март 9, 2017
Нетипичная ситуация в этом сезоне складывается на мировом рынке зерна. Мало того что российские экспортеры сельхозпродукции вышли на первую позицию, обогнав при этом бывших лидеров — поставщиков из Евросоюза и США, так они еще продолжают диктовать свои условия по ценам. Новость вроде бы позитивная. Правда, есть одно "но". Уже в следующем сезоне ситуация может поменяться не в пользу России. В этом уверены эксперты проходившей 2–3 марта "Зимней зерновой конференции".
На "Зимней зерновой конференции"
Андрей Каспришин
"Единственный торговец в городе" — так участники конференции в Белокурихе охарактеризовали положение российских экспортеров зерна в нынешнем сезоне. И это не случайно. В общей сложности Россия продала на внешние рынки 28 млн тонн различной сельхозпродукции. По сравнению с предыдущим сезоном-2015/16, когда за пределы страны ушло более 40 млн тонн продукции, темпы экспорта снизились. Однако и нынешний показатель поставил российские компании во главе мирового зернового рынка.
Так уж получилось, что для этого у них были все условия. Во-первых, наша страна впервые за новейшую историю в 2016 году собрала небывалый урожай зерна, превысивший 120 млн тонн. По данным "Центра оценки качества зерна", доля продовольственной пшеницы хоть и снизилась с 75 до 71%, но валовой объем ее все равно оказался весомым — около 51 млн тонн. Часть этой продукции и пошла на экспорт.
Примечательно, что в этом сезоне шло нарасхват не только продовольственное зерно. Эксперты отмечают: по невысокой и привлекательной для развивающихся стран цене Россия успешно продавала так называемый "пророст". Такую пшеницу закупала, например, Бангладеш и делала из нее лепешки.
Во-вторых, существенную поддержку российским экспортерам оказал слабый курс рубля. Большую часть сезона он держался на комфортном для зернотрейдеров уровне. На руку России сыграла ситуация с зерном в других странах-импортерах. Так, в прошлом году пошатнулись позиции на мировом рынке зерна у Европейского союза.
В итоге в цвета российского флага были окрашены многие зерновые направления, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Так, за семь месяцев нынешнего сезона поставки зерновых культур в Бангладеш возросли в два раза (до 1,6 млн тонн), во Вьетнам — в 15 раз (401 тыс. тонн), в Японию — в четыре раза (до 252 тыс. тонн). И это далеко не предел, считают эксперты.
По данным "Института конъюнктуры аграрного рынка" ("ИКАР"), никогда еще в истории России на март – июнь не оставалось такого потенциального объема экспорта зерновых. До конца сезона Россия может вывести порядка 37,6 млн тонн зерна. Однако в настоящий момент экспортные компании юга страны не торопятся это делать. По мнению Дмитрия Рылько, генерального директора "ИКАР", это объясняется несколькими факторами. Во-первых, производители южного региона уже сумели хорошо заработать на продажах сои, сахарной свеклы и подсолнечника и в свободных средствах на данный момент не нуждаются.
Во-вторых, считает Рылько, "южане" чувствуют свое влияние на рынок и, не торопясь с поставками зерна, не позволяют мировым ценам снижаться. "За это мы должны сказать им большое человеческое спасибо", — резюмировал эксперт.
Однако не факт, что в следующем году положение дел будет складываться так же. Как сообщила Наталья Меркушева, экономист отдела торговли и рынков Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), скорее всего, на свои рынки вернутся экспортеры Евросоюза. "Если ЕС вернется на те позиции, которые у него были годом ранее, отвоевать эту долю рынка у него будет достаточно сложно, — сообщила Меркушева. — И в этом, и в прошлом году на рынке происходили какие-то нетипичные события, которые позволяли России увеличивать отгрузки. Надо понимать, что в будущем для подтверждения своего положения мирового лидера России нужно будет работать изнутри: повышать урожайность, производительность труда. С той ситуацией, которая складывается сейчас, дальше отвоевывать рынки будет очень сложно".
Эксперты зерновой конференции считают, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств по экспорту зерна наша страна вой?дет в новый сельхозсезон с существенными остатками на складах. В "ИКАР" полагают, что запасы пшеницы могут составить 14,7 млн тонн, в "ПроЗерно" — 13,7 млн тонн.
И это при условии, что следующий год для России может вновь ознаменоваться рекордным урожаем. Говорят об этом и в Минсельхозе. По прогнозам ведомства, отечественные сельхозпроизводители могут собрать не менее 116 млн тонн зерна.
Свой прогноз на зерновой конференции сделала и ФАО. В организации полагают: в 2017 году Россия может собрать 74 млн тонн пшеницы, что на 1% больше, чем в 2016-м. Итоговые показатели будут зависеть от погоды в ближайшие месяцы в европейской части страны и на юге, а также от того, как пройдет посевная на Урале и в Сибири.
Как сообщил Владимир Петриченко, директор агентства "ПроЗерно", на сегодняшний день состояние большей части озимых культур в стране оценивается как хорошее и только 3% посевов — как плохое. Притом что в среднем по годам данный показатель составляет 8–10%, и это считается нормальным.
