апрель 4, 2017
В нынешнем году завод "Модест" планирует увеличить объем выпускаемой продукции на 10–15%. Такой прирост предприятие демонстрирует последние несколько лет. По словам Антониды Устиновой, гендиректора "Модеста", это стало возможным благодаря установке нового оборудования и внедрению современных технологий. Какие продукты планируется "раскручивать" в ближайшее время, как складываются отношения с торговыми сетями и почему конкуренты становятся друзьями, руководитель молочного предприятия рассказала в интервью altapress.ru.
Антонида Устинова.
Олег Богданов
— Постановление правительства, касающееся регулирования торговых наценок на детское питание, вступило в силу в начале февраля. Прежде всего оно было направлено на устранение противоречий в действующем законодательстве и ограничений конкуренции в регионах. Что касается Алтайского края, то серьезных изменений пока не отмечается. Вопрос ценообразования на эту продукцию регулируется конъюнктурой рынка.
Но надо понимать, что бесконечно повышать цены нельзя. Детское питание — все-таки социальный продукт, и этот момент необходимо учитывать. Наше предприятие, рассчитывая себестоимость выпускаемых товаров, закладывает минимальную рентабельность на уровне не более 10%.
— Себестоимость нашей продукции прямо пропорционально зависит от цен на сырье и логистической составляющей. Цены мы повышали в октябре-ноябре прошлого года, когда произошло подорожание сырья — молока.
— Не только, есть и другие материальные затраты, например упаковка, этикетка, крышка и рост тарифов.
Когда в 2014 году началось резкое подорожание товаров и услуг, мы всячески старались сдерживать цены на свою продукцию. Задействовали внутренние резервы, чтобы стабилизировать ситуацию и при этом совсем не уйти в минус.
— Я могу сказать, что "Модест" — это современное и стабильно развивающееся предприятие по производству детского молочного питания. Линейка производимых продуктов достаточно широкая: начиная от адаптированных смесей для вскармливания детей с рождения, продуктов прикорма от шести-, восьмимесячного возраста до продукции для детей дошкольного и школьного возраста.
На протяжении последних пяти лет у нас идет процесс модернизации, на который уже потрачено около 100 млн рублей. Первым важным этапом стала замена в 2014 году линии розлива продукции в стеклянную бутылочку в асептических условиях. Этому предшествовал ремонт цехов и подготовка площадки под новое оборудование.
Вторым этапом стала модернизация приемно-аппаратного цеха, в котором также было установлено новое оборудование. Оно позволило увеличить мощности завода, на сегодняшний день мы перерабатываем 12 тонн молока в сутки и выпускаем около 10 тонн готовой продукции. По сравнению с 2013 годом объем выпуска продукции увеличился на треть.
— Эффектов очень много. Во-первых, увеличилась производительность труда, стали выше показатели безопасности продукции. Новое оборудование и технологии, а также введенная на предприятии система менеджмента безопасности пищевой продукции ХАССП позволили немного увеличить сроки годности. Например, по кисломолочной продукции увеличение произошло с пяти до восьми суток.
Я хочу еще раз успокоить наших потребителей: увеличение сроков годности произошло только благодаря высокотехнологичной обработке молока-сырья, без использования добавок.
Могу сказать, что увеличение сроков годности детского питания — серьезный процесс, который проходит под контролем надзорных органов и включает целый комплекс испытаний и экспертиз. Процедура эта не быстрая. На каждый из продуктов мы получаем свидетельство о государственной регистрации в федеральном Роспотребнадзоре.
— В январе завод приобрел новый автомат по фасовке продукции в пакеты. Сейчас мы планируем купить дополнительный творогоизготовитель закрытого типа. Также планируем докупить еще один спецавтомобиль для доставки продукции.
Хочу отметить, что за последнее время мы практически полностью обновили свой автопарк. Завод стал участником программы утилизации, которая позволила сделать это на льготных условиях в лизинг.
— Некоторые задумки есть, но пока не буду их озвучивать. В конце прошлого года было запущено производство сливочного масла и сметаны по стандартам ГОСТ для детского питания. Сегодня мы плавно заходим с этой продукцией в торговые сети. Переговоры по этому поводу ведутся с одним крупным ретейлером.
