февраль 24, 2003
16 января в рамках международной экономической конференции "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции" была опробована довольно необычная форма диспута под названием "деловой завтрак". Посвящался он интереснейшей теме - "Перспективы налоговой реформы в России". Влиятельные в мире политики и бизнеса люди пили кофе с бутербродами и обсуждали ставки, проценты, налоги. Разговор получился интересным, чему свидетелем стал наш корреспондент.
Куда нас заведут реформы
Тон утренней дискуссии, которая началась в четверть девятого, задал Владимир Псарев, вице-губернатор Алтайского края и начальник главного управления экономики и инвестиций краевой администрации. Он озвучил внешне простой, но редко задаваемый вопрос - что необходимо понимать под нынешней налоговой реформой в России? "Если говорить о каких-то перспективах, то надо знать, к чему мы движемся, что хотят сделать с налогами правительство и депутаты Госдумы" - справедливо вопрошал вице-губернатор.
Пока столичные гости размышляли над ответом, свою версию предложил Юрий Давыдов, генеральный директор барнаульской деревообрабатывающей фирмы "Форант": "Надо вообще оставить для предприятий один налог и - все! Так всем будет проще. К примеру, я содержу целый штат бухгалтеров, а в Германии на аналогичном предприятии - один. Да и тот - на полставки".
Но эксперты не склонны были разделять точку зрения алтайского предпринимателя. "Не надо строить иллюзий, что в какой-то стране существует идеальная налоговая система, - констатировал Александр Жуков, председатель комитета Госдумы по налоговой и бюджетной политике, - В той же Германии налоговая дисциплина граждан намного выше, чем в России. И если кто-то не заплатил налог, на него сразу же настучат соседи или журналисты. Причем никаких авторитетов не существует. Вспомните историю с теннисистами. Казалось бы, Борис Беккер или отец Штеффи Граф - национальная гордость Германии. Но им пришлось отвечать за уклонение от уплаты налогов. В любой стране существует примерно один и тот же набор налогов. В некоторых европейских государствах обязательными являются НДС, корпоративный налог (налог на прибыль), налог на доход гражданина, налог на имущество, акцизы. Исключение составляют США, где нет НДС, но установлена высокая ставка налога с продаж".
Точки над "i" в дискуссии расставил Михаил Задорнов, бывший министр финансов, а ныне депутат Госдумы и заместитель Жукова. Он сказал, что реформа преследует четыре основных цели: уменьшение числа действующих налогов, постепенное снижение разницы между налогами начисленными и уплаченными, стабильность налоговой системы и отсутствие льгот. "Если с первыми двумя пунктами все понятно, то третий необходим для того, чтобы предприятия получили налоговую систему, которая бы действовала без изменений пять-шесть лет, а четвертый - чтобы она была нейтральной по отношению ко всем налогоплательщикам".
Налог с продаж - убрать, НДС - снизить
Именно эти четыре пункта в дальнейшем обсуждали участники делового завтрака. Причем у большинства из них сложилось единое мнение о налоговой реформе. Путаницы после введения новых глав Налогового кодекса стало еще больше, хотя следует признать, что собираемость постоянно увеличивается. К примеру, по итогам прошлого года в Алтайском крае в бюджеты всех уровней было перечислено 11 млрд. рублей, что на 14,9% больше по сравнению с предыдущим отчетным периодом. А собираемость единого социального налога, который очень раздражает налогоплательщиков, составила 7,6 млрд. рублей.
"В целом, у нас достаточно неплохо работает налоговая система, но некоторые важные преобразования необходимо еще сделать, - направил диалог в русло будущего Александр Жуков. - Во-первых, надо снизить ставку единого социального налога, которая в настоящий момент все-таки высока (36,5%) и порождает недовольство налогоплательщиков. Во-вторых, нужно преобразование налога с продаж (5%) и НДС (20%). Налог с продаж с 1 января 2004 года отменяется. Это уже решено. Что касается НДС, то в Европе его ставка составляет от 15 до 22 процентов. Я за то, чтобы отменить все льготы по НДС и снизить его до 16-17 процентов. Так, кстати, недавно поступили в Казахстане, после чего собираемость НДС сразу повысилась".
