпринимательница, которая развивает сразу три центра, — Алена Бедрина, владелица центра дневного пребывания детей "Детский сад", говорит, что наличие сети помогает ей минимизировать издержки.
"Мы находимся в Индустриальном районе: около ТЦ “Весна”, рядом с новой “Лентой” и на пересечении улиц Антона Петрова и Шукшина. По вместимости у нас два детсада на 20–23 места, еще один на 35 мест. Все помещения нежилые, в многоэтажных домах, арендованные. Наш бизнес назвать сверхприбыльным очень сложно. Из-за этого многие и закрываются. Сейчас я удерживаю цену только благодаря тому, что у меня несколько садов", — рассказывает она.
Особняком стоят детские сады, у которых есть лицензия. Таких в Барнауле три — "Апельсин", Bambini и Happy Baby. Они работают на другую категорию родителей — тех, кто ищет для своих чад высокий уровень дошкольного образования и определенную степень комфорта. Даже при более высокой цене — от 12 тыс. до 20 тыс. рублей в месяц — у таких садов нет проблем с наполняемостью.
"Те, кто работал добросовестно, прошел лицензирование, разработал свои программы, развиваются успешно. Мелкие сады будут “отмирать”. В соседнем с нами доме находился такой сад, он недавно закрылся, не просуществовав даже полгода", — объясняет владелица сада Bambini Юлия Королева.
По ее мнению, сейчас основная конкуренция частных детсадов идет не между собой, а с муниципалами. "У родителей уже не стоит выбор, куда пристроить ребенка, они хотят дать ему лучшее образование. Сейчас сад должен быть действительно качественным, чтобы ему начали платить деньги за образование ребенка", — уверена Королева.
Сейчас ее бизнес активно развивается. Речи о втором садике или о филиале пока не идет. Но владелица сада планирует продавать франшизу. Для этого она уже сделала первый шаг — зарегистрировала товарный знак. "К нам возят детей со всех районов города. Поэтому я не хотела бы открывать филиал. Сейчас у нас скорее стоит вопрос с преемственностью: детский сад — школа. У нас в этом году будет первый выпуск. Мы думаем над тем, чтобы продолжать билингвальное образование в рамках современной школы", — объясняет она.
Директор сада Happy Baby Елена Воротникова, в свою очередь, отмечает, что большого дохода даже лицензированным садам ждать не стоит. "От других мы отличаемся тем, что предоставляем качественное образование. Нас знают и к нам идут целенаправленно. Но говорить о сверхдоходе не приходится. Мы полностью соблюдаем закон: платим налоги, все сотрудники у нас трудоустроены, получают достойную заработную плату. У нас коммерческая аренда, дорогая коммуналка, питание, игрушки, развивающие программы, учебники, интерактивное оборудование", — перечисляет она.
Лицензированные сады получают поддержку от государства. Им, как и муниципальным садам, положена ежемесячная краевая субвенция. Она рассчитывается исходя из количества детей, покрывает учебные расходы и компенсирует часть зарплаты сотрудников.
Чтобы получить лицензию, нужно соблюсти массу требований. Иногда затраты на переоборудование арендуемого помещения оказываются сравнимы со строительством нового. Поэтому инвестировать в этот бизнес рискуют немногие. К тому же в городе есть пример, когда вложившие деньги предприниматели неожиданно сталкивались с трудностями.
Детский сад "Имка" на Горе должен был полноценно заработать летом 2014 года. В помещение площадью 2 тыс. кв. метров инвесторы вложили более100 млн рублей — собственных и привлеченных. Но в 2014 году мэрия аннулировала выданные ранее разрешения и препятствует вводу сада в эксплуатацию. Суды идут до сих пор. Сейчас "Имка" работает, но лицензию пока не получил.
"Пожалуй, самый красивый частный детский сад в городе, с умными программами, бесконечной любовью к своим питомцам вынужден отстаивать свое право на жизнь в течение нескольких лет. Сегодня, мы очень надеемся, ситуация меняется и движется к единственно возможному благополучному завершению этого странного затянувшегося противостояния. И 2017, наверное, станет, наконец, нашим вторым рождением", — говорит учредитель сада Ольга Пронина.
По мнению Прониной, далеко не все частные сады в городе соответствуют требованиям родителей. Поэтому на рынке есть место для новых игроков.
Конечно, все родители хотят для своего ребенка лучшего - так, как они это видят - поэтому, конечно, и комфортная, красивая окружающая обстановка, и умные взрослые,и здоровое питание и профилактика заболеваний - все это сегодня требования к частному детскому саду, — уверена она. — К сожалению, далеко не все частные детские сады соответствуют этим требованиям".
"Имка" — это первый и пока единственный пример, когда частный детсад был построен с нуля. Сейчас в городе появился еще один проект. Напротив новой "Ленты" с осени возводят детский центр площадью около 1 тыс. кв. метров. Достроить объект планируют во второй половине 2017 года. Правда, пока застройщик не готов рассказать о деталях проекта и даже окончательно не решил, какое именно учреждение здесь разместится: детский сад или центр по присмотру за детьми.
В Барнауле работают 153 муниципальных детсада, открыто 29 частных организаций по присмотру и уходу.
В 2017/18 учебном году места в муниципальных садах получат больше 7 тыс. детей дошкольного возраста.