Отметил эксперт и еще один немаловажный аспект. При явно намечающейся тенденции к увеличению производства зерна в России внутреннее его потребление практически не растет. По оценке "ПроЗерно", на продовольственные цели в сезоне-2016/17 может пойти 19,3 млн тонн зерна, это всего на 100 тыс. тонн больше уровня предыдущего сезона. Аналогичная ситуация складывается и по фуражу.
Тревожные звоночки зернового перепроизводства в России звучат уже сейчас, и наиболее отчетливо — в регионах Сибирского федерального округа. Как сообщил Дмитрий Рылько, если снижение цен на пшеницу на юге страны практически незаметно, в центре — незначительно, то в Сибири оно явно ощутимо.
Первый вице-премьер правительства Алтайского края Александр Лукьянов это подтвердил. По его словам, средняя цена на пшеницу III класса в 2016 году составляла 11,3 тыс. рублей за тонну. К середине февраля она уже опустилась до 9,2 тыс. рублей. Учитывая, что на складах сельхозпроизводителей и переработчиков скопился существенный объем сырья, ситуация в ближайшее время вряд ли изменится.
По мнению Дмитрия Рылько, исключение может составить лишь высококачественная пшеница III класса с клейковиной более 27%. Эксперт отмечает: в последнее время на такой продукт отмечается повышенный спрос со стороны потребителей европейской части страны. Это и может поддержать цены.
В любом случае сибирским производителям как зерна, так и готовой продукции надо искать рынки сбыта для своих "излишков", полагают эксперты. Самым оптимальным вариантом в этом отношении мог стать Китай. Но при всей привлекательности и емкости этого рынка он остается практически недосягаем для российских компаний.
Не Фэнъин, представлявшая на "Зимней зерновой конференции" "Центр по международным исследованиям Китайской академии сельскохозяйственных наук", рассказала: их страна за последнее время сделала большой рывок в аграрном производстве. Несмотря на то что количество пахотных земель в Китае постепенно сокращается, уровень технического оснащения, производительность труда и урожайность растут. Так, в 2016 году китайские производители получали с гектара в среднем 54 центнера зерновых (в России — 26 центнеров, в крае — 13,4). Доходность при этом на данных культурах составила 68%.
Назвала эксперт и вызовы, с которыми сталкивается АПК в Китае. Так, помимо пахотных земель, сельское хозяйство в Поднебесной стремительно теряет и своих работников. На сегодняшний день большая часть населения сельских районов — это старики, женщины и малолетние дети. Уровень грамотности трудящихся остается низким, их средний возраст уже перевалил за 55 лет.
И дело тут не только в оттоке молодежи из села. В настоящий момент в Китае наметилась другая тенденция: города-мегаполисы, стремительно расширяясь, просто поглощают деревни, превращая их жителей в низкооплачиваемый персонал сферы услуг. Ожидается, что к 2060 году 90% населения этой страны будет жить в городах.
Есть огромные проблемы в Китае с качеством и безопасностью сельхозпродукции. Уровень применения пестицидов и химических удобрений здесь в разы превышает мировые показатели. Отсюда и серьезная загрязненность земель.
На этом фоне в Китае активно растет интерес к сфере так называемого здорового питания. В этом секторе свою долю на рынке вполне могли бы занять российские поставщики. Правда, есть одно "но". Сергей Колесниченко, глава представительства "Магнитогорского металлургического комбината" в Китае, объясняет: в этой стране о России известно очень мало. Китайцы имеют представление об автомате Калашникова и знают, что в России есть Путин. И это все. По словам Колесниченко, по этой причине заходить на рынок Поднебесной российским компаниям очень сложно. На полках здесь давно стоят товары из США, Австралии и Новой Зеландии, которые китайцы уже распробовали.
Несмотря на это, эксперт советует не бояться трудностей и осваивать перспективный рынок. Для небольших производителей для начала может подойти и вариант приграничной торговли, когда челноки тащат на себе в баулах товары из России в Китай. Это позволяет отечественным компаниям максимально быстро выйти на рынок Поднебесной.
Есть еще один вариант: в последнее время в Китае невероятно быстро развивается интернет-торговля, в том числе и продуктами питания. Подобную альтернативу торговым сетям уже опробовали такие российские производители, как "Макфа", "Юг Руси" и даже алтайские "Алейскзернопродукт" и "Юг Сибири".
Сергей Колесниченко объясняет: среднестатистический китаец сидит в своем телефоне около четырех часов в сутки. Здесь он покупает продукты питания, доставляемые потом в специальные фреш-боксы рядом с домом, бытовую химию и даже одежду, которую с помощью виртуального приложения может померить. Поэтому возможности для развития здесь есть, в том числе и у российских поставщиков. И этим надо пользоваться. Для начала — чтобы получить бесценный опыт, а потом уже заработать.
Организаторами "Зимней зерновой конференции" выступили правительство Алтайского края, "Союз зернопереработчиков Алтая", компания "Алтайские мельницы", "Институт конъюнктуры аграрного рынка" и "ПроЗерно".
30 экспертов и более 200 представителей различных компаний приняли участие в "Зимней зерновой конференции" в 2017 году.