март 21, 2017
Мы живем, пока двигаемся. Знаем, что движение повышает нашу работоспособность, тренированность, выносливость, помогает избавиться от многих болезней, лишнего веса. Мы отдаем детей танцевать, заниматься плаванием или гимнастикой. А сами — в лес, на лыжах, в тренажерный зал. Но почему-то мы упрямо лишаем движения наших малышей. При этом "точно знаем", что все делаем правильно.
Дети.
Михаил Хаустов
Мы сковываем их пеленками по рукам и ногам, таскаем на руках, контролируя каждое движение. Боимся, что поцарапает себе что-нибудь, испугается или заплачет! А если проблема какая-то — надеваем на них воротники, куем в шины. Мы сознательно ограничиваем у малышей движение, которое им необходимо больше, чем всем остальным, потому что они растут и развиваются наиболее активно именно в первый год своей жизни.
Но, не давая им полноценно развиваться в самом начале, потом мы начинаем своих детей торопить: водим их, когда они еще сами не ходят, садим, когда сами не сидят, ставим, когда сами не стоят. А еще лучше — берем под мышки и прыгаем, прыгаем — всем весело, ребенок смеется! А потом удивляемся, что на цыпочках ходит, что спинка неровная, ножка одна короче.
Зато мы их в бассейн сразу или на массаж. Бассейн — не плохо, но мы растим не рыбку, а человека. Массаж — прекрасно, но это не движение!
Сегодня дети другие, и нельзя равнять их с теми, что были 30–50 лет назад. Тогда они были крепче, развивались "на выживание". Родителям было особенно некогда носить их на руках. Сами родители были здоровее. Не было такой развитой медицинской реанимации, системы выхаживания, ЭКО. Изменились базовые предпосылки к развитию детей. Сегодня поколение становится слабее, медицина сильнее, лекарства новее. А движения не хватает все больше и больше. Критерием выписки из больницы недоношенных детей является вес, а не умение что-то делать, например держать голову.
Каждого малыша осматривает невролог. Если что-то не так — лечение: таблетки, уколы, массаж. Все правильно. Движение где? Нет, нам жалко — вдруг заплачет. Пусть лучше массаж, и такой, чтобы гладили, чтоб не плакал.
Проходит первый, самый важный год жизни ребенка. Пролетает! Часто без "правильного" движения. А именно в этот период мозг лучше всего настроен на восстановление. И это хорошо, если обходится без последствий. А если нет? Даже тяжелым детям можно помочь, не говоря о мелкой неврологии. Помочь движением, но направленным, правильным, которое и мама может выполнить, зная как.
Истории мам с детьми, пришедшими на прием, писаны как под копирку. Везде были, им обещали выздоровление, а результата нет. В полтора года ребенок не держит голову, не сидит, движения в суставах ограниченны. А ведь именно в первый год жизни даже при сильном отставании в развитии можно запустить "живые" участки мозга, а часто и вовсе решить проблему.