февраль 28, 2017
В Рубцовске, третьем по величине городе края, 16 февраля депутаты назначили главу — Дмитрия Фельдмана. Полтора года до этого город фактически оставался без градоначальника. Все это время Фельдман исполнял обязанности мэра. Но одно дело — и. о., и совсем другое — официальный пост со всей вытекающей ответственностью перед жителями и законом. Новому мэру предстоит стать антикризисным менеджером, поскольку в городе, совершенно очевидно, кризис.
"Мельник" в Рубцовске.
Олег Богданов
Сегодня Рубцовск — "горячая" территория в крае. За последний год значительная часть новостей о недовольстве граждан поступала именно отсюда. Вот только последние. Весной 2016 года рубцовчане провели акцию против плохих дорог в городе. В ноябре губернатор края ввел здесь режим ЧС из-за нехватки угля на ТЭЦ, и это стало частью хроники затяжного конфликта собственника теплоцентрали с мэрией.
В декабре работники ликвидированного коммунального предприятия собирались устроить голодовку из-за невыплаты им долгов по зарплате. Мэрия экстренно нашла деньги. В январе 2017-го льготники-"семипалатинцы" восстали против урезания им выплат. Краевые власти вернули компенсации. Однако запланированный на эту тему митинг все равно состоялся — собралось более 1 тыс. горожан.
Так что точек напряжения, которые предстоит "разрядить" мэру, немало. Это не считая хронических проблем вроде дефицита кадров или беспорядка в коммунальной сфере.
Рубцовск нас сильно беспокоит. Оттуда к нам поступает все больше жалоб и обращений.
Однако в то же самое время появилась официальная статистика, которая показала: сразу несколько предприятий Рубцовска превысили миллиардный оборот, некоторые увеличили объемы производства на десятки процентов.
В прошлом же году власти приблизились к решению вопроса по отоплению Рубцовска. Начиная с августа 2016 года теплоснабжающим предприятием города стала "Сибирская генерирующая компания", она намерена вложить миллиардные инвестиции, чтобы сформировать единый теплоисточник и "отсечь" ТЭЦ, близкую к состоянию металлолома.
В 2017 году из бюджетов разных уровней планируется выделить миллионы рублей на ремонт рубцовского театра, обустройство дворов и ремонт дорог.
Да и жители, возмущаясь и сетуя на нерадивость властей, город тем не менее защищают.
Я люблю Рубцовск. Как-то уезжал, жил пару лет в Москве, но домой тянуло, а приехал — отлегло. У нас тут все хорошо, только дорог нет и заводы не работают.
Время расцвета Рубцовска — послевоенные годы и последующее советское время. Благополучие города базировалось на двух столпах: эвакуированный "Алтайский тракторный завод" (АТЗ) и исправительные колонии. То и другое появилось почти одновременно. Вокруг АТЗ сформировался целый, как теперь говорят, кластер смежных предприятий. Рубцовск стал центром аграрного машиностроения за Уралом. Он обслуживал гигантские рынки, в том числе республик Средней Азии.
В 1970–1980-е годы в промпроизводстве работал почти каждый второй рубцовчанин. По концентрации промпредприятий и занятости на них людей город стоял на втором месте в СССР после Норильска, сообщает портал "Рубцовск. Вся гамма жизни" со ссылкой на советские публикации.
Тогда же выпускался наибольший объем продукции. Скажем, в 1977 году АТЗ произвел более 43 тыс. тракторов. Продукция машиностроения в валовом выпуске города превышала 70%. Для сравнения: в 2005 году "Алттрак" выпустил 425 машин, в 2008 м — 14.
За 1990–2000-е годы в городе обанкротились или были ликвидированы десятки предприятий. Собственником "Алттрака" в 2004 году стал "РАТМ-холдинг". К тому времени, писал "Континент Сибирь", предприятие уже потеряло значительную долю российского рынка тракторов: с 44% в 2003 году до 7% в конце 2004-го. "РАТМ", несмотря на крупные инвестиции, реанимировать завод не смог. Контракты подписать не удалось, объемы производства падали, площади и оборудование выводились из эксплуатации. Число работающих с изначальных "советских" 19 тыс. к 2009 году сократилось до 500 человек.
В 2005 году собственник подал на банкротство предприятия. В результате длительных процедур "РАТМ" сохранял контроль над предприятием до его "последних дней" .
Жители любят вспоминать, как хорошо они жили раньше.
Рубцовск видел и другие времена — когда заводы работали и город жил. А закрыли их — жизнь практически остановилась.
Вместе с заводами жители потеряли и жизненные ориентиры.
Однако сказать, что промышленность города "умерла" вместе с "Алттраком", нельзя. Вместе с новой экономикой пришли и новые предприятия. Одним из лидеров в отрасли зернопереработки стал "Мельник". Рубцовский молкомбинат купила компания "Вимм-Билль-Данн", которая производит здесь сыр "Ламбер".
Литейное производство в промзоне организовал "Алтайвагон". Работает филиал "НПО “Уралвагонзавод”", производящий технику для ВПК. Активно развивается "Рубцовский завод запчастей" ("РЗЗ"), который на волне импортозамещения ежегодно прирастает в объемах производства на 30–40%. Позитивная динамика и у "Литейного комплекса ЛДВ", "Литкома", "Рубцовского ЛДК".
По данным мэрии, общий объем производства в городе по итогам 2016 года составил 16,5 млрд рублей, это почти на 13% выше уровня 2015-го. Однако на настроении жителей положительные сдвиги в экономике почти никак не отражаются.
