июль 11, 2017
За последние несколько лет автошкола "БИП" стала одним из самых заметных игроков на барнаульском рынке. В частности, она первой начала учить курсантов на дорогих машинах, в том числе на премиальном Lexus RX 350. Руководит автошколой 29-летний Сергей Федорченко. Он рассказал altapress.ru, как ему удается развиваться в чрезвычайно конкурентной среде и можно ли в Барнауле учить вождению на Gelandewagen.
Сергей Федорченко.
Анна Зайкова
— Я родился в селе Табуны, после школы переехал в Барнаул и в 2010 году окончил аграрный университет. Вспоминаю то время: опыта работы нет, трудоустраивать никто не спешит. В итоге взяли оператором техлинии на завод по производству подсолнечного масла и жарки подсолнечника. Там на меня свесили массу обязанностей: я был и оператором, и слесарем, и грузчиком, и техничкой. Через три месяца спина болела так, что с койки встать не мог. И тогда я понял, что надо что-то менять.
Тесть у меня тогда работал в автошколе "БИП". Ее только открыли, но вскоре собственник погиб, предприятие начало загибаться. И автошколу выставили на продажу за 200 тыс. рублей. Из активов — только лицензия и два убитых ВАЗ-2105. За них сверху просили еще 100 тыс. Я съездил к родственникам за деньгами и выкупил все это. Думал: поставлю ценник в 13 тыс. рублей за обучение и буду "косить" деньги.
Но прошел год, гляжу — сработал с убытком в 100 тыс. рублей. Машины постоянно ломались, перегревались, сотрудники работали плохо. Встал вопрос: а стоит ли вообще продолжать это дело?
Я изучил рынок, конкурентов. И понял, что нужно выделяться. Сделал логотип, разработал фирменный окрас машин. Все автошколы учили курсантов в основном на отечественных автомобилях, я купил подержанный Renault Logan, потом еще один, а затем яркую красную Toyota Yaris. И люди пошли на эти машины. Ставка на разнообразие автопарка сработала.
— Никогда не брал кредиты. Всегда делал ставку на то, что со всеми можно договориться об отсрочке платежа. И с арендодателем, и с продавцом авто, и с сотрудниками, и с рекламщиками. Я организовал все для того, чтобы люди ко мне пошли. И они пошли. А я потом уже, со временем, со всеми рассчитался.
А кредит — это шаг вперед и два назад. Проще крутануться как-то иначе. Приходилось и дом свой в залог оставлять, и личную машину переписывать на кредитора, пока не рассчитаюсь. Но в итоге ни одну из машин я в кредит не купил.
— Первый наш учебный класс был на Докучаево, а автодром мы арендовали на китайском рынке. И вот в 2012 году нас оттуда "попросили". Это было тяжелое для меня время. Казалось, бизнес рушится: люди учатся, а я не могу вывести их на экзамен ГИБДД.
Мне повезло: договорился об аренде с автодромом на ул. Э. Алексеевой. Но уже тогда озадачился поиском собственного участка.
Присмотрел землю на ул. Балтийской. Но участок был дорогой, пришлось кооперироваться еще с двумя автошколами. Мы вместе арендовали площадку и обустроили на ней полноценный автодром. Но прошло два года, и собственник участка поднял арендную ставку, а мои партнеры один за другим отказались от аренды. А потом владелец земли и вовсе выставил ее на продажу. И тут я окончательно осознал, что весь мой бизнес держится на автодроме.
Снова проблемы, снова нервы... Я пошел ва-банк. Говорю собственнику: "Давай я у тебя выкуплю участок. Как всегда, в долг. В залог даю все, что у меня есть: весь автопарк, дом, все остальное имущество". Он взял время подумать. И пока хозяин размышлял, я не спал ночами. Я знал, что к нему приезжают другие потенциальные покупатели, смотрят мою землю.
— Все закончилось хорошо. Я остался на Балтийской и до сих пор рассчитываюсь за этот участок. Но это не мешает мне постоянно вкладываться в развитие автодрома. И я никого сюда не пущу. Многие автошколы сдают свои площадки другим. Мне это кажется странным: ты получаешь от конкурента арендную плату 30 тыс. рублей в месяц, а он учит на нем курсантов на 300–400 тыс. рублей, которые могли бы быть твоими клиентами.
А вообще, все эти истории с автодромом сильно били по нервам, голова болела сутками. Я боялся, что потеряю дело своей жизни. Думал: "Каждый год судьба пинает, когда же спокойная жизнь начнется? Когда можно будет не торопиться жить?" И сегодня я понял, что такого не будет никогда. Не могу сидеть на месте. Идеи, мысли бегут впереди меня, не хватает рабочих дней за все взяться.
— Как я уже говорил, когда у тебя много конкурентов, ты должен чем-то среди них выделяться. А чем может выделиться автошкола? Конечно, автомобилями. В 2012 году я был первым на рынке, кто купил машины в автосалоне. Это были два Renault Logan. Мне говорили: "Зачем? Их же будут убивать!" Но важнее то, что курсант скажет: "Ого, мне новую машину дают!" И он уже старается ездить аккуратнее, раз ему такую машину доверяют.