На ближайшее время наша задача — максимально увеличить продажи данных продуктов. С ними мы уже приняли участие в конкурсах качества. Сметана для питания детей в ноябре прошлого года была отмечена большой золотой медалью на крупной выставке в Новосибирске.
— С торговыми сетями у нас складываются партнерские отношения. Я могу сказать, что нас зовут встать на полку. Сложности, конечно, есть. Но они носят текущий характер. На сегодняшний день мы представлены почти во всех торговых сетях. С несколькими крупными ретейлерами продолжаются переговоры.
— У нас нет такой необходимости. Тот объем продукции, который выпускается заводом, мы продаем. В такой ситуации я не вижу надобности в собственной рознице. Я считаю, что детское питание — это достаточно узкий сегмент, и для нормальной работы магазинов необходимо вводить дополнительный ассортимент. А это уже совершенно другая сфера деятельности.
— Пока ничем. Этот вариант мы еще обдумываем. У нас были поставки и в Москву. В настоящий момент у завода появились дистрибьюторы, готовые продвигать нашу продукцию в столице. Доставлять детское питание с Алтая они намерены авиатранспортом.
Могу сказать, что нас знают не только в Барнауле, мы хорошо представлены в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях. В рейтинге поставщиков детской продукции в Сибирском федеральном округе, который составила компания Danone, по объемам продаж мы заняли второе место.
— Наш завод включен в реестр предприятий, имеющих долю на рынке более 35%. Наша доля на рынке детского питания региона составляет более 50%.
— На нашем рынке присутствует здоровая конкуренция. Мы развиваемся параллельно, и каждое предприятие занимает определенное место со своим ассортиментом продукции. Сейчас в торговые сети Сибири помимо "Модеста" поставляет свою продукцию новосибирское предприятие "Био-веста", омский "Центр питательных смесей" и другие производители.
Конечно, есть "федералы", которые представлены такими сильными брендами, как "Агуша", "Тема". У них огромные объемы, серьезные бюджеты на продвижение продукции. В этом плане мы с ними сравниться не можем. Я считаю, это правильно, что у покупателя есть такой большой выбор. И в этом разнообразии нам удалось занять свою нишу.
— Внеплановые проверки молочных предприятий действительно проводились. Сделано это было по распоряжению правительства России. По нашему предприятию замечаний не было. Фальсификата не выявили ни в одном из видов продукции. Свое качество мы подтвердили.
О поставщике сырья
— Уже более 20 лет мы сотрудничаем с учхозом "Пригородное", который поставляет нам молоко высшего сорта, подходящее по всем показателям для производства детского питания. Проблем с поставками сырья на сегодняшний день нет.
О работе с наукой
— Вся техническая документация предоставлена нам НИИ детского питания. С этим научным институтом мы сотрудничаем очень плотно. Активную работу ведем с Сибирским НИИ сыроделия, который предлагает нам свои разработки. С ними мы постоянно в контакте. Хорошее взаимодействие сложилось с профильной кафедрой Алтайского технического университета в части консультаций и разработок. Мы с удовольствием принимаем на практику их студентов. Многие из них в дальнейшем приходят к нам работать.
О "Грудничке"
— В свое время местные педиатры ставили нам в укор, что смесь "Грудничок", которая предназначена для детей с первых дней жизни, по составу не соответствует современным требованиям. По этому вопросу мы обратились в НИИ детского питания, который предложил нам варианты, как эту смесь доработать. Сейчас все вопросы решены, и "Грудничок" не уступает по своему составу другим аналогичным продуктам.
Антонида Анатольевна Устинова родилась в Каменском районе Алтайского края. В 1989 году получила первое высшее образование в Новосибирском институте советской кооперативной торговли по специальности "экономика торговли". В 2013 году получила степень магистра на пищевом факультете АлтГТУ. Трудовую деятельность Антонида Анатольевна начала в системе потребительской кооперации Алтайского края. В 1999 году пришла работать на предприятие "Модест" главным бухгалтером. В 2008-м стала генеральным директором этого предприятия.