ноябрь 1, 2017
Новые финансово емкие проекты модернизации теплоснабжения предлагает краевым властям "Сибирская генерирующая компания" (СГК) в Барнауле и Новоалтайске. Энергетики готовы реализовать их в связи с возможностью перейти к формированию цены гигакалории по новой целевой модели рынка тепла. Как стало известно "СК", Алтайский край станет пилотным регионом, где эта модель будет применяться.
Пресс-конференция.
Анна Зайкова
О том, что СГК направила в правительство края предложение рассмотреть проекты модернизации теплоснабжения Новоалтайска и Барнаула, сообщил вице-премьер алтайского правительства Виктор Мещеряков на встрече с журналистами. Обсудить детали проектов стороны намерены 31 октября в ходе встречи гендиректора СГК Михаила Кузнецова с властями региона.
Проекты связаны с масштабными инвестициями в теплоснабжение, которые, по предварительной оценке, составят 9 млрд рублей со сроком окупаемости 15 лет. При этом более половины капитальных вложений, по словам Виктора Мещерякова, необходимо осуществить в течение ближайших двух-трех лет.
И алтайский вице-премьер, и представители энергокомпании заверяют: инвестиции не приведут к резкому росту тарифов. Возможность для реализации проектов дает переход на формирование цены гигакалории по новой целевой модели рынка тепла, которая гарантирует инвестору окупаемость и предсказуемые параметры тарифа в долгосрочной перспективе.
Идея для Новоалтайска — перевод города-спутника Барнаула на теплоснабжение от барнаульской ТЭЦ. Для этого, вероятно, будет проложена новая теплотрасса длиной около 12 километров, сказал директор алтайского филиала СГК Игорь Лузанов.
Однако какая часть города будет переведена на барнаульский теплоисточник и каких средств потребует приведение в приемлемое состояние местного теплосетевого хозяйства, пока неясно — проект требует дальнейшей проработки.
Инвестиции СГК в новоалтайский проект могут составить 2 млрд рублей.
А вот детали барнаульского инвестпроекта, предложенного СГК на рассмотрение властям региона, известны больше. Часть инвестиций пойдут на модернизацию теплоснабжения территории Барнаула, входящей в сферу ответственности МУП "Энергетик" (поселок Южный и часть Центрального района).
На долю этого муниципального предприятия сегодня приходится 15% рынка тепла, а в его состав входит 36 котельных и около 150 километров теплосетей.
И СГК готова взять на себя теплоснабжение потребителей, которые сегодня находятся в зоне ответственности МУП "Энергетик", пояснил Игорь Лузанов. При этом большую часть из них предполагается перевести от устаревших котельных на ТЭЦ. Это позволит заметно снизить нагрузку на потребителей и бюджет, которому больше не нужно будет компенсировать жителям разницу в тарифах котельных и ТЭЦ.
Отказ от части устаревших котельных "Энергетика" позволит и существенно улучшить качество окружающей среды, продолжает Игорь Лузанов.
Эту же задачу поможет решить и другая часть барнаульского проекта — подключение к ТЭЦ частного сектора в центре города, в районе проспекта Красноармейского. "Каждый отопительный сезон на этой территории образуется смог, — продолжает Лузанов. — Экологическое состояние в центре города кардинально улучшится при переводе частного сектора на ТЭЦ. Для этого необходимо будет проложить теплотрассу".
И все же главные вложения связаны с реновацией теплосетевого хозяйства Барнаула, которое сегодня находится в зоне ответственности СГК (85% рынка).
Состояние его в СГК считают критическим: около 70% внутриквартальных тепловых сетей и 50% магистральных старше 25 лет. Крупных инвестиций требуют и центральные тепловые пункты, в которых готовится горячая вода. "В них работают бойлерные установки, которые необходимо менять, и стоит это, по нашим оценкам, около 550 млн рублей", — говорит Лузанов.
Общие вложения в теплоснабжение Барнаула в СГК оценивают в сумму 7 млрд рублей.
Крупные инвестпроекты СГК напрямую связаны с переходом на иной способ определения цены гигакалории, который предусмотрен новой целевой моделью рынка тепла, еще его называют "методом альтернативной котельной". Он предполагает отказ от ежегодного утверждения тарифов по методу "затраты плюс", который не стимулирует инвестиции.
