сентябрь 18, 2017
В конце августа министр здравоохранения края Ирина Долгова держала ответ перед краевыми депутатами на правительственном часе. Ее критиковали, расспрашивали, упрекали — всех волновали причины и последствия оптимизации больниц и поликлиник. В интервью altapress.ru министр рассказала, зачем проводится масштабная реорганизация и кому от этого станет лучше.
Ирина Долгова беседует с Яковом Шойхетом.
zdravalt.ru
— Я бы хотела правильно расставить акценты. Понятие "оптимизация" как в медицине, так и в любой другой области не обозначает сокращение. В первую очередь это более рациональное распределение и правильное использование имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов.
При формировании потребности в объектах здравоохранения и планировании сети медицинских организаций учитываются климатические и географические особенности, транспортная доступность, плотность населения, демографический состав, уровень и структура заболеваемости, сформировавшаяся градостроительная структура и перспективная система расселения.
В Алтайском крае работают:
В последние два года общественники, население и отчасти руководители наших медицинских организаций серьезно критикуют здравоохранение за проведение оптимизации круглосуточных коек, как правило, в ЦРБ. Но анализ результатов работы показывает, что койка сама по себе не играет ключевой роли в эффективности оказания помощи. Гораздо важнее преемственность при переводе пациента на тот уровень, где ему будет обеспечена качественная медицинская помощь.
Коечный фонд не является статичным показателем. Он меняется в зависимости от потребности.
Оптимизация круглосуточных коек была результатом проводимой в течение ряда лет превентивной работы по созданию мощной платформы дневных стационаров. Начиная с 2012 года количество мест в них выросло в крае на 12%, а уровень госпитализации — на 24%. Около 20% дневных коек находится сегодня в участковых больницах и врачебных амбулаториях, что делает их доступнее для населения, проживающего вне райцентра.
В маломощных стационарах, не имеющих достаточного потенциала для оказания экстренной помощи, наблюдаются такие негативные показатели, как рост летальности от пневмоний, от острых хирургических заболеваний. Как правило, это учреждения, в штате которых работает по одному хирургу, одному анестезиологу-реаниматологу, отсутствуют необходимые специалисты параклинических служб.
Доукомплектовать эти организации невозможно из-за малой мощности и небольших объемов оказываемой помощи. Это, в свою очередь, не позволяет специалистам нарабатывать опыт. В результате страдает качество медпомощи, затягиваются сроки ее оказания, страдает пациент.
Акцент в специализированной помощи в круглосуточном стационаре должен смещаться в сторону медицинских организаций второго и третьего уровней, где сегодня уже сосредоточено 73% всей круглосуточной помощи.
Я бы обратила внимание еще и на то, что требования к ЦРБ по обеспечению гарантированного объема медпомощи одинаковы, независимо от прикрепленного населения. Это возлагает на учреждения финансовую нагрузку, которая не компенсируется доходами в системе ОМС: например, необходимость оплачивать 16-часовые дежурства специалиста на дому или сформировать полноценное штатное расписание.
— Обязательства по оказанию тех видов помощи, выполнение которых невозможно в силу ограниченности кадрового и финансового ресурсов, делают маломощные ЦРБ финансово неустойчивыми. Это является пусковым механизмом для формирования у них кредиторской задолженности.
Дополнительные средства на поддержание крупных ЦРБ могут быть высвобождены только за счет их перераспределения из неэффективно работающих больниц. Концентрация финансов в крупных учреждениях, которые и возьмут на себя оказание экстренной медпомощи, позволит одновременно повысить и качество ее оказания. Положительный эффект от таких мероприятий в крае имеется.
Опыт укрупнения городских организаций был реализован в 2014 году на примере близко расположенных детских и взрослых поликлиник Барнаула. Он оценивался только положительно. В 2015 и 2016 годах мероприятия по реорганизации проводились поэтапно (укрупнили Центр крови, центр СПИД, объединили дерматовенерологические диспансеры, ЦРБ Первомайского района и ЗАТО Сибирский, Благовещенскую и Суетскую ЦРБ). В 2017 году работа продолжается.
