май 25, 2017
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал промежуточный отчет об авиакатастрофе, произошедшей 12 февраля в акватории Телецкого озера (Республика Алтай). МАК впервые заявил официально о том, что пропавшие без вести пассажиры вертолета Robinson 66, погибли. Также комитет отмечает, что во время крушения Robinson не сработал аварийный маяк.
Robinson R66.
myhelicopter.ru
Напомним, вертолет Robinson 66 после вылета с кордона Кокши рухнул в озеро. На борту машины находились пять человек: шеф-пилот Heliport Istra Дмитрий Ракитский, его жена Елена, алтайский бизнесмен Анатолий Банных, гендиректор Heliport Moscow Мария Козинцева, известный бейсджампер Глеб Вореводин.
На сайте МАК с 13 февраля обновлений (до публикации промежуточного отчета) не было. И все это время в краткой таблице о расследовании в графе "ущерб" значилась пометка "без ущерба", несмотря на то, что уже 13 февраля было обнаружено, а впоследствии и опознано тело пассажирки (Елены Ракитской, — прим.ред.) вертолета. Теперь именно МАК впервые официально заявил, что пропавшие без вести пассажиры вертолета также погибли.
Комиссия МАК особо отметила, что расследование, проведенное в рамках отчета, не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности.
12 февраля утром вертолет с пятью пассажирами на борту направился с базы "Самыш" в сторону Хакасии — к термальному источнику в поселке Теплый ключ. Как отмечается в отчете МАК, план полета воздушного судна в зональный центр единой системы организации воздушного движения РФ не подавался. Командир воздушного судна (КВС) не запрашивал метеорологическую информацию в соответствующих службах Горно-Алтайска.
При возвращении на базу "Самыш" вертолет, наиболее вероятно, попал в неблагоприятные метеоусловия, отмечается в документе. По объяснениям местных пилотов, перевал был закрыт низкой облачностью, и КВС принял решение лететь в обход — с выходом на кордон Кокши.
Кордон находится в особо охраняемой запретной зоне — Алтайском государственном биосферном заповеднике. Полет там выполнялся без соответствующих разрешений.
По свидетельству егеря Сергея Усика, пилот и старший группы (вероятно, идет речь об Анатолии Банных, — прим.ред.) попросили разрешить им переждать непогоду на кордоне. Группа находилась в доме около часа. Погодные условия не изменились, но стало совсем темно. Старший группы предлагал остаться ночевать на кордоне, но один из пассажиров настаивал на полете на базу "Самыш" (для ночлега в более комфортных условиях). КВС вышел на улицу, оценил метеоусловия и сказал, что можно лететь.
Около 20.35 местного времени вертолет взлетел в самое темное время суток, уточняется в отчете. Незадолго до этого было объявлено штормовое предупреждение. В эксплуатационных ограничениях для данного типа воздушного судна говорится о том, что "при выполнении полета ночью должна быть обеспечена возможность визуального ориентирования по наземным объектам, освещаемым либо источником света на земле, либо небесными светилами".
Но 12 февраля полет R 66 выполнялся до восхода луны при высоко-кучевой облачности, световые ориентиры отсутствовали. И после небольших маневров, в 20.40, вертолет рухнул в Телецкое озеро (на тот момент температура воды составляла 1,2 градуса по Цельсию). Вертолет затонул.
С началом светового дня 13 февраля были организованы масштабные поиски.
В результате поисковой операции были обнаружены:
У КВС (вероятно, речь идет о Дмитрие Ракитском, — прим.ред) на момент авиакатастрофы были просрочены медицинские заключения о годности к летным работам частным пилотом и пилотом коммерческой авиации.
После удара о воду у вертолета не сработал сигнал аварийного радиомаяка Kannad 406 AF международной спутниковой поисково-спасательной системой КОСПАС-САРСАТ.
Также отмечается, что вертолет не был оборудован поплавками. Полеты вертолета над водной поверхностью без установленных поплавков на удалении от береговой черты, превышающем дистанцию планирования на режиме авторотации, запрещены.
Для безопасной посадки в режиме авторотации на берег с середины озера необходима высота более 270 м. Со слов очевидца падение вертолета было с высоты 100-200 м. Но даже при высоте более 270 м безопасная посадка в режиме авторотации на берег была бы возможна только в район кордона Кокши, так как остальная береговая линия представляет собой поросшие лесом обрывистые скалы.
На данный момент комиссия МАК приостановила свою работу — до возможного нахождения вертолета.
На 25 мая решение о продолжении поисковых работ вертолета и находившихся в нем людей зональным центром Единой системы организации воздушного движения РФ не принято.
С промежуточным отчетом МАК по результатам расследования авиакатастрофы Robinson 66 можно ознакомиться .
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден в декабре 1991 года на основании Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, заключенного 12 независимыми государствами, для сохранения единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения.
МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA).
Штаб-квартира МАК располагается в Москве, где его деятельность обеспечивается в соответствии с Законом, ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерации, и Воздушным Кодексом.