Перекресток семи дорог: как будет развиваться бизнес в барнаульском туркластере

март 13, 2017

По планам барнаульской администрации, к 2020 году поток туристов в город увеличится на четверть — с 400 тыс. в 2016 году до 500 тыс. человек. Это должно стать благодатной почвой для развития бизнеса, который уже сегодня, говорят в мэрии, вкладывает в будущее. Но потенциальные инвесторы и эксперты скорее растеряны, чем полны оптимизма. Они осторожно оценивают перспективы развития туризма в городе. Да и кризис поставил жирный вопрос на рентабельности их проектов.

Лестница в Нагорный парк.
instagram.com

Другая концепция

В Барнауле действует программа развития туризма на 2014–2018 годы с большим списком объектов инженерной инфраструктуры и недвижимости, которые предстоит построить или отреставрировать. К 2018 году процесс должен набрать такие обороты, что будет давать плюс 10–15% туристов ежегодно и прибавит городу 12 тыс. новых рабочих мест. Из бюджетов всех уровней на такой рывок запланировано направить 4 млрд рублей, а из карманов предпринимателей существенно больше — 9 млрд.

Чтобы получить бизнес-инвестиции, говорит программа, "необходимо наладить взаимодействие между предпринимателями и органами местного самоуправления". И, по статистике, все складывается удачно. За два года частник инвестировал 2,1 млрд рублей, как и запланировано в программе. Один нюанс — в сумме учтено развитие туриндустрии на всей территории города. В "общую копилку" идет открытие кафе, ресторанов, гостиниц — это и есть вклад в развитие туризма. Однако фактически общий объем инвестиций "считается" в кластере "Барнаул — горнозаводской город", идеология которого — преобразование исторической части.

По этой и другим причинам уже сейчас понятно, что у развития бизнеса именно в исторической части города есть концептуальная проблема. Превращение в туристическую зону требует не просто желания или финансирования, но изменения бизнес-концепции территории. До недавнего времени это было место площадной торговли и рынков с четко очерченным кругом покупателей. Идеология же туркластера предполагает более лакированный, аккуратный, выставочный образ. И чтобы ей соответствовать, прежним предпринимателям нужно будет или перепрофилировать бизнес, или съезжать, а новым — четко просчитывать целевую аудиторию и перспективы.

Предпринимателям меняться без такой концепции приходится на ощупь. С весны 2015 года закрыт рынок "Центральный" — центр притяжения горожан и приезжих, который работал несколько десятилетий. Это вывело из старой части города львиную долю покупательского трафика, для которого когда-то создавалась торговая инфраструктура.

Адаптировались не все. Одни постарались отреагировать на изменение условий. Так, ТРЦ Ultra сфокусировался на работниках офисов и наполнил свои площади событиями: презентациями коллекций одежды местных дизайнеров, мастер-классами по изготовлению сувениров, детскими праздниками.

Другим менее комфортно. Александр Савинов, собственник здания, где расположены магазины строительных и отделочных материалов на ул. Льва Толстого, один из первых начал сотрудничать с мэрией, которая призывала меняться и встраиваться в будущий туркластер. Он снял с фасада аляповатую рекламу, заказал проект реконструкции здания, но дивидендов с этого еще не получил. Сегодня он говорит: "Конечно, ударил кризис. Но не только. Подвело закрытие рынка “Центральный”. К нам приезжают те, кто помнит, что здесь “обойная” улица. Что будет, если мы сейчас поменяем профиль бизнеса, ориентируем его на туристов? Нас просто никто не найдет".

Что станет с бизнесом в этом году, Савинов прогнозировать не берется. В планах мэрии организовать здесь мощенную брусчаткой пешеходную улицу со скамейками, фонарями и деревьями. В идеале тут должны открыться ремесленные лавки с сувенирами. То же произойдет с Мало-Тобольской.

В Барнауле открыли движение по мосту через Барнаулку. 13 декабря 2016 года.
Анна Зайкова

Дорого и сердито

Анна Поломошнова,
cобственница магазина “Шишка Маркет”:

Я бы купила небольшое историческое здание и сделала там гостиницу. Старинные интерьеры, кафе, сувениры — это то, что “выстрелит” на 100%. Нет у нас такого места, а вот в Питере подобных гостиниц множество, и они популярны. Но пока я этого не сделаю. Слишком дорого стоит такой объект, еще дороже реставрация, и пока не понятен поток туристов.

Термин "дорого" в случае с реставрацией памятников предприниматели вспоминают в первую очередь. Во вторую думают о рентабельности проекта. Чтобы понять их, приведем пример: за счет краевого бюджета в Барнауле планируют реставрировать магазин Трубицина на улице Пушкина, 48. По предварительной смете, составленной "Сибспецпроектреставрацией", на работы и материалы уйдет около 60 млн рублей. Заказчик получит офис 600 кв. м для одного из своих ведомств. Если бы это был бизнес-проект и площади сдавали в аренду, при средней ставке 300 рублей за кв. м в месяц и обязанности постоянно ремонтировать здание инвестиции "отбились" бы примерно за 30 лет.

Есть пример и частных инвестиций. Двухэтажное деревянное здание аптеки Крюгера на Пушкина, 64 владелец компании "Алфит" С­ергей Корепанов приобрел в 2014 году за 7 млн рублей и потратит еще 20 млн на реставрацию. За два года он смог "отщипнуть" от своего бизнеса около 3 млн. Немного денег удалось собрать на счет благотворительного фонда "Связь времен". Все средства ушли на то, чтобы подготовить проект реставрации и спешно укрепить фундамент со стенами, потому что столетний сруб начал заваливаться. Корепанов мечтает открыть здесь музей для уже накопленных экспонатов — они представлены в "Музее времени". Он уверен, что как минимум сможет выйти на самоокупаемость, но, когда это произойдет, не знает.

Чтобы снять с потенциального инвестора хотя бы часть финансовой нагрузки, мэрия подготовила уникальный для города аукцион. Здание магазина "Сухов и сыновья" на Мало-Тобольской, 38 планируют продать за один рубль. "Но, к сожалению, у нас не получилось выставить его на аукцион без земли", — рассказал Вячеслав Химочка, вице-мэр по экономической политике на одной из коллегий по туризму. По федеральному закону все отдельно стоящие здания должны выставляться на аукцион с участком. Так к рублю прибавилось еще 20 млн.

Анатолий Мошонкин,
руководитель мастерской “Сибспец­проект­рестав­рация”:

В Германии есть практика выкупа памятников архитектуры за одну марку. Более того, предпринимателю возвращают половину денег, потраченных на реставрацию. У нас этого нет.

 

Александр Деринг,
архитектор:

Это не просто новое строительство, на котором можно заработать. Это культурное наследи. Чтобы сохранить его, нужно серьезно задуматься о каких-то фондах. Их участниками могут быть, например, девелоперы, которые получают сверхприбыль на коммерческих зданиях-коробках.

Эскизы набережной и Нагорного парка в Барнауле.
barnaul.org

Завод как якорь

Пока же эти или другие механизмы не заработали, предприниматели в растерянности. В прошлом году некоторые выставили на продажу объекты, которые задумывали "под туркластер". "Мы планировали создать уникальный для Барнаула ресторан, — рассказал altapress.ru на правах анонимности один из собственников. — Закрыли другие проекты, закупили оборудование, предварительно продумали рецептуру блюд. Хотели использовать местные продукты, но подавать их по-особенному. Пока нет уверенности, что ресторан с ценником выше среднего будет востребован. Поэтому мы ищем покупателя здания".

