март 21, 2017
Депутаты Госдумы в трех чтениях одобрили очередные изменения в ОСАГО. Согласно им, страховщики будут в приоритетном порядке возмещать ущерб после ДТП не денежными выплатами, а ремонтом поврежденного авто. Власти уверены, что это защитит права автомобилистов, но страховщики уточняют: новый порядок коснется меньшинства владельцев машин.
ДТП на Малахова - Алексеевой
Еламан Каканов. vk.com/barneos22
Закон начнет действовать ориентировочно в конце апреля-начале мая (через 30 дней после его публикации). Распространяться он будет только на новые договоры. Согласно новым правилам, страховая компания будет направлять авто пострадавшего в автосервис. В какой именно – выберет клиент, но из списка страховщика. Все они должны находиться не дальше, чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней.
Если машина на гарантии, то ремонтировать ее должны у официального дилера. Гарантия составит 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — год. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания. Если на страховщика поступит много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право этой компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим деньгами.
Важный момент: при ремонте разрешено использовать только новые запчасти. Подержанные детали допустимы лишь с личного согласия владельца машины. То есть потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей.
В законе предусмотрено несколько ситуаций, когда компенсировать ущерб предписано по-старому — деньгами. Например, если автомобиль не подлежит восстановлению или сумма ущерба превышает лимит страховки (400 тыс. рублей по "железу"). Выплата предусмотрена и в случае гибели потерпевшего или причинения вреда его здоровью средней тяжести.
Еще две ситуации, в которых ремонт могут заменить деньгами: если об этом попросит клиент или когда страховщик не сможет организовать восстановление машины по всем требованиям закона.
Зампред Центробанка Владимир Чистухин заявил, что среди целей закона — повысить доступность ОСАГО и защитить права автомобилистов, портал "Страхование сегодня".
Третья цель законопроекта — это борьба с мошенничеством. Я считаю, закон убирает ахиллесову пяту системы ОСАОГО — очень легкое получение денежных компенсаций мошенниками и лицами, злоупотребляющими правом. Добиться каких-то дополнительных платежей при натуральной форме возмещения станет намного сложнее. К сожалению, всех мошенников и злоупотребителей натуральное возмещение, конечно, не остановит — это очень креативные люди, как бы мы не старались им помешать, они быстро находят новые способы и лазейки.
Он признает: использование новых деталей увеличит расходы для страховщиков. Однако к банкротству компаний или их массовому отказу от лицензий ОСАГО это, по его мнению, не приведет.
Представитель Российского союза автостраховщиков "Агентству страховых новостей", что "натуральное" возмещение будет доступно лишь 30% автовладельцев.
Российский автопарк старый. По оценке "Автостата", в России больше половины машин служат уже дольше 10 лет. Найти новые запасные части для таких автомобилей невозможно, особенно если вспомнить "Москвич", "Запорожец", подержанные иномарки. Любая станция за этот период сможет за 30 дней отремонтировать лишь машину не старше 7 лет - для них запчасти есть. А для старых - извините. Поэтому обеспечить должное количество договоров со станциями на таких жестких условиях страховщикам тяжело.