Происходит укрупнение службы скорой медицинской помощи с концентрацией сил и средств вокруг крупных городов. В рамках созданных агломераций сегодня она обслуживает около половины населения края. Проведенные мероприятия позволили организовать работу службы без учета административно-территориальных границ, более рационально сформировать структуру подстанций, отработать единый алгоритм работы диспетчера, обеспечить маневренность бригад.
— Единственная цель — повышение качества оказания медицинской помощи, эффективное использование медицинского ресурса и, как результат, повышение удовлетворенности населения.
Прием пациентов будет осуществляться в прежних помещениях, по территориальной прикрепленности населения. То есть реорганизация не повлечет закрытия поликлиник и больниц, произойдет их упразднение только как юридических лиц.
За счет включения маломощных поликлиник в состав крупных пациент получит возможность оперативнее получать консультации узких специалистов и проводить сложные диагностические процедуры. Укрупнение улучшает кадровую ситуацию, обеспечивает непрерывность оказания медпомощи на время отпусков, учебы, болезни врачей-специалистов. Это также позволяет эффективно использовать диагностическое оборудование, минимизировать дублирование исследований и снижает время ожидания приема врача.
Работа по укрупнению ЦРБ будет проводиться точечно, после углубленного анализа, после встреч и согласования с представителями законодательной власти, общественными организациями и населением. Сокращение медицинских работников при проведении реорганизации не допускается.
— Первичная медико-санитарная помощь — это первая ступень в контакте между человеком и здравоохранением. Ее основу составляет профилактическая работа. В 2015 году в крае завершено формирование системы медпрофилактики.
Четвертый год продолжается широкомасштабная программа диспансеризации взрослого населения. По итогам восьми месяцев 2017 года диспансеризацию уже прошли 320,6 тыс. взрослых жителей края.
На территории региона в течение ряда лет не зарегистрировано случаев массовой заболеваемости инфекциями, по распространению которых край является эндемичным: сибирской язвой, бруцеллезом, туляремией, клещевым вирусным энцефалитом.
Это все — результат работы медицинских работников первичного звена.
Основной функцией поликлиник и амбулаторий является лечебная работа. Объем первичной помощи доходит до 63%. Ее оказывают организации, которые должны быть максимально доступны. А доступность обеспечивается прежде всего укомплектованностью врачами участковой службы и средним медперсоналом ФАПов.
Совершенствуются выездные формы медицинского обслуживания.
В целом организацию первичной медицинской помощи минздрав края считает приоритетной.
— Проблема дефицита кадров в сфере здравоохранения не уникальна для Алтайского края, она характерна для большинства регионов страны.
У нас активно ведется работа по целевому обучению необходимых специалистов. В 2017 году краю выделено 270 квот целевого приема в Алтайский государственный медицинский университет (АГМУ) по программам специалитета, из них 135 распределено между сельскими ЦРБ.
1186 медучреждений оказывают первичную медицинскую помощь в Алтайском крае
Кроме того, в связи с введением в России процедуры аккредитации специалистов начиная с 2017 года выпускники, окончившие программу специалитета, после прохождения этой процедуры вправе работать в первичном звене без обучения в интернатуре/ординатуре. Мы ожидаем, что эти изменения в законодательстве сыграют положительную роль.
Да, в крае наметилась тенденция снижения укомплектованности медорганизаций первичного звена врачами, средним персоналом за счет оттока специалистов старшей возрастной группы. Их доля составляет 62,7%, в том числе врачей — 49,8%, средних медицинских работников в амбулаториях — 71,1%, на ФАПах — 67,1%.
В этой связи уже пять лет реализуется программа "Земский доктор". За это время единовременную выплату 1 млн рублей получили 846 врачей, они трудоустроились в сельские медорганизации. В текущем году планируется принять в программу еще 140 врачей. В 2017 году продолжена реализация программы "Земский доктор в малых городах". По ней планируется принять шесть врачей в Горняке, Змеиногорске, Камне-на-Оби.
С 2014 года действует первая в стране региональная программа "Сельский фельдшер". В неукомплектованные ФАПы трудоустроено 58 фельдшеров.
Большую роль играют меры по обеспечению жильем. В 2016 году в Барнауле сдан в эксплуатацию жилой дом для сотрудников Нагорного медицинского кластера на 160 квартир. В начале текущего года вручены ключи от 30 квартир в новом доме для работников социальной сферы в Рубцовске. В Белокурихе приобретено пять квартир для предоставления наиболее востребованным специалистам. Также планируется купить квартиры в строящемся жилом комплексе Новоалтайска для обеспечения жильем медработников.
Сознавая важность вопроса, власти Заринска, Новоалтайска, Белокурихи, Змеиногорского и ряда других районов разработали муниципальные программы. Они предусматривают предоставление жилья по социальному найму врачам и средним медработникам, полную или частичную компенсацию расходов по найму помещения, единовременную материальную помощь молодым специалистам или ежемесячные выплаты интернам и студентам-целевикам. Однако хотелось бы, чтоб органы местного самоуправления более активно перенимали этот опыт.
— История строительства и запуска перинатального центра "ДАР", к сожалению, была неоднократно искажена в ряде средств массовой информации региона. Работа в учреждении началась в конце прошлого года и на сегодняшний день продолжается в полном объеме. За это время там на свет появилось более 1 тыс. малышей. С визитами в перинатальный центр неоднократно приезжали коллеги из других регионов и вышестоящее руководство. Большинство посетивших учреждение отмечает, что с его появлением родовспоможение в Алтайском крае вышло на качественно новый уровень развития, а сам перинатальный центр является одним из лучших в России.
— В настоящее время ведется объединение городских больниц № 3, 6, и 9. Оно даст возможность организовать поликлинику по адресу ул. П. Сухова, 18, отказавшись от площадок на ул. Островского, 16 (сейчас там размещен дневной стационар больницы) и на ул. Титова, 29. Вопрос сноса помещений по адресу ул. Бехтерева, 26 в настоящее время министерством здравоохранения Алтайского края не обсуждается.
— В 10 медорганизациях края реализован региональный проект "Открытая регистратура". В его основу были положены технологии, позволяющие в регистратуре разобщить пациентопоток, организовать предварительную запись с использованием интернет-портала, телефонных звонков, инфоматов, прямого обращения, а также повторную запись на прием к терапевтам и узким специалистам непосредственно в кабинете врача.
Для удобства пользования услугой электронной записи в июле 2016 года для основных мобильных платформ было запущено приложение "МедРег22".
На прием к врачам 7% пациентов хотя бы раз записывались через интернет и 2% — через инфомат. 49% пациентов получают талоны на повторный прием непосредственно в кабинете доктора. Услугами предварительной записи пользуются 69% пациентов. При проведении независимой оценки качества работы поликлиник 65% посетителей отметили, что записались на прием к врачу при первом обращении.
В крае внедряется и другой федеральный проект — "Бережливая поликлиника". Его реализация позволит максимально разгрузить врача для непосредственной работы с пациентом, более эргономично распределить потоки в поликлинике, сократить очереди в регистратуру, повысить доступность помощи за счет оптимизации внутренних процессов и внедрения электронного документооборота. В Алтайском крае проект стартовал в июне 2017 года, в его реализации участвуют городская поликлиника № 9 и детская городская больница № 1 (обе в Барнауле). В сентябре к нему присоединятся еще шесть поликлиник.
Ирина Викторовна Долгова родилась 15 января 1966 года в Барнауле. В 1988 году окончила АлтГУ ("Экономика труда"). Начала работать на Барнаульском заводе геофизической аппаратуры экономистом. В 1995 году пришла в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в 2000 году возглавила его. В 2012 году стала начальником Главного управления края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. С 1 января 2017 года — министр здравоохранения.