март 14, 2017
Ту-154, в декабре потерпевший крушение в Сочи, не падал в море, а пытался сесть на воду в контролируемом полете, сообщает "Коммерсантъ".
Место крушения Ту-154
ESA/Институт космических исследований РАН
Выводы, которые делали эксперты военной технической комиссии, оказались шокирующими, говорится в материале издания.
Поведение летчика названо странным. Причину этому сейчас ищут уже по административной линии: в Минобороны изучают медкарту погибшего пилота и результаты прохождения им психологических тестов, опрашивают инструкторов, учивших майора летать, а также выясняют, правильно ли был организован отдых экипажа перед рейсом.
Как показало 3D-моделирование, самолет взлетел в штатном режиме. После взлета экипаж не совершил ни одной из традиционных в подобных случаях ошибок. Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 метров и скорость порядка 360-370 километров в час. После этого командир экипажа Роман Волков по неизвестной причине перевел самолет в режим посадки. Машина 10 секунд снижалась под контролем управляющего летчика, а затем ударилась об воду и развалилась.
По мнению экспертов, причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве. Набирая высоту в темноте, над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, поскольку не видел впереди никаких ориентиров и горизонта. Проигнорировав показания приборов, Волков мог довериться физиологическим ощущениям. Дезориентировать экипаж могли даже звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу — в виде отражений на поверхности воды. Возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты — в то время как на самом деле самолет снижался.
Случившееся эксперты объясняют не ошибкой Волкова, а стечением обстоятельств. Как выяснилось, летчики устали из-за того, что им пришлось вместо Моздока садиться в Адлере и лететь ночью, хотя полет планировался в дневное время суток.
Военные пытаются разобраться, что вызвало стрессовое состояние командира экипажа. По данным издания, специалисты изъяли в медицинских учреждениях все его документы и результаты психологических тестирований. Летчики Ту-154 могли неверно соотнести личностные ощущения положения лайнера с показаниями приборов, сообщил источник. знакомый с ситуацией. "Они столкнулись с так называемым явлением соматогравитационной иллюзии", — пояснил собеседник.
Такое может случиться только у пилотов, которые только-только начинают учиться летать. Ну, скажем в первые 30 минут, в первый час полетов по приборам, через пять часов полетов по приборам, а уже через десять часов полетов по приборам, когда пилот начинает летать, это у него все проходит. Человек привыкает уже смотреть на приборы и доверять свои ощущения только им, а свои ощущения он просто не замечает. Это может случиться только при слабой подготовке пилота или при больших перерывах в полетах. Сотни, тысячи, десятки тысяч пилотов летают каждый день. За всю историю в этом же Адлере в Сочи и ни у кого никаких иллюзий никогда не было. Летают и днем, и ночью, и в туман, и в плохую погоду. Пилот пилотирует по приборам. Пусть полторы тысячи часов налета у него было на этом — прежде он летал тоже по приборам. Я не думаю, что он отвлекся или что-то еще. Отвлечься он мог по каким-то другим причинам, но смотреть и пилотировать самолет по звездам — это нет.
По предварительным данным, в результате аналогичного явления — потери ориентации в полете — потерпел катастрофу в ростовском аэропорту лайнер авиакомпании FlyDubai.
Потеря пространственной ориентации в полете — это довольно распространенный вид причин авиакатастроф в мире за всю историю существования авиации. Когда, предположим, я впервые взлетал в Сочи в 2 часа ночи на большом самолете Ил-18 и вдруг заметил, что мой мозг протестует чему-то: прекрасная погода, ясная — а он запротестовал, потому что вдруг увидел, что звезды и вверху, и под тобой внизу. Вот это и есть тот нюанс, на который ни в коем случае нельзя вестись. Это ведет к потере пространственной ориентировки. Существует только один выход из положения — строгое пилотирование по приборам. Эта иллюзия возникает у любого пилота, который попадает в нее. Комиссия очень быстро выстроит этот ряд, кто стоял за экипажем, который не отдохнул, очень быстро. Причем ряд пофамильный, конкретный, подолжностной: кто не дал возможности, спланировал полет так, что экипаж полетел не отдохнувшим с таким ответственным составом пассажиров.
В самом Минобороны версию о возможной ошибке экипажа отвергают. Во всех сообщениях ведомства многократно говорилось об опытности и безупречном послужном списке членов разбившегося экипажа, bfm.ru.