Вообще, я всегда думаю: "А что бы мне было важно как клиенту? На чем бы я сам хотел ездить?" Поэтому не экономлю на машинах: покупаю хорошие чехлы, стильные диски, "красивые" номера. И обязательно делаю яркую рекламу на бортах. Наши машины некоторые даже называли одно время "петухами". Петухи не петухи, а видны издалека.
— Никакого блата в ГИБДД у меня нет, если вы об этом. Покупал симпатичные номера с других машин.
— Но это же лицо автошколы. Я действовал на опережение, мне нужно было привлечь людей. Это получилось. Люди заговорили о "БИПе".
— В них несколько раз "приезжали" сзади. Казалось бы, на дороге отлично видно раскрашенную машину, бойся ее как огня, но нет! Вообще, "Жуки" — чувствительные машины, за ними нужно постоянно следить. И запчасти на них дорогие. Выручает то, что в начале года я открыл свой автосервис. Он так и называется — "БИП". Теперь я не ищу место по СТО города, простои стали меньше. Можно не отменять занятия, в пересменке между ними заехать и что-то быстро подкрутить, если надо.
— Скажу так: не жалею, что взял и "Жуков", и Lexus, и RAV4. Перед покупкой каждой машины я долго думаю, все просчитываю. Это не какой-то эмоциональный импульс. Я же и о Porsche Cayenne и Mercedes Gelandewagen думал, но это уж слишком с точки зрения экономики предприятия. А так идей много, как можно еще разнообразить автопарк. Например, купить какую-нибудь тюнингованную "копейку" или заниженную Lada Priora.
Я привык удивлять, быть первооткрывателем. Не люблю повторять кого-то, ищу новые ходы. И я знаю, что "фишка" с машинами работает. Люди долго обсуждали их. "Как? Взял такой мощный Lexus, за который надо платить большой налог, и отдал на растерзание курсантам!" А курсанты и рады. Я люблю, когда люди радуются. Для этого и живешь. Заурядно и серенько работать не хочу.
Многие мои идеи копировали другие автошколы. И копируют по сей день. Это касается и раскраски машин, и графика работы (я открыл воскресные группы), и других вещей. Это говорит о том, что я задал темп этому рынку. И сбавлять его не намерен. Но о планах не скажу — не люблю рассказывать о том, что еще не воплотилось в жизнь.
— За последние три года произошло три волны демпинга. Когда я начинал в 2010 году, средняя стоимость обучения составляла около 13,5 тыс. рублей. И, представьте, за столько же приходилось учить в 2016 году! А как за это время выросли цены на бензин, запчасти и прочее, вы знаете.
После того как в 2014 году ужесточили требования к материально-техническим базам автошкол, порядка 40% игроков ушло с рынка. Но осталось все равно много. И мелким было тяжело. Одни ценник сбавят, другие ответят — так цена и падала. А чем она ниже, тем больше клиентов должна набрать автошкола. А люди-то уже валом не идут учиться на права, как раньше.
Автошколы сидели на резерве, работали "в ноль" — часть закрывалась, а оставшиеся повышали цены. И так из года в год, каждый раз — одни и те же грабли. Невозможно пересидеть с низкой ценой сложные времена. Приходится экономить — и качество обучения страдает. А информацию об этом сарафанное радио очень быстро разносит.
— Приходилось участвовать в этой борьбе, тоже снижать стоимость. В один момент, когда цена держалась на уровне 19 тыс. рублей, мы запустили акцию: если человек находил предложение дешевле, мы учили его на этих условиях. Это был сигнал для других: нет смысла пытаться демпинговать и рушить рынок.
Сейчас у меня цена 22 777 рублей за курс обучения с ГСМ. Это, наверное, самая высокая цена в городе. Надеюсь, что те, кто поработает по нормальной цене, поймут, что это выгоднее, чем учить толпы людей по себестоимости с нулевым качеством. Это будет полезно для всего рынка. Но если все снова сбросят цены, мне придется идти за ними.
Я думаю, что уход автошкол с рынка все равно продолжится. Те, кто годами не вкладывался в свое дело, имеют очень небольшой запас прочности. Думаю, в городе останется около десятка автошкол.
— Он минимальный за последние пять лет. Не только у меня, у всех. Я сужу об этом по количеству машин в городе и на автодромах, а также по числу тех, кто сдает экзамены в ГИБДД. Все школы испытывают дикую нехватку курсантов. Хотя провалы в отдельные месяцы случаются всегда, но по итогу года результат всегда положительный. Уверен, так будет и в этом году.
В 2016 году экзамены в ГИБДД с первого раза сдали 34,6% выпускников автошкол Алтайского края. Это заметно меньше, чем два года назад: в 2014 году доля составляла 45,7%.
С 2014 года число автошкол в Алтайском крае сократилось со 187 до 117.