март 7, 2017
Дмитрий Масловский был назначен гендиректором компании "Росводоканал Барнаул" в сентябре 2016 года и сразу же попал под огонь критики барнаульских депутатов, обеспокоенных сначала предстоящим ростом тарифов, а затем и возможным заключением концессионного соглашения. Руководитель пояснил позицию компании на этот счет и ответил на другие вопросы altapress.ru.
Вода.
открытые источники в интернете
— Мы в своей работе исходим из того, что наш потребитель — тот человек, который пьет воду. Когда я только приехал в Барнаул и стал знакомиться с предприятием, задал вопрос начальнику лаборатории: скажите по-честному, хорошая здесь вода или нет? Она ответила: пейте воду из крана. И я как человек дисциплинированный ее пью. И жена пьет, и кот — вся семья. Качество воды в Барнауле действительно хорошее. Что касается рейтинга, то составляло его Минприроды по итогам исследования, проведенного в 2015 году. В категории "водопотребление и качество воды" мы на шестом месте.
— Самая лучшая вода в поселке Южном. Там, где стоит станция обезжелезивания и деманганации. В пригородах, где вода добывается из артезианских скважин, есть проблема с содержанием железа и марганца.
— Не во всех пригородных поселках мы выступаем как водоснабжающая организация. Но готовы в этом направлении двигаться и обеспечивать 100% жителей Барнаула водой. Повышение качества воды в этих районах возможно двумя путями. Первый — строить станции доочистки воды. Это дорого и осложняется тем, что в пригороде локальные системы водоснабжения, и они закрывают лишь небольшие территории. Поэтому одна станция не решит проблемы.
Второй путь — переводить эти территории на речную воду: подключать к централизованной системе водоснабжения и к уже упоминавшейся станции в поселке Южном. Этим мы уже занимаемся: например, в прошлом году часть жителей села Лебяжьего переключили на станцию обезжелезивания и деманганации.
— А в Санкт-Петербурге с 2005 года для этого используют раков — у них есть питомники, где этих раков выращивают и тренируют. На чем основана методика? Если ухудшается качество воды, у раков наступает стресс, учащается сердцебиение, что отмечается специальными датчиками. Это скорее научная работа. И надо понимать: она не заменит лабораторный контроль.
Мы не используем биологические методы, при этом лабораторный контроль воды на высоком уровне. Наша лаборатория берет около тысячи анализов в сутки, в городе порядка 500 точек, в которых мы контролируем качество воды в трубах, приближенных к потребителю. Это серьезное и дорогое удовольствие — больше 18 млн рублей в год мы тратим на программу контроля качества.
— Если это арендатор, который приехал, чтобы месяц пересидеть, а потом убежать, то, может быть, он и не будет делать ничего. А если он собирается в ней жить долго, он будет стараться хорошо ее содержать и обустраивать. Мы собираемся долго работать в этой сфере, у нас длительный договор аренды.
— Политика государства направлена на развитие государственно-частного партнерства. Концессия — одна из его форм. Я думаю, что переход на концессию в будущем обязательно состоится, но форсировать его мы не будем. А подготовительную работу ведем. Я не считаю, что чьи-то интересы при этом будут ущемлены. Напротив, обе стороны получат больше гарантий, а конечный потребитель вообще не заметит перехода на концессию.
При этом мы считаем, что и в рамках действующего договора аренды у нас с муниципалитетом достаточно эффективное взаимодействие. С одной стороны, мы можем получить от власти необходимую поддержку. С другой — муниципалитет может контролировать, как расходуются средства, которые должны идти на развитие инфраструктуры. Мы платим немаленькую арендную плату за это имущество. А власти вкладывают ее в развитие городской инфраструктуры.
Дмитрий Масловский приехал в Барнаул из Владивостока, где воду из-под крана не пьют. В Барнауле же вода очень хорошая, говорит он.
— Я бы выделил два направления. Первое — улучшение качества воды в пригородной зоне Барнаула. Второе — строительство напорного коллектора от распределительной насосной станции № 1 на улице Кулагина. Это большой объект, который серьезно улучшит качество работы канализационной системы города. Его общая стоимость — более 105 млн рублей.
— С 2012 года мы почти вдвое снизили количество аварий в Барнауле. В 2016 году на сетях водоснабжения оно сократилось на 14,4%, на сетях водоотведения — на 16,9%. Что для этого делается? В первую очередь это замена сетей. У нас есть компьютерная программа, которая анализирует количество аварий, и мы видим, какие участки наиболее проблемные, где надо планировать перекладку. Второе — установка воздушных клапанов, которые выравнивают давление и способствуют продлению срока службы труб.
Кроме того, в нашем хозяйстве очень важно подобрать оптимальный режим работы насосного оборудования. Ведь водопотребление в течение суток неравномерное, поэтому нужно, чтобы насосы реагировали на снижение потребления и не создавали избыточного давления, тем самым снижая нагрузку и износ труб. Для этого в предыдущие годы коллегами проделана большая работа. И мы ее продолжаем.
