"Ты втираешь мне какую-то дичь". Как на Алтае придумали мессенджер с сибирским характером

май 16, 2017

Эпический мессенджер "Дичь" стал первым стартапом из Алтайского края, который получил инвестиции от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), созданного по предложению президента Владимира Путина. Сервис придумали около года назад пятеро друзей.

Мемы
мессенджер "Дичь"

Отличительная особенность проекта — общаться в нем можно не текстом или голосом, как в других мессенджерах, а с помощью интернет-мемов. Мессенджер делали для заработка, но сейчас он превратился в бизнес "для души". Концепт "Дичи" мгновенно вызывает эмоции и нравится людям, но перспективы его монетизации пока что туманны.

"Ты втираешь мне какую-то дичь" — мессенджер получил название от этой известной в интернете фразы. Ее автор — писатель афоризмов Аркадий Давидович. Она сама является мемом, и именно мемы стали инструментом общения пользователей сервиса. Это слова, фразы и картинки, которые знает каждый "житель" Глобальной сети и за которыми кроются понятные им всем смыслы и образы, типа "денег нет, но вы держитесь", "на донышке", "здрасьте-здрасьте", "ничоси" и так далее. Сейчас в "Дичи" собрано более ста шаблонов таких сообщений.

Все началось с "Yo!"

Один из основателей "Дичи" Дмитрий Заварзин рассказал, что придумали мессенджер пять человек. Им от 26 до 32 лет, у всех есть какой-то основной бизнес. Сам Заварзин больше года назад открыл в Барнауле компанию по продаже готового бизнеса Business Trading Group. В команде — юрист Андрей Антипов и маркетолог Андрей Храпов. Два человека захотели остаться неназванными. Один из них — технический директор проекта, другой — "идейный вдохновитель", как и сам Заварзин. Объем собственных инвестиций в проект составил 3 млн рублей.

"Мессенджер “Дичь” мы придумали примерно год назад на отдыхе. Хотели создать проект, который бы заработал нам деньги для других проектов. Но пока что получается по-другому. Сейчас “Дичь” — это скорее бизнес для души. Хотя, конечно, мы не альтруисты и хотели бы в будущем получать от него прибыль", — рассказывает Дмитрий Заварзин.

Дмитрий Заварзин.
Анна Зайкова, altapress.ru

На идею предпринимателей натолкнуло мобильное приложение "Yo!". Оно было запущено в виде шутки 1 апреля 2014 года. Его придумал израильтянин Ора Арбель. У приложения есть только одна функция — можно отправить друзьям текстовое и звуковое уведомление "йоу". За пару месяцев его скачали 50 тыс. пользователей, которые отправили друг другу 4 млн "йоу". Проект привлек инвестиции $1 млн. На данный момент у него 1 млн скачиваний в PlayMarket.

"Дичь" работает примерно по тому же принципу, но арсенал готовых шаблонов для общения у нее значительно разнообразнее. В сервисе создано 16 тематических пакетов разных мемов. Среди них высказывания Дианы Шурыгиной (стала известна после серии телепередач о ней), ведущей программы "Жить здорово" на "Первом канале" Елены Малышевой, председателя правительства Дмитрия Медведева, звезды YouTube Жирафика-Рафика и другие.

"С помощью мемов вполне можно общаться, — уверен Дмитрий Заварзин. — Вот, например, вам приходит такое сообщение: “Если у тебя не оторвало пальцы, то срочно позвони мне, мать твою”. Понятно, что нужно сделать. Или муж приехал за вами на работу и пишет: “Надевай уже свои лабутены и выходи”. Понятно, что нужно выходить".

Мемы
мессенджер "Дичь"

Есть мемы, которыми можно ответить на эти сообщения. "Кто пользуется приложением от недели и больше, те изучают его, — говорит Заварзин. — Человек должен вам денег, но вы стесняетесь спросить? Можно просто отправить мем “Где деньги?”, и все понятно. А вам ответят: “Просто денег нет, но вы держитесь здесь”".

Юмористический и провокационный характер сервиса проявляется еще и в том, что отправленный мем проигрывается всегда, когда у получателя включен звук на телефоне. А прийти сообщение может в любой момент. По словам Заварзина, сейчас приложение скачали более 15 тыс. раз. Его аудитория — это подростки и молодые люди от 12 до 40 лет.