Конечно, сегодня в Рубцовске есть хорошие предприятия, они развиваются. Но объемы их несравнимы с прежними. И число занятых в промышленности в разы меньше, чем в советские годы.
На фоне этого и в связи с изменением налогового законодательства поступления в бюджет очень сократились, уверен он в причине бед города: "Исчезли деньги из бюджета, и это главное".
А нагрузка на казну при этом заметно возросла. Все советские гиганты традиционно содержали целую сеть соцучреждений: детсады, больницы, ДК и т. д. В 1990-х предприятия "сбросили" соцсферу на муниципалитеты.
К чему это привело, можно наблюдать сегодня. Рубцовский театр находится в аварийном состоянии. Правда, в этом году ему выделят 4 млн рублей на косметический ремонт и оборудование. Кроме того, он входит в программу "80х80", и выполнить ее губернатор обещал в любом случае.
ДК "Красный Октябрь", несколько лет разрушавшийся, в январе передали РПЦ. На этом месте построят храм.
В Рубцовске работает единственная муниципальная картинная галерея в крае. Но в декабре 2016 года она утратила самостоятельный статус, сейчас идет работа по ее слиянию с краеведческим музеем. Из 12 сотрудников осталось только пять.
Еще одна причина проблем города, считает Шадрин, — в том, что головные компании ряда крупных предприятий расположены не в Рубцовске. Поэтому большой заинтересованности в развитии города у собственников нет.
Зато промпредприятия, считает депутат Госдумы Виктор Зобнев, дисциплинированны в уплате в местную казну налогов — НДФЛ и земельного налога. По его словам, гораздо больше вопросов к торговым сетям. Они оформляют работников не в Рубцовске.
То есть персонал живет в городе, пользуется его инфраструктурой — и инженерной, и социальной. Но оформлены люди не здесь. При этом любой ретейлер сопоставим и по финансовым показателям, и по штатам с промпредприятием, но не по участию в жизни города.
Свою роль в создании напряженности играет и вопрос занятости людей. Число работающих в промышленности сократилось с 50 тыс. времен расцвета до сегодняшних 7 тыс. (в обрабатывающих производствах).
Когда промышленность была на высшем уровне, можно было найти работу везде, где захочешь. А сейчас лишь бы устроиться.
Самая высокооплачиваемая работа сегодня — в колониях. Их четыре. В каждой содержится примерно по 1 тыс. заключенных.
В городе по-прежнему в ходу, казалось, подзабытое слово "барыга". Торгуют, кто чем может: подержанными машинами, цветметом или стройматериалами с разобранных заводов, казахскими сигаретами и водкой. Некоторые — успешно, хоть и не всегда легально.
Чиновники, депутаты, жители города называют разные варианты выхода из создавшейся ситуации. Но в конечном итоге они сводятся к двум: финансовой помощи бюджету города извне и внимательному отношению к рубцовчанам, созданию элементарного городского комфорта.
"Пока не будет денег, ситуация не изменится", — уверен Николай Шадрин. Он считает, что городу необходимо входить в крупные федеральные программы по поддержке малых городов России. Это задача краевых властей и депутатов Госдумы. В пример он приводит Новоалтайск, который как моногород имеет все шансы получить большую поддержку из госказны.
Рубцовску тоже необходимо готовить обоснование, бизнес-план. Хотя, конечно, не ясно, каким может быть основание.
Представители бизнеса говорят о необходимости большей инициативы со стороны самих жителей: нужно не бесконечно ждать помощи от государства, а действовать самим, свободных ниш достаточно. "Пора менять психологию — с выжидательной на созидательную. Другого варианта просто нет", — прокомментировал один из предпринимателей.
Жители города уверены, что Рубцовску нужна сильная власть, отстаивающая именно их интересы, в том числе — "крепкий" глава. Станет ли им Дмитрий Фельдман, покажет время.
Добавим, что Фельдману уже приходилось управлять одним кризисным объектом. В конце нулевых он был директором "Алттрака", как раз в период, когда завод терял последние рынки, массово увольнял работников, а те ездили митинговать в Новосибирск к офису "РАТМа". Конечно, крах "Алттрака" — "заслуга" не Фельдмана. Он уже не мог остановить катившуюся под гору махину. Город — не предприятие. Здесь работают не только экономические законы. Закрыть его и разогнать жителей невозможно. Поэтому и задачи перед мэром стоят не в пример сложнее прежних.
Источник: данные администрации Рубцовска и Алтайкрайстата
Бессарабов Даниил, депутат Госдумы.
Горбачева Раиса, жена президента СССР Михаила Горбачева.
Гуляев Александр, художник.
Зобнев Виктор, депутат Госдумы.
Лебедева Елена, начальник управления по спорту и молодежной политике.
Октябрь Валерий, художник.
Рыжков Владимир, политик.
Слипенчук Михаил, известный российский предприниматель.
Тищенко Алексей, боксер.
Усатова Нина, актриса.
Эйфман Борис, советский и российский балетмейстер.
Юрченко Сергей, экс-депутат Госдумы, коммунист.
Рубцовск — город противоречий. Это столица плохих дорог и дорогих машин. В городе работают предприятия с миллиардными оборотами, но бюджету остро не хватает денег. Жители дисциплинированно платят "коммуналку", но здесь же — самые крупные долги перед поставщиками ресурсов. Рубцовск первым заключил энергосервисный контракт на освещение улиц, но фонари тут часто не горят из-за неуплаты. Жители говорят, что радуются отъезду своих детей, но защищают город: "Все равно мы его любим".
5,177 млрд рублей составил фонд оплаты труда в Рубцовске в 2016 году.