— Нет, мы не ставили задачу увеличить мощность центра обслуживания, а хотели повысить качество услуг. Организовали его работу по принципу одного окна: человек с любым вопросом может обратиться к любому оператору. И юрлицо, и физлицо.
Но это только один из каналов взаимодействия с абонентами. Мы активно продвигаем электронные каналы. Нам известно, что людям трудно дозвониться в call-центр в дни передачи показаний счетчиков, поэтому готовы принимать их и через сайт, и посредством SMS. У нас сейчас хороший call-центр: нормативное время ожидания ответа 20 секунд. Я недавно был в call-центре очень крупной компании в Барнауле, и там время ожидания — 40 секунд.
— Проблема очень серьезная, долги накапливаются — на 1 января нам были должны 559 млн рублей. Но я не согласен с тем, что ее невозможно решить. По управляющим компаниям собираемость платежей — примерно 95%, а по ТСЖ — почти 100%. То есть у ТСЖ получается ее решить. И даже у управляющих компаний все по-разному: у одних собираемость 98%, у других 80%.
Я не сторонник мнения, что поставщики ресурсов и управляющие компании — две противоборствующие стороны. Мы в одной лодке и должны пытаться решить общую проблему. С многими компаниями мы проводим совместные рейды, выявляем "нулевые" квартиры, где никто не прописан, а люди живут, нежилые помещения, которые не платят. Организуем и оплачиваем работу коллекторских агентств. Предлагаем услуги по ограничению должников от водоотведения. Есть целый ряд управляющих компаний, с которыми эта работа ведется эффективно.
— Законодательство предоставляет нам такое право. Практика показывает: там, где должника можно отключить, проблема неплатежей на порядок менее острая. Планов по отключениям у нас нет, но эти меры применять будем точно, наряду с прочими.
— Есть его долг за воду, признанный судом. Какая там политика? Когда мы в рамках закона приехали отключать этого неплательщика от водоснабжения, нас же чуть не поколотили. В прямом смысле слова. Мы в конфликты с жителями не вступаем, поэтому исполнительный лист передали судебным приставам.
— Во-первых, рост тарифа не связан с формой договора, по которому эксплуатируется имущество. Во-вторых, отрасль не получала необходимых инвестиций не пару десятков лет, а намного больше. Но для меня ясно, что нельзя все задачи решить с помощью тарифа. Есть плата за техприсоединение к сетям водоснабжения, которая собирается с застройщиков, когда они строят новые объекты. Существуют региональные и федеральные программы, в которых можно участвовать. Надо смотреть, необходимо ли такое финансирование и должны ли мы совместно с городскими властями работать над его привлечением.
— Проблему эту мы знаем и над ней работаем. В 2017 году приобретем установки, которые будут опрыскивать иловые карты специальным веществом, блокирующим неприятный запах. Надеемся, они начнут работать уже летом и существенно облегчат проблему. Хотя надо сказать, что это не кардинальное решение — сам источник запаха остается. С привлечением коллег из центрального офиса "Росводоканала" мы работаем над тем, можно ли переработать осадок для дальнейшего использования или как органического удобрения, или для рекультивации земель.
— Бороться можно только совместно: ресурсоснабжающие организации, власть и правоохранительные органы. И здесь особо отмечу правоохранительные органы — они реагируют. За последние два года было возбуждено 10 уголовных дел, в которых "Росводоканал Барнаул" является одной из потерпевших сторон наряду с другими ресурсоснабжающими организациями. Это очень много.
Есть и меры прокурорского реагирования, после которых компании берутся за ум. Летом прошлого года одна из управляющих компаний вывела платежи жильцов на свой счет, появился долг, в частности за воду. Сначала вмешалась прокуратура Ленинского района, а затем возбудили уголовное дело. И деньги снова стали поступать на наш счет. Дело закрыли за примирением сторон, поскольку долг был возвращен. Как видите, правоохранительные органы могут работать и на упреждение.
Дмитрий Масловский родился 26 апреля 1970 года в Находке (Приморский край). В 1993 году окончил Дальневосточный госуниверситет по специальности "прикладная математика". В 2006 году получил степень MBA в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по направлению "топ-менеджер". В 1992–1998 годах работал в "Дальневосточном акционерном коммерческом банке" (Владивосток). В 1998–2014 годах в ОАО "Приморнефтепродукт", в состав которого входят крупнейшая на Дальнем Востоке сеть АЗС и крупный морской терминал во Владивостоке. Гендиректор "Приморнефтепродукта" с 2007 года. Возглавил "Росводоканал Барнаул" в сентябре 2016 года. Женат, двое взрослых детей. Болеет за команду "Алтай-Баскет". Занимается фитнесом. Любит читать, обычно читает несколько книг одновременно.