Надо подрасти

В акселераторе ФРИИ проект оказался фактически случайно. "Нам было интересно рассказать о своем проекте, — говорит Дмитрий Заварзин. — И мы искали в интернете площадки, на которых могли бы заявить о себе. Так нашли информацию о конференции Startup Day, которую проводит ФРИИ. Заявились туда и успешно выступили. Презентация вызвала живой интерес аудитории. За 15 минут после нее было более 1 тыс. скачиваний приложения, все начали тут же его пробовать".

"Дичь" отобрали из более чем 800 проектов. Она получила инвестиции 2,1 млн рублей по одной из программ акселерации ФРИИ. Программа длится три месяца и предусматривает, что 900 тыс. руб­лей будет потрачено на само обучение, а остальные 1,2 млн рублей — на развитие проекта. За инвестиции фонд получает долю в бизнесе — 7%. Сейчас четыре человека из команды находятся в Москве и работают с экспертами ФРИИ. После окончания акселерации проект планирует привлечь второй раунд инвестиций от фонда.

Дмитрий Заварзин рассказал, что сейчас основная проблема мессенд­жера заключается в том, что многие пользователи его скачивают, недолго в него "играют", а потом забывают. Нужно сделать так, чтобы люди пользовались им постоянно. Вторая важная на данный момент цель — это привлечение большого числа новых пользователей. Сейчас прорабатываются разные пути решения этих задач.

Мемы
мессенджер "Дичь"

В мессенджер будут добавлены новые функции. Возможно, появится опция отправки обычных сообщений. Команда ищет способы сделать приложение "менее тяжелым", чтобы в него можно было добавлять тысячи мемов. Идет работа над созданием рекламной кампании в интернете — в соцсетях и YouTube. Команда собирает отзывы от пользователей и учитывает их в работе над улучшением мессенджера.

По словам Заварзина, сейчас проблема монетизации проекта не является ключевой, рассматриваются разные схемы: продажа более крупному мессенджеру, введение платных сервисов.

На начальном этапе развития проекта у него действовала партнерская программа. Некоторые пакеты мемов были платными. И если человек приглашал кого-то в "Дичь", новый пользователь при регистрации вводил номер телефона этого человека. Если в будущем он покупал платный пакет, то пригласившему перечислялась небольшая комиссия. Компания также продавала футболки, толстовки, носки с известными мемами. За их покупку пригласившему тоже начислялась комиссия. Сейчас эту программу закрыли. И все мемы в "Дичи" можно использовать на бесплатной основе.

В будущем команда "Дичи" планирует создать крупный российский мессенджер, который смог бы стать альтернативой WhatsApp или Viber.

Мемы
мессенджер "Дичь"

Цифра

Как минимум пять человек работают над созданием одного мема для "Дичи". Его нужно придумать, озвучить, нарисовать дизайн и добавить в мессенджер.

Справка

"Просто денег нет": как зарабатывают мессенджеры в мире

Первые мессенджеры (сервисы для мгновенного обмена сообщениями в интернете) появились еще в 2000-х годах. Их устанавливали на персональные компьютеры. Одним из первых популярных мессенджеров был ICQ ("аська"). В середине 2010-х начался бум на мессенджеры для мобильных устройств. Некоторые из них имеют около миллиарда пользователей, но остаются убыточными. Среди них WhatsApp, Snapсhat, Telegram и другие.

Для мессенджеров не годится самая распространенная в интернете модель монетизации — рекламная. Их создатели не раз говорили о том, что показывать рекламу в личной переписке неэтично. У некоторых был опыт платной подписки, но он оказался неудачным. Еще один способ заработка мессенджеров — это платные стикеры. Они чем-то напоминают мемы, которые использует "Дичь". На стикерах зарабатывают мессенд­жеры социальных сетей.

В мире есть один пример очень успешной монетизации мессенджера — это китайский сервис WeChat. Он работает только в одной стране и уже стал полноценной коммуникационной платформой. Через него пользователи переводят деньги, совершают покупки, назначают свидания, ищут парковки, записываются к врачу и так далее. WeChat зарабатывает на рекламе в новостных лентах и аккаунтах звезд, на играх и комиссии с транзакций. Выручка сервиса в 2015 году составила $1,8 млрд.

WeChat стал надстройкой над операционной системой смартфона. РБК со ссылкой на Gartner сообщает, что это часть мирового тренда. Пользователи больше не хотят скачивать очередное приложение, им удобно решать все вопросы в одном месте. Подобные платформы станут "началом конца" смартфонов, какими мы их знали.