Ректор педуниверситета рассказала об опорном вузе и меняющихся стандартах

август 10, 2017

Ирину Лазаренко 9 июня переизбрали ректором Алтайского государственного педагогического университета. В интервью altapress.ru она рассказала о том, какие задачи ставит на ближайшее время, почему нельзя считать пед­университет придатком и как вуз подготовился к "сезону".

Ирина Лазаренко.
Олег Богданов

Без сверхзадач

— Ирина Рудольфовна, что, на ваш взгляд, позволило вам вновь стать ректором? Назовите три ваших главных достижения, которые, вы считаете, заслуживают такой оценки.

— О том, за что меня переизбрали, очевидно, интересно спросить моих коллег. Но если говорить о наиболее значимых моментах, произошедших за пять лет, то это, во-первых, возвращение нашему вузу статуса университета в 2014 году. Во-вторых, мы сохранили свою автономию и доказали, что самостоятельность педагогического образования в Алтайском крае необходима. Это два главных момента. В-третьих, хотелось бы отметить положительные изменения в финансово-хозяйственной деятельности. Сюда входит и улучшение материально-технической базы, рост заработной платы сотрудников вуза.

— Какие главные задачи вы ставите перед собой на новый срок?

— Почему-то многие считают, что каждый год должны быть новые достижения, но все ведь развивается циклично, и на определенных этапах должен быть элемент стабильности. Сверхзадач мы не ставим, потому что наши уже запущенные проекты нуждаются в стабилизации и последующем укоренении. А затем произойдет новый скачок.

В планах — создание новых институтов, кафедр и образовательных программ. Также никогда не наступает момент стабильности для материально-технической базы, все постоянно модернизируется. Кроме того, важно своевременно помогать работникам университета, ощутившим нехватку в знаниях, методике.

Ирина Лазаренко.
Олег Богданов

Не придаток, а опора

— Весь прошлый год да и в начале этого одним из самых обсуждаемых был вопрос, какой вуз края станет опорным. Как вы в целом относитесь к идее "опорности"? Есть ли у Алтайского края потенциал для того, чтобы быть одним из образовательных центров Сибири?

— Думаю, что к идее создания опорного университета нужно подходить вдумчиво с позиций потребностей региона. В Алтайском крае своя особая система высшего образования. Я не сторонник центризма. Например, бийский университет в три раза меньше, чем наш, но он необходим для урбанистической политики региона.

Крупными научными и образовательными центрами являются Новосибирск, Томск. Алтайский край тоже занимает серьезные позиции в рейтингах. Думаю, сегодня важнее не "смущать" себя центристскими амбициями, а активно сотрудничать с другими вузами.

Финансовый эксперимент

— Вы говорите, что произошли изменения в финансовой работе вуза.

— У нас совершенно изменились подходы к планированию финансово-хозяйственной деятельности. В Алтайском крае только мы вошли в число пяти вузов страны, которые стали экспериментальными площадками в области финансового менеджмента. В рамках этого эксперимента мы ввели новую методику перехода на электронное обеспечение планово-финансовой деятельности.

Произошел переход на управление университетом через центры финансовой ответственности. Это те подразделения вуза, которым ректорат дает право получать внутривузовские субсидии и привлекать дополнительные средства. Это позволило оптимизировать расходы и улучшить финансовую ситуацию. Также увеличился объем средств, привлеченных дополнительно из разных источников. За четыре года мы привлекли более 100 млн рублей.

— Какую долю доходов вуза составляют средства от платного обучения?

— Примерно третью часть бюджета.

Ирина Лазаренко.
Олег Богданов

Молодежь приходит в педагогику

— Приемная кампания-2017 в самом разгаре. Изменился ли в этом году перечень направлений подготовки?

— У нас открыто несколько новых направлений подготовки. Это начальное образование и дополнительное образование, спорт высших достижений, ранняя помощь для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы давно хотели ввести подготовку по направлению "история и география", и в этом году мы это сделали. Это двухпрофильный бакалавриат. Более 75% школ в крае находятся в сельской местности. Часто молодые педагоги не могут набрать достаточное количество часов для необходимой нагрузки и оптимальной зарплаты. Благодаря дополнительному образованию расширяется спектр их профессиональных возможностей самореализации.