Чтобы помочь бизнесу, считает Александр Деринг, этой части города нужен продуманный план развития: "Понятный и даже визуально представленный. Как он будет функционировать? Какие точки роста и драйверы запуска процессов у него есть? Во что поверят предприниматели, начнут покупать, реставрировать и вкладывать?". Для этого, кроме реальных источников финансирования, нужны грамотные маркетинговые расчеты. Они покажут: в этом месте нужен ресторан, в этом — кафе, а тут — гостиница. Эти объекты начнут между собой взаимодействовать — появятся мотивированные маршруты.

Но самое главное, считают экспертыaltapress.ru, нужно восстановить Барнаульский сереброплавильный завод, сформировать для него грамотный бренд, представить на федеральном и мировом рынках туризма. Этот уникальный объект горнозаводского дела и дал название кластеру. Он выделяет город среди прочих, борющихся за потоки туристов.

Но пока у идеи слишком туманные перспективы: имущество обанкротившейся "Изумрудной страны" находится в залоге у "Россельхозбанка". На данный момент его цена упала на 100 млн рублей, но покупателя, готового выложить 163 млн за 17 зданий и 7,5 га земли, так и нет. Согласно программе развития туризма в Барнауле до 2018 года, только реставрация потребует около 1,3 млрд рублей.

Эскизы набережной и Нагорного парка в Барнауле.
barnaul.org

Рыночные ограничения

С 2011 года мэрия предприняла уже почти 20 попыток продать здание рынка "Центральный" (Старый базар). Цена снижена со 196 до 100 млн рублей, но покупатель так и не нашелся.

Андрей Макулов, член совета директоров "ФорБанка" и предприниматель, который сам инвестировал в реставрацию исторического здания, говорит, что у этого объекта есть проблема — часть земли городская, а часть принадлежит владельцам магазинов. И как только находится покупатель, частники резко повышают цены. "Я думаю, что эта территория продолжит умирать, пока собственники не согласятся продать дешево или войти в пай", — говорит Макулов.

Мэрия подтвердила altapress.ru, что почти 400 кв. метров здания рынка в собственности у частника. "Потенциальный инвестор при выкупе здания будет самостоятельно вести переговоры с владельцем частных площадей об условиях их приобретения", — говорят в мэрии.

Объекты барнаульского туркластера.
altapress.ru

Зона размещения объектов, формирующих туристический кластер (указана в проекте генерального плана развития Барнаула, который сейчас разрабатывают).

Справка

Проект создания кластера "Барнаул — горнозаводской город" включает восстановление и реставрацию исторических зданий и сооружений, строительство современных отелей, объектов общественного питания, мест для отдыха и культурного времяпрепровождения. Планируется сохранить уникальную городскую архитектуру XVIII – середины XX века. Задокументированного местоположения туркластера нет.

В 2015 и 2016 годах на развитие кластера, строительство инженерной инфраструктуры из федерального бюджета Барнаулу выделили 691,6 млн рублей.

Финансирование велось в рамках госпрограммы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)". Еще по 100 млн рублей направили из краевого и муниципального бюджетов.

Деньги пошли на то, чтобы привести территорию в порядок: отремонтировать мосты через Барнаулку, укрепить склон Нагорного парка и 500 метров берега Оби, создать набережную, построить лестницу, превратить две улицы города (Льва Толстого и Мало-Тобольскую) в ремесленные и пешеходные зоны и много другое. Часть работ проведена, часть еще ведется.

Также построена газовая котельная, мощности которой хватит на всю историческую часть города. На этот год запланирован ремонт ливневой канализации.

Цифра

399 тыс. туристов, по данным мэрии, побывали в Барнауле в 2016 году. Это на 2,5% больше, чем в 2015 году.

Бывшему магазину Трубицина на ул. Пушкина, 48 повезло. На его реставрацию запланированы деньги из краевого бюджета. Большую же часть памятника предстоит реставрировать предпринимателям. Неизвестно, когда у них найдутся на это деньги.