В остальном же, по мнению столичных экспертов, российская налоговая система кардинальных изменений не требует. "Если решить проблему высокого НДС и единого социального налога, то тогда налоговое бремя в нашей стране будет составлять примерно 30-32% от ВВП, что является вполне приемлемым вариантом", - попытался убедить всех Александр Жуков. Ответное молчание не позволяло точно понять, согласны с ним другие налогоплательщики или все-таки нет.
Принято под давлением
Исполнительного директора Алтайского союза предпринимателей Эдуарда Черченко в первую очередь, разумеется, интересовала недавно принятая глава 26 Налогового кодекса, касающаяся налогообложения малого бизнеса. Напомним, что с 1 января 2003 года государство предложило предпринимателям два варианта фискальных платежей - упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход. Однако на самом деле никакого выбора малому бизнесу не предоставили, перейти на "упрощенку" для многих фирм оказалось очень сложно. Слишком много барьеров установлено законом.
"Мне непонятно, почему для применения упрощенной системы налогообложения годовой оборот предприятия не должен превышать 15 млн. рублей? - недоумевал Эдуард Черченко, - Это же смешная цифра. И еще один вопрос: почему единый налог на вмененный доход является фактически обязательным для многих предпринимателей?" "Как обязательным?" - удивился Александр Жуков. "А так, - продолжил исполнительный директор АСП. - Вот, к примеру, работает в Барнауле предприниматель, у которого есть несколько розничных продуктовых магазинов. Он бы прекрасно работал и на упрощенной системе, но для него установили ограничение. Площадь магазинов не должна составлять меньше 150 квадратных метров. Из-за этого ему придется переходить на "вмененку".
В ответ московские законодатели лишь развели руками. Вот что сообщил Александр Жуков: "Что касается упрощенной системы налогообложения, то мы обсуждали ее с правительством неоднократно. Я согласен, что 15 млн. рублей - это очень жесткое ограничение по обороту. На мой взгляд, меньше 1 млн. долларов бессмысленно было устанавливать. Глава Россиской торгово-промышленной палаты Евгений Примаков вообще предложил остановиться на обороте в 40 млн. рублей. Лидеры центристских фракций Госдумы ходили к Путину, убеждали его, но президент не согласился".
Аналогичный политический фактор оказался решающим при рассмотрении вопроса о допустимом размере площади торговых помещений при переходе на вдиный налог на вмененный доход. Об этом поведал Михаил Задорнов: "Это был четкий политический заказ. Путин поручил правительству развивать малый бизнес. Правительство поручило Грефу (министру экономического развития и торговли - прим. редакции) подготовить новые правила налогообложения. Но Кудрин (министр финансов - прим. редакции) обиделся и сказал, что его министерство тоже должно участвовать в разработке законопроекта. В результате родилось нечто особенное. Когда документ пришел в Думу, мы его честно хотели поправить. Но правительство, опираясь на центристские фракции, продавило законопроект".
Когда в товарищах согласья нет
Под занавес дискуссии выяснилось, что и другие "благие намерения" побывавших в Белокурихе депутатов Госдумы по снижению размера ставки единого соцналога и НДС вряд ли найдут применение в этом году. Все потому, что на носу - большие и малые выборы. А заниматься в такой момент налоговыми реформами, по мнению осторожных политиков, - и некогда, и опасно.
"Я считаю, что налоговую реформу в этом году можно было бы завершить, - поделился размышлениями Александр Жуков. - Особенно в отношении ставок единого социального налога и НДС. Но правительство уперлось и никак не хочет идти на уступки раньше 2005 года. Только после президентских выборов оно отважится на какие-то послабления. А сейчас ситуация такая: Касьянов (премьер-министр - прим. редакции) является сторонником преобразований, Кудрин - противником. Министерство Грефа выступает за ускорение реформ. Но в целом у правительства нет единого мнения в отношении налоговой реформы, и это плохо".
На этой минорной ноте участники "делового завтрака" решили прекратить свой диспут. Расходились они не в самом лучшем настроении. Как заметил один из крупных алтайских бизнесменов: "Я с оптимизмом смотрю только в 2015 год".