Монополисты нескольких профессий

— Долгое время лингвистический институт (ЛИИН) был визитной карточкой вуза. Есть ощущение, что эта "слава" чуть потускнела. Вы согласны с этим? И повлияло ли на ситуацию возникновение большого числа языковых школ?

— Языковая школа не дает высшего образования и получения квалификации учителя или переводчика. Интерес к иностранному языку существует до сих пор. В ЛИИН традиционно высокий конкурс.

Мы являемся монополистами в крае не только в области иностранного языка, но и по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

— Какой факультет можно считать визитной карточкой вуза?

— Визитная карточка в нашем слогане: А­лтГПУ — первый вуз Алтая. Этим все сказано. Наш вуз является прародителем инноваций в сфере образования в Алтайском крае.

Ирина Лазаренко.
Олег Богданов

Прародитель инноваций

— Какие приоритеты есть в научной сфере работы вуза?

— У нас в вузе работает 17 научно-исследовательских лабораторий и шесть научно-методических школ. Мы проводим исследования в области истории: этнографии, археологии, музееведения. Филологи составляют карту художественного творчества Василия Шукшина. Активно развивается тротуарная астрономия — возможность жителей и гостей края понаблюдать за космическими телами с использованием телескопов. У нас есть астрономическая лаборатория. Идут исследования в области педагогики, психологии, социологии. В вузе развивается робототехника.

— С какими зарубежными вузами сотрудничает АлтГПУ? Есть ли совместные образовательные программы?

— В нашем университете активно развивается международная деятельность. Восточное направление — с Казахстаном, Монголией, Китаем. Например, наш центр казахского языка и культуры является лучшим в крае. Об этом говорит тот факт, что встречи с представителями Казахстана правительство края проводит на нашей базе. В сентябре будет подписано несколько соглашений с вузами Китая. Мы официально откроем центр китайского языка и культуры. Кроме того, в планах — создание единого центра культуры народов большого Алтая. Западное направление — Германия, Польша, Франция, США.

Специальный вопрос

— В прошлом году в Алтайском крае прошла масштабная "ревизия" высшей школы Минобром и Рособрнадзором. По ее итогам в регионе закрылись все коммерческие вузы, государственные лишились части аккредитованных направлений подготовки, ректор А­лтГТУ потерял пост. Когда будет аккредитация у вашего вуза? Не беспокоитесь ли вы по этому поводу?

— У нашего вуза "счастливое время" наступит в 2019 году. Я считаю, что любая проверка, особенно аккредитация, — это возможность объективно посмотреть на достигнутые результаты. Я всегда рассматриваю это только с позитивной стороны.

О чем еще рассказал собеседник

О стереотипах

— Есть мнение, что педвузы во многом несостоятельны. Я не согласна с этим. Мы на протяжении многих лет успешно проходим мониторинг по всем показателям. Кроме того, наш вуз стал экспериментальной площадкой по отдельным приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Среди других педагогических вузов России мы в середине рейтинга по финансам и научному развитию, "качеству" абитуриентов и развитию студенческого самоуправления.

О проблемах в педобразовании

— Главная сложность — постоянное изменение стандартов. Стандарт должен быть написан языком, понятным учителю. Нельзя делать из педагога универсального солдата.

О навыках современного педагога

— Сегодня, как и всегда, учитель должен любить свою работу и детей. В этом случае педагог будет стараться совершенствовать самого себя и делать общение с учениками интересным. Учитель — это всегда творчество.

Досье

Ирина Рудольфовна Лазаренко родилась 25 ноября 1961 года в Барнауле. Окончила школу № 55, поступила в Алтайский государственный педагогический институт на специальность "история, обществоведение, английский язык". Затем пять лет преподавала дисциплину "политическая экономия" в вечернем моторостроительном техникуме. Недолго работала социологом на Алтайском моторном заводе. С 1990 года — в пединституте (затем — педуниверситете). Последовательно занимала должности старшего лаборанта, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой управления развитием образования, декана факультета повышения квалификации и проф­переподготовки, директора центра дополнительного профессионального образования, директора института дополнительного образования, ректора.