Взмах крыла или побочные эффекты изменений в пенсионной системе

февраль 28, 2017

В 2017 году вновь не будет индексации пенсий работающим пенсионерам, сообщили в Пенсионном фонде. Стало быть, с 1 февраля им не повысят, как неработающим, пенсию на уровень инфляции прошлого года (5,4%). Казалось бы, в чем проблема? Ведь у них к пенсии есть зарплата. Потерпят. А уйдут с работы — получат все, что им недоплатили.

Пенсионеры.
Анна Зайкова

Надежда Скалон, обозреватель.
Altapress.ru
Но, как говорил бравый солдат Швейк по поводу вверенной ему канарейки, все в порядке, герр обер-лейтенант, только кошка набезобразничала — съела птичку.

О том, что у Пенсионного фонда России есть проблемы с выплатами, говорят давно. И великие умы, которые бились над ее решением, наверное, понимали: прекращение индексации пенсионерам-трудящимся — полумера. Их выбор определили расчеты: она даст экономию 87 млрд рублей.

Нажали на кнопочку. Общественный механизм погудел, шестеренки покрутились. И в 2016 году число работающих пенсионеров в стране сократилось более чем в 1,5 раза. На 1 января, по данным Росстата (а он ссылается на сведения ПФР), в стране их было 15,2 млн. На 1 апреля, по данным Счетной палаты, — 9,6 млн.

Между тем начиная с 1990-х годов их количество росло когда на 350 тыс. человек в год, а когда и на 700 тыс. Но в 2016 году только в первом квартале больше 5,5 млн людей тихо покинули рабочие места.

Напрашивается вопрос: неужели ради получения в 2016 году прибавки в 400–500 рублей (4%) люди отказались от дохода на работе? Ведь даже минимальная зарплата в России хоть и невелика, но намного больше прибавки — 7,5 тыс. рублей.

Первые рациональные объяснения наверняка не точные. Но они не радуют.

Наши сограждане решили позаботиться о себе сами: расторгли официальные трудовые отношения и продолжают работать неофициально, несмотря на возможные штрафы, которые им за это грозят. Допускаю, что многие перестали работать по факту на волне слухов, что работающих вообще лишат пенсии. Такие заявления были сделаны, хотя речь шла лишь о получателях очень больших пенсий.

Но главное все же — добились ли изначально поставленной цели или нет?

Во-первых, экономия на оставшихся работающих пенсионерах составила не 87 млрд, как рассчитывали, а 55 млрд (при средней пенсии 12 тыс. рублей). Во-вторых, с фонда оплаты труда тех, кто трудится, платятся подоходный налог и взносы в медстрах, соцстрах и ПФР. Так что с уходом миллионов сограждан бюджет и фонды недосчитались как минимум 200 млрд рублей (рассчитано от минимальной зарплаты), в том числе в ПФР — 100 млрд.

Более того, региональные бюджеты ежегодно перечисляют в фонд обязательного медстрахования взносы за неработающее население. В том числе за пенсионеров. В среднем по стране за одного где-то по 7 тыс. рублей в год. Это значит, что все регионы должны будут добавить на эти цели примерно 38 млрд.

Вообще, бюрократия охотно говорит о злоупотреблениях, когда мы ведем себя не так, как она себе представляла в момент разработки нового правила. Но в действительности народ действует как раз в соответствии с той политикой, которую она проводит. И иногда, чтобы люди сдвинулись с места, хватает легкого толчка, взмаха крыла мотылька. Хорошо бы на каждом пакете экономических мер написать предупреждение: "Спрашивайте политиков о побочных эффектах".