Вместо этого по соглашению сторон будет установлена предельная цена по новому методу. Формула расчета предельной цены еще окончательно не утверждена.
"При переходе на альткотельную заключается соглашение с органами власти, в котором расписано, что делает в муниципалитете единая теплоснабжающая организация (ЕТО), какие параметры должны быть достигнуты. В нем будет прописываться и ответственность ЕТО за невыполнение условий. Нарушать условия крайне невыгодно — если соглашение будет расторгнуто, инвестор потеряет вложенные средства", — поясняет Игорь Лузанов.
Закон об альткотельной подписан президентом России еще в июле. Чтобы он начал действовать, нужно, чтобы правительство РФ приняло еще 14 подзаконных актов и утвердило том числе формулу расчета предельной цены. По словам Виктора Мещерякова, в Минэнерго РФ все эти документы обещали принять к 1 апреля 2018 года.
На новую модель регионы не будут переводить принудительно — это их добрая воля. Алтайский край станет пилотным, в котором новшество будет проходить "обкатку". Однако начнут не с Барнаула или Новоалтайска, а с Рубцовска, где СГК уже вложила в переустройство теплоснабжения более 1 млрд рублей, а общая стоимость рубцовского проекта — около 2 млрд.
Сегодняшний тариф на тепло в городе — 1933 рубля за гигакалорию с НДС.
"Этот тариф “Сибирскую генерирующую компанию” устраивает, с учетом того, что за счет инвестиций и закрытия одного теплоисточника эффективность системы в Рубцовске повысилась на 30%. А в дальнейшем перейдем к методу регулирования альткотельной. Он даст возможность ограничить рост тарифа —он будет расти лишь по инфляции. Это вполне приемлемо для жителей, ведь резкого роста тарифа не будет. И это устраивает инвестора — СГК", — рассказал зампред правительства края.
Переход к методу альткотельной в теплоснабжении Рубцовска планируется к 1 января 2019 года.
Она дает возможность обеспечить заинтересованность инвестора вкладывать средства в развитие системы теплоснабжения без резкого увеличения тарифа. Инвестор в данном случае получает гарантированный уровень цены на долгосрочную перспективу, что позволяет ему планировать инвестиции и понимать сроки их окупаемости. Потребитель получает надежное и качественное теплоснабжение, понятную цену на долгосрочную перспективу (причем в предложении СГК — без резкого скачка), а также единый центр ответственности — единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), которая в полной мере отвечает перед ним, в т. ч. финансово, за предоставление услуги надлежащего качества.
Государство (субъект РФ, муниципалитет) получает гарантию развития инфраструктуры, надежного партнера в лице крупнейшего энергетического холдинга, который в полном объеме берет на себя решение всех проблем обеспечения жителей теплом. Кроме того, край и город получают значительный приток инвестиций.
- Цена по методу альткотельной — это стоимость гигакалории, рассчитанная на основании затрат на строительство и эксплуатацию новой котельной мощностью 10 гигакалорий в час, если бы потребитель решил отказаться от централизованного теплоснабжения и обеспечивать себя теплом самостоятельно.
- Цена альткотельной устанавливается для отдельной ценовой зоны (то есть в муниципалитете). Она является предельной, то есть максимальной. При этом законом предусмотрена возможность установления цены ниже расчетного уровня по соглашению ЕТО и муниципалитета.
- В случае если цена "альтернативной котельной" существенно выше текущего тарифа, стоимость, по которой будут фактически платить потребители, постепенно приближается к предельной цене в соответствии с графиком в течение 5–10 лет. Рост тарифа ограничен.
- Формула расчета цены по этой модели будет утверждена правительством. При расчете учтут среднюю зарплату по муниципалитету, стоимость топлива, налоги и ряд других параметров.
- На эту модель территории переходят добровольно.
- Метод альткотельной гарантирует инвестору возврат инвестиций в отличие от существующего метода тарифного регулирования.
Если состояние системы теплоснабжения плохое, инвестору надо сразу вложить крупные средства. При существующем подходе средства не вкладываются, потому что нет механизма возврата. Например, если компания вложит 1 млрд, этом случае тарифы сразу должны были бы увеличиться в три раза, что невозможно — для каждого региона, в том числе Алтайского края